taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
Я начну издалека - с одной ссылки, которая появилась в дискуссии о "новом поколении" v-emelyanov.livejournal.com/194474.html Для тех, кто не пойдет по ссылке (там много фото и интересное обсуждение) - мой краткий пересказ.
Автор блога - Руководитель Челябинского  Исполкома ВОО "Молодая Гвардия Единой России" - то есть, очень даже нерядовой юный единоросс из Челябинска. В записи по ссылке он описывает как компанией  (полный автобус) он ездил волонтером в дом престарелых. Вот они в красивых маечках с символикой ЕР "обсуждают поездку". Вот выходят на сцену, где наш герой рассказывает, "почему мы откликнулись на призыв помочь ветеранам". Вот он машет ручкой со сцены. Вот весело улыбается в автобусе. Вот он с пакетами "подарков" - быстрорастворимой каши неизвестной мне фирмы. Вот заключительная фраза: "так в праздник мы доставили частичку счастья нашим ветеранам".
Стоп! Чего-то не хватает. Где же счастливые лица ветеранов?, - спрашивают в комментариях. - А нас к ним не пустили, им завтра кашу раздадут, - спокойно отвечает автор. И на все последующие ехидные вопросы у него один ответ: это не ко мне, это к организаторам (хотя он сам руководит чем-то там).
У меня создалось впечатление, что и после почти сотни комментариев мальчик так и не понял, что между красованием на сцене в форменной маечке и "частичкой счастья ветеранов" нет ничего общего. А уж до этих  комментариев - точно не понял, потому что тогда постыдился бы выкладывать свой торжествующий репортаж.

Я вспоминала этот сюжет, когда пыталась разобраться со сравнением  данных психологического тестирования двух групп студентов - Ленинградского и Владивостокского университетов. Владивостокцев тестировала моя ученица в октябре 2010 года, данные по ЛГУ мы взяли из руководства к тесту, к сожалению, дата тестирования там не указана,  но поскольку ЛГУ не существует с 1991 года (переименован в СПБГУ), то с хорошей вероятностью, это данные 80-х годов. То есть, получилось сравнение не только второй столицы с провинциальным вузом, но и двух поколений.
Были получены статистически значимые  различия по 12-ти из 16-ти изучавшихся характеристик личности - одновременно  логичные и достаточно неожиданные.
Во-первых, новое поколение оказалось на удивление активным, довольным и эмоционально устойчивым (какие там агрессия с депрессией, которые у бедных иностранцев...). По сравнению со студентами ЛГУ, Владивостокцы более уверены в себе и стабильны эмоционально, они менее тревожны, больше удовлетворены своим положением, обладают более развитым самоконтролем.
Во-вторых, это поколение более практично и прагматично и одновременно несколько более косно. Они более реалистичны и трезвомыслящи, не склонны к сентиментальности, меньше склонны к риску и меньше открыты для изменений, у них больше выражен консерватизм и меньше - склонность к абстрактному мышлению. Показатели интеллекта у них тоже хуже (от результатов некоторых студентов университета я приходила в шок), но это в понятно: лучшие ученики стараются поступать в вузы в Москве или в том же Петербурге.
Наконец, это поколение более раскованное и открытое для общения: они более открыты и эмоциональны в общении,  более раскованы, подвижны и экспрессивны, энергичны и напористы.
Но самые большие различия были обнаружены по фактору, который отражает тенденцию к самостоятельности и независимости в формировании своей позиции и принятии решений и их сохранении, независимо от того, встречают ли они поддержку социума. Вот с этой тенденцией у современного поколения - просто катастрофа. То есть, Владивостокцы крайне зависимы от группы и авторитетов, несамостоятельны в выработке собственного мнения и собственной позиции.
Вот такое поколение идет нам на смену:  уверенное, активное, прагматичное и... крайне несамостоятельное. Скорее всего, оно с   готовностью пойдет за теми, кто посулит им заманчивые перспективы. И убедить их будет несложно.

Date: 2011-01-07 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Первая часть - "тимуровском поступке" Молодой гвардии Единой России - даже обсуждать нет желания.
А вывод, полученный на основании исследования только (так ведь получается?)одной группы современных студентов из Владивостокского университета тоже не кажется основательным. Вторую группу ленинградских студентов можно не брать в расчет, так как 80-ые годы - все-таки совсем другое время. А одна эта группа - все-таки недостаточно для выводов обо всей молодежи. И еще мне не совсем понятно. Не понимаю как можно быть одновременно уверенным, активным и несамостоятельным. В чем они тогда уверены? Если они сами ничего не могут ни придумать ни осуществить?
А Вы не можете без этих исследований - просто на основании своего большого опыта общения с молодежью сделать какой-то вывод? Я, если бы подумала, наверно, могла бы сделать какое-то свое заключение. Сейчас - не готова. Я уверена в одном. Мало читают или совсем не читают. Но особенно меня удивило, что дочь моей подруги пару лет назад закончившая филфак в бывшем ЛГУ - ничего толком не читала ни до поступления, ни после. А во время учебы читала краткие содержания произведений на каком-то специальном сайте для студентов филфаков (!!). Это меня убило. И еще. На эту же тему. Моей внучке 15 лет. Она учится в очень хорошей математической школе, где нет "случайных" детей. Поступить туда трудно. Недавно я была там на родительском собрании, дочка не смогла. Учительница литературы, видно очень хорошая, давно работающая говорила о необходимости прочесть ряд книг, которые есть в программе - "Война и мир", "Обломов", еще что-то типа этого,т.е. - объемные книги. И после этого уговаривания она вдруг после паузы так тихо и обреченно сказала: "Ну пусть хоть фильм посмотрят. Хоть будут знать о чем книга...". Я была крайне удивлена. Но, прекрасно понимаю, что говорит она это чисто из практических соображений.
Это совсем не главное в характеристике поколения. Есть много другого, о чем я сейчас не буду говорить. Но все-таки...Мне их жалко.

Date: 2011-01-07 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
"А одна эта группа - все-таки недостаточно для выводов обо всей молодежи" Безусловно. Однако не думаю, что если "на основании своего большого опыта общения с молодежью сделать какой-то вывод", то этот вывод будет точнее. Тем более, что мне обязательно скажут, что я имею дело только с "элитной" молодежью, обучающейся в престижном вузе.
Но могу сказать, что наша молодежь все-таки читает. У меня есть задание, которое делается по прочитанным книгам, и я выбирают самые разные произведения. Правда я целенаправленно по авторам не анализировала, поскольку в задание это не входит.
"Не понимаю как можно быть одновременно уверенным, активным и несамостоятельным." - Яркий пример как раз я привела в первой части своего сообщения :((
Я не вижу оснований их жалеть.

Date: 2011-01-07 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Почему-то сегодня в почту не приходят уведомления о комментариях.Я не буду спорить по поводу читают они или нет, не знаю обо всех, конечно. Наверно, какая-то часть читает. Но очень малая. Я сказала -"мне их жалко" исключительно по этой причине. Никто еще не умер из-за того, что не читает книг, да и вообще - многие живут даже очень хорошо. Но жизнь свою они обедняют. Поэтому и жалею. И еще, те преподы на филфаке, где училась та девочка и такие же ее подружки тоже, наверно, считали, что дети читают.
Я про "молодогвардейцев" не подумала в этой связи. На самом деле. Уверенности, даже самоуверенности хоть отбавляй. Вообще - это все так неприятно, о чем Вы рассказали. Такая фальшь, и такое бессердечие и показуха.

Date: 2011-01-10 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] crowdion.livejournal.com
Девушки,

вы что так рано постарели?

Лет тридцать назад примерно то же самое мне внушали две старые, как мне тогда казалось, тётки (им и 50-ти не было), преподавательницы МАИ (кажется) по кафедре философии. А я сидел себе с прилежным видом и уплётывал торт "Ленинградский". Он в те времена жутко вкусный был.

Ну а если серьёзно, нынешняя молодёжь от нас в том же возрасте отличается лишь большей свободой в сексе, вернее, большим разнообразием. В моё время говорить о минете в смешанной компании считалось недопустимым, а сейчас -

Date: 2011-01-10 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Наверное беда в том, что в том возрасте, когда вы уплетали Ленинградский торт, я не обсуждала минет даже в однополой компании :((

Date: 2011-01-10 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] crowdion.livejournal.com
Короче, всё в порядке, когда всё в порядке. А когда не всё в порядке (простатит и тп), то тянет поучить молодежь и в назидание рассказать, какими мы были правильными, о сексе не думали, а всё о стране, о Льве Толстом и прочих Павках Морозовых


Хотя в зрелости есть гораздо больше многообразия, и его создаёт уже не секс, но эрос

Date: 2011-01-10 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Нет, это я в молодости была неправильная :(
А современную молодежь мы обсуждали в еж-ин-экзайле, и там я написала примерно то же, что и вы: "Так вот, ничего особо выдающегося, того, что дало бы основания кричать "они совсем не такие, как мы", нет. Больше всего они озабочены собой, своей личной жизнью, своими отношениями. Хотят они хорошей работы и хорошей семьи. А мы что, другими были?"
Но я все же иногда вспоминаю, что кандидат наук, и ваще. А объективные научные данные различия дают.

Зрелость действительно многообразнее. По крайней мере - в моем случае.

Date: 2011-01-13 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Запоздало комментирую, так как задело. А задело, если подумать - намек на раннее постарение (не знаю - есть такое слово или нет?). Так вот. Мы как раз ничего такого не говорили, а говорили все наоборот. Вы почитайте обсуждение в нашем сообществе. Они такие же, как были мы, и все в молодости, но с учетом дикого технического прогресса - немного другие. Когда мой внук маленькими пальчиками находит в моем телефоне то, о чем я даже и не подозревала, причем находит быстро-быстро - это впечатляет. Но плачут и горюют эти дети - из-за того же, что и мы в свое время. И наши мамы с бабушками.

Date: 2011-01-13 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Таня, я хотела, чтоб этот мой комментарий отправился crowdionу, а он отправился Вам. Я нажала reply после его записи. Что я сделала неправильно? И еще. Все время Вас благодарю за то, что Вы научили меня пользоваться радикал-фото. Что бы я без него делала. Но сегодня я вычитала, что если этот сайт вдруг исчезнет, то исчезнут и все вставленные с его помощью фотографии. У всех. Как Вы думаете, такое возможно?

Date: 2011-01-13 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я думаю, что Кроудиону он благополучно и отправился :)
Что касается Радикала. Да, считается не самый надежный ресурс. Но пока держится, и поскольку очень много кто им пользуется, есть надежда, что все-таки не исчезнет.
Но то же самое касается абсолютно любого сайта - и не только с фотографиями. Тот же ЖЖ тоже может исчезнуть.
Я вот дала себе слово вместо Радикала и некоторых других фотохранилищ пользоваться только Яндекс-фотками (они пока никого не подводили вроде). И... лень все переделывать. Так все и лежит на Радикале.
Поэтому всячески рекомендуется хранить копии всего, что вам дорого, на своем компьютере, а также еще где-нибудь в сети (собственный компьютер - тоже не гарантия).

Date: 2011-01-13 05:07 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Спасибо.

Date: 2011-01-13 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] crowdion.livejournal.com
Девушки! (Татиана и Рая)

Рад забрать свои слова обратно. Уж простите великодушно, что показался мне ваш задушевный разговор разговором тётушек на тему мОлодёжи. Они... Мы... Мы такие, они сякие... Тьфу!

Разрешите пожелать вам в наступающем Старом Новом году кучу любовников и любовей (это раньше называлось - в моё, старпёра, время! - исполнением заветных желаний), а так же презренных денег море и этих, как их, успехов в работе (т.е. зависти от коллег и опасливого уважения от начальства)

Целую!

Date: 2011-01-13 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Вот теперь другое дело! Большое спасибо! И Вам мы желаем того же самого! И еще здоровья Вам и Вашим близким.

Date: 2011-01-29 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ответ на Ваш вопрос гораздо сложнее, чем может показаться. Потому что соотнести данные эмпирического исследования и житейские наблюдения очень трудно. Как исследователь, привыкший полагаться на факты и доказательства, я делаю выводы, а потом пытаюсь соотнести их с собственным опытом общения с молодежью - и задумываюсь надолго :))
Короче, могу сказать следующее.
- Мы прикидывали различия между теми, кто живет во Владивостоке в общежитии, и местными жителями. Выраженных различий не было. Поэтому результаты недообработаны, а надо бы.
У меня нет обобщенных данных по Московскому региону, но студенческих тестов я видела немало. Тенденции примерно те же. То есть, я склоняюсь к тому, что различия, которые мы получили, скорее временнЫе, а не региональные. Поэтому вопрос в том, как интерпретировать вот такой показатель, как был получен, чтобы не было противоречий с тем, что Вы описываете. Пока я затрудняюсь это сделать, хотя на интуитивном уровне, какие-то элементы понимания вот такого парадоксального сочетания есть.

Date: 2012-01-24 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
Ага, невероятно интересно.
Но, подозреваю, это все же не поколение - а особенности выборки.
Я тестирую молодых людей из IT (от 18 до 30 примерно), и результаты совсем другие.
Они интровертны, самостоятельны в решениях, недоверчивы и часто депрессивный.
Тоже скорее консервативны, но при этом со склонностью к абстрактному мышлению у них обычно все хорошо.

Date: 2012-01-24 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ну еще бы - айтишники :)
У нас же было относительно чистое сравнение - обе выборки включали студентов, причем разных факультетов.
Но различались регион и время, и очень интересно. что все-таки повлияло сильнее.
Но собрать своими силами сопоставимую выборку даже в в Москве (не говоря уже о Питере) - для меня задача неподъемная.

Date: 2012-01-24 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] katichka.livejournal.com
да, вот было бы интересно посмотреть...

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 03:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios