taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars


Быть гуманным, думать о ближнем и делать добро сейчас модно, и это хорошо. Но иногда за благими намерениями обнаруживается нечто... странное, а может быть, и обидное. Именно такой мне показалась акция от мейлру. Впрочем, я не хочу давать оценок, потому что она, похоже, задела мое больное место, и я возможно, излишне пристрастна. Но в своем возрасте, неуклонно приближающемся к "бабушко-дедушковскому", я бы ни за что на свете не захотела бы быть объектом подобной акции.

Суть акции на заглавном фото, а комментарии (утащено из ленты Фейсбука) таковы:

У каждого из нас есть пожилые соседи в подъезде. Это мы с вами можем вызвали деливери и заказать набор салфеток через онлайн-магазин. А бабушки и дедушки продолжают ходить в магазины и аптеки. Хотя коронавриус наиболее опасен для пожилых.

Команда Добра сделала плакат, который можно повесить у себя в подъезде. Так люди смогут узнать, какие продукты и лекарства надо купить старикам в их доме, и объединятся с другими неравнодушными соседями.

Чтобы не подвергать бабушек и дедушек опасности, мы предлагаем оставлять продукты и лекарства у входа в квартиру.


Друзья, мы знаем, что коронавирус наиболее опасен для пожилых людей. Давайте вместе попробуем помочь бабушкам и дедушкам, которые живут рядом с нами — в одном подъезде.

Что можно сделать:

🔷 распечатайте этот плакат и разместите у себя в подъезде;
🔷 купите необходимое для пожилых людей;
🔷 расскажите об этой идее своим друзьям.

❤️💙Давайте объединяться, чтобы помогать!


Что меня здесь возмущает?
Ну, во-первых, не всем понравится обращение. Далеко не все, даже имеющие внуков, готовы называться бабушками и дедушками. Во-вторых, полная уверенность, что бабушкам и дедушкам недоступны онлайн-сервисы (наверное они никогда не видели ни компьютера, ни смартфона). Авторы идеи также не подумали о том, что у подавляющего большинства бабушек и дедушек есть дети, и даже если они далеко, то уж вызвать доставку наверное смогут. Восхищает также список предполагаемых потребностей бабушек и дедушек: хлеб, молоко и таблетки от давления. Тьфу!

Но больше меня возмутила предлагаемая форма ваимодействия. Мы доставим вам продукты, но общаться с вами (якобы для вашего же блага) не будем. Мы даже телефона своего не дадим: несите список в почтовый ящик (тоже, кстати, угроза заражения). Принесем продукты и кинем под дверью: интересно, как бабушки и дедушки должны догадаться о том, что продукты их ждут? И будем радоваться своему благородству и тем, что мы помогли пожилым людям.

Я предполагаю, что многим из тех, о которых якобы заботится эта акция, гораздо больше хлеба и молока нужно общение, тем более, в такой тревожной и непонятной ситуации, в какой мы все сегодня находимся. Запирая людей в четырех стенах, мы обрекаем их на одиночество и пустоту (необходимость одеться, дойти до магазина, подышать воздухом, перекинуться парой слов с продавщицей или знакомым - все это хоть как-то "держит"). Это реальная опасность, которую вряд ли замечают. Чтобы помочь, нужно хоть что-то предложить взамен, а не кидать продукты под дверью.

И если кто-то хочет помочь по-настоящему, то нужно обязательно оставить телефон и сказать, что звонить можно и нужно. На разговоры скорее всего уйдет гораздо больше времени и сил, чем на то, чтобы принести продукты, но иначе не стоит красиво утверждать "Вы нам очень нужны".

А в идеале я бы, пренебрегая (на один раз) возможностью заражения, по возможности ставила бы скайп и мессенджеры и учила ими пользоваться. Создавала бы для этого контингента чаты и онлайн группы поддержки. Это было бы реальной помощью. Возможно, жизненно важной.
Впрочем, это утопия.
А вы как думаете?

Update. Чеовек сказал то, что я пыталась донести, и у него это получилось, в отличие от меня
Меня ужасно задевает тон разговоров о пожилых людях в связи с коронавирусом. Такое впечатление, что все пенсионеры внезапно выжили из ума и стали недееспособны, а нам кто-то дал право распоряжаться их жизнями.

«Объясните им», «убедите их», «сделайте так, чтобы они», «возьмите с них слово, что они», «займите их играми, которые были популярны во времена их юности…» Знаете, пожилые люди не глупее нас с вами. Умеющих делать выводы и читать по-английски среди них не меньше, чем среди молодых. Все волнуются, все взбудоражены, и не хочется никого обижать, но слушайте: сами сидите в углу и забивайте козла, если не можете справиться с тревожностью.

Потому что всё это не только про заботу, но и про тревожность, не столько про благо пожилых, сколько про наш душевный покой. Так бывает с подростками: родители готовы запереть их в клетке и потерять с ними всякий контакт, лишь бы не чувствовать себя виноватыми, если с ними что-то случится.

Я хотела написать этот пост еще неделю назад, когда молодежь в Москве гуляла толпами и жарила шашлыки, а пенсионеры были обязаны сидеть по своим норкам, Но не смогла: у меня теперь почти не остается ни сил, ни времени ни на что, кроме работы. Ну и ладно, карантин-то когда-нибудь ослабеет, изменит форму — и эти соображения опять будут актуальны, потому что пожилых людей наверняка опять поразят в правах.

Никто не нуждается в прогулках так, как они. Дети доберут свое, бесясь и стоя на голове. Взрослые могут махать ногами, бегать по дорожкам, смотреть фитнес онлайн. Старики, как правило, махать ногами не могут. Ходьба — единственная доступная им форма движения. Запрещая им двигаться и дышать, мы своими руками ослабляем их иммунитет, который им сейчас так нужен. Домашний карантин совершенно точно кого-нибудь спасет. И совершенно точно кого-нибудь погубит. Из той точки, в которой мы находимся, не просчитать, кого будет больше.

И потом, жизнь — не бесконечна (о чем нам так неприятно напоминает вирус). Люди стареют — и умирают. В шестьдесят или в девяносто, но умирают. Для кого-то этот год — последний в жизни, просто последний, безо всякого вируса. Запирая этих людей по домам, мы крадем у них их последние месяцы.

У меня есть и пожилые родственники, и пожилые друзья. Для них жизнь не жизнь без того, чтобы выйти из дома, из четырех стен, продышаться, взбодриться, раскланяться со знакомыми, понаблюдать за тем, что происходит снаружи. Многие и сейчас продолжают прогуливаться в магазин, потому что это единственно разрешенная форма прогулки. Я высказываю свое мнение, даю советы, лезу на стенку, матерюсь (да). Но понимаю при этом, что мое желание запереть их дома — про мой страх, а не про мою любовь. Рисковать, делать глупости, совершать необдуманные поступки у них не меньше прав, чем у меня. Это их решение, их выбор и — повторю — их право, как бы оно ни сводило меня с ума.

Я бы хотела, чтобы пожилых людей оставили в покое. Чтобы их обходили на большом расстоянии все, включая Росгвардию. Чтобы никто не подсаживался на лавочки, на которых они сидят. Чтобы, когда всех выпустят на улицу, опять не получилось так, что кашляющая молодежь без масок тусуется, а пенсионеры заперты в квартирах. Чтобы с ними перестали обращаться как с неразумными провинившимися детьми, которых каждый незнакомый дурак вправе поучать и укорять. Оставьте их в покое, они тоже всё читали. Им и так тяжелее всех.


Update. Видела в газете настоящие объявления на тему помощи старшему поколению. Нигде нет обращения "бабушки и дедушки", везде либо указан телефон, либо просят написать телефон тех, кому нужна помощь.
Нормальные люди не просто хотят помочь, они умнее и делиткатнее пиарщиков. Ура!!
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2020-03-17 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Есть разные категории бабушек-дедушек. Для какой-то части это хорошо. (Соседи и деньги не будут брать за продукты?).
Но нужна, вы правы, обратная голосовая связь с благодетелями.

Date: 2020-03-17 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2020-03-17 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Я вижу тет некий снобизм (в Ваших словах) и стремление поучить, как следует помогать людям Правильно.
То есть вы сами скорее всего делать ничего не будете, и это правильно - нам бы всем со своими делами разобраться.
Но тем не менее про то, что придумали другие, мнение есть.
Про благотворительность вообще - я уже давно поняла, читая вот такие посты и более глобальные "срачи", что каждый дает по своим силам. Кто-то может общаться со стариками, но у него нет денег (условно) - пусть общается. А кто-то может дать денег, но ему противны старики, может ведь быть и такое? И он в своем праве. Но его деньги спасут чью-то жизнь.
А кто-то сидит и подсчитывает количество эмпатии. У других.

Date: 2020-03-17 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
В том-то и дело, что деньги подразумевают личный контакт (потому что все бабушки и дедушки совсем дремучие, ни карт банковских, ни онлайн-банков у них нет по определению), а вся система задумана как абсолютно бесконтактная. Передача денег все портит. Но не думаю, что больше 1-2 раз это получится на безвозмездной основе - это неудобно обеим сторонам

Date: 2020-03-17 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо, Лена, за ваше мнение, я наконец поняла, почему мне так глубоко неприятна эта ситуация.
Это личное и старое и я не буду об этом рассказывать.
Но вот мне интересно: если я представила себя на месте потенциального получателя такой помощи (а ничего удивительного в этом нет, мне уже советовали переходить на режим полной самоизоляции по возрасту) и почувствовала, как мне плохо - это и есть снобизм??
Кстати, про благотворителей, которые приезжают с подарками в детские дома, и от их подарков только хуже, писали немало, и до какой-то степени удалось переломить ситуацию. Это тоже был снобизм?

Date: 2020-03-17 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Я думаю, вы всё-таки пристрастны. Нормальная акция (кстати, аналогичная в странах Западной Европы есть). Насчёт лекарств, хлеба и молока - перебор, конечно - для пущей елейности добавлено, думаю. Но даже если пожилой человек компьютерно грамотный ,не у всех есть желание и возможность переплачивать за доставку, например (я сама не заказываю продукты в интернете, кстати).
В общем, листовку, конечно, надо переписать человеческим языком, а саму акцию оставить.
Edited Date: 2020-03-17 04:11 pm (UTC)

Date: 2020-03-17 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] panda-aunt.livejournal.com
Я не разделяю вашу возмущение, уж по дружески извините. Как раз сейчас нахожусь в раздумьях Маме 90 лет. Живёт она на другом конце города. Продукты основные и готовую еду я ей привожу. За хлебом она обычно сама ходит. А если я заболею? И дочка заболеет? И мама выйти не сможет? Вот - как раз такой вариант, как вы описываете, очень бы даже пригодился!

Date: 2020-03-17 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Кстати да, а что с деньгами? Это уже к вирусу вроде бы и не относится.

Date: 2020-03-17 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Нет, это не снобизм - когда сам получатель помощи говорит, что ему не комфортно. И он или отказывается от нее, или ищет того, кто поможет ему более "качественно". То есть когда люди изнутри это все проходят, а не снаружи, как мы сейчас, слава богу.
Про помощь детским домам я и сама писала, что не надо ездить - в Москве и ближайшем!!! Подмосковье.
Мне кажется, тут разные ситуации - дети полностью обеспеченные всем, которые швыряются смартфонами, и старики, которым принесли батон хлеба.

Date: 2020-03-17 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] annutta-12.livejournal.com
А мне кажется, любая помощь полезна. Возможно, это то, что реалистично. И главное здесь- то, что просят пожилых не ходить в общественные места.

Date: 2020-03-17 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com

Таня, не вижу ничего неприятного в таком предложении помощи! Ситуации бывают разными, и для кого-то такое предложение - купить и принести хлеб, молоко, таблетки - спасение.

Date: 2020-03-17 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
А почему ваша мама или вы для нее не оформите социального работника - приносить продукты, платить за квартиру и т.д. ? Это даже без всякого коронавируса предусмотрено от собеса одиноко живущим старикам.

Date: 2020-03-17 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Почитала другие комменты и заметила, что все остальные не видят ничего неприятного в обращении "бабушки-дедушки". Видимо, совсем молодые у вас комментаторы, к себе не примеряют еще.

Date: 2020-03-17 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] letniy-vecher.livejournal.com
Вы рано на себя примеряете такую помощь. Вот для моей мамы 82 лет она была бы неоценимой. И насчет общения все правильно. В период эпидемии оно должно быть сведено к минимуму. И то, что помощь обезличена, тоже хорошо. Многие старики просто стесняются просить.

Date: 2020-03-17 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
В том-то и дело, что я ощущаю себя наполовину внутри. Еще на 5-7 лет старше - практически внутри. И мне делается страшно от собственного образа человека, которому кладут под дверь батон хлеба.

Date: 2020-03-17 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я что-то засомневалась: то ли доставка бесплатна, то ли сами продукты.
Сначала определенно поняла, что и продукты.
Если это не так, то непонятен механизм оплаты

Date: 2020-03-17 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я бы сказала, очеловечить

Date: 2020-03-17 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Понимаю эту ситуацию и сочувствую. Но она не имеет особого отношения к коронавирусу

Date: 2020-03-17 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Наверное, да. Но все-таки тут что-то не так.

Date: 2020-03-17 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Ну да - высосанную из пальца "человечинку" заменить на реальную человечность...

Я уже не говорю о том, что обращаться к незнакомым людям "бабушка" и "дедушка", как мининмум, неприлично.
Edited Date: 2020-03-17 05:39 pm (UTC)

Date: 2020-03-17 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Хорошо, я спрошу с другой стороны - Вы бы хотели вот сейчас ни с того, ни с сего общаться с молодыми соседями, доселе Вам совершенно незнакомыми?
Я вот сужу по своей маме - она бы не стала ни с кем говорить. Она непрерывно!!!! говорит по телефону с тремя подругами, все остальные люди включая меня ей не интересны. Условный "батон под дверь" ее абсолютно устроит. Но это, конечно, очень узкий пример :)

Date: 2020-03-17 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_losharic/
думаю что предложение щедрое. Никто же не ТРЕБУЕТ им воспользоваться. Можете сами, не трудно, не боитесь рискнуть здоровьем - милости просим в магазин.

Date: 2020-03-17 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да нет, не очень. Но кто-то уже увидел.

Date: 2020-03-17 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] panda-aunt.livejournal.com
Ну, во-первых, для мамы конкретно эта услуга будет платной, т.к. у неё пенсия большая. И довольно сильно платной. А потом, у неё же есть я. И внучка всегда готова прийти на помощь. И внук. Да и зять любимый, если что подъедет, нагруженный продуктами и инструкциями. А летом она вообще со мной на даче. В обычной ситуации нужды в этом никакой нет - только гипотетически в условиях полного коллапса и разово (о чём и речь в этом посте...).

Date: 2020-03-17 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да, пожалуй. Но мама все-таки тоже не показатель: она в семье живет.

Кстати, на тему "снаружи и внутри". Только что почта принесла от московского правительства:

Здравствуйте!
Вы находитесь в группе риска осложнений в случае заражения коронавирусной инфекцией. Рекомендуем Вам временно не посещать места массового скопления людей: торговые центры, магазины, театры, кафе, стадионы.
Постарайтесь снизить риск заражения:
• замените встречи общением по телефону;
• перенесите запланированные визиты и поездки;
• сведите к минимуму любые контакты в общественных местах;
• выходите из дома только в случае необходимости;
• попросите родных, друзей и соседей помочь Вам с решением бытовых вопросов: оплатить доставку продуктов и предметов первой необходимости, счета ЖКУ.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 04:55 am
Powered by Dreamwidth Studios