taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars


Международный день пожилых людей - хороший повод поговорить о возрасте и путешествиях или, если хотите, о "возрастных" путешественниках. Эта тема не может меня не волновать, в силу того. что я таким путешественником и являюсь.  На этот раз я не изучала мнения о туризме старшего возраста профи от туризма и прочих умных людей: знаю, что  порой они грешат устаревшими стереотипами. Вот пример.

Примерно год назад в одну успешную речную круизную компанию пришел новый руководитель, который до этого работал с другим видом транспорта. И рассказывал, что хватит возить пенсионеров, нужно ориентироватьмя на взыскательную публику, привыкшую к путешествиям за границу. Похоже, он не подозревал, что круизы в компании существенно дороже заграничного отдыха, по крайней мере, отдыха эконом-класса, и несмотря на этот факт, персионеры - преобладающий контингент на самых дорогих круизах. Очевидно, что за границу большинство из них ездили.

На всякий случай: да, я знаю про маленькие пенсии и про то, что есть люди, выросшие в СССР, которые не знают языков и боятся заграницы. Но среди моего круга общения таких исчезающе мало. А вот, к примеру, одинокая пенсионерка, заработавшая на поездку в Бразилию, есть. О таких и пойдет речь.

Итак, какие изменения происходят с любителями путешествий по мере увеличения их возраста? Излагаю плоды своих размышлений, наблюдений и самонаблюдения. И конечно, интересуюсь вашим мнением.

- Приоритеты и желания в путешествиях не особенно меняются, когда есть возможность, люди стремятся сохранять прежний стиль путешествий, если он их устраивал. Не могу представить, к примеру, фаната походов с рюкзаком, который с возрастом стал энтузиастом пляжного отдыха.

- С другой стороны, модель путешествий может поменяться очень сильно. Да, если нет денег или здоровье не позволяет, приходится ограничиваться путешествиями по ближайшим окрестностям. Но есть и обратные примеры. Мы знаем истории про пенсионера, объехавшего вокруг света на велосипеде, или бабушку, прошедшую пешком тропу в 3000 километров, или другую подобную экзаотику. Более того, я знаю дам зрелого возраста, чьи приключения могут конкурировать с подобными примерами.

Причина кажущегося противоречия проста:
- Старший возраст - это возможность исполнить мечту, которую больше нельзя откладывать. Многие эту возможность используют. Я, кстати, тоже использовала, хотя и не так экстремально, как многие. Потому что все-таки в среднем...

- В старшем возрасте путешествия становятся менее экстремальными. А еще...

- Отдых становится менее "тусовочным" и более спокойным в плане развлечений. Но зато...

- Остается больше времени на путешествия Причем это касается и тех, кто продолжает работать, потому что вырастают дети

- Туристы старшего возраста стремятся к более комфортному отдыху и готовы за него платить. К примеру, из моих путешествий исчезли ночные переезды в автобусах, а потом и в поездах, размещения в отелях без удобств. Вместо двух пересадок я с хорошей вероятностью предпочту взять такси. И так далее. Хотя знаю и обратные примеры, так что возможно, вы со мной не согласитесь.

- Туристы старшего возраста более выносливы. Это не я сформулировала, но склонна согласиться. Не зря  европейские комино с длительными ежедневными переходами - это удел в первую очередь пенсионеров.

Иными словами, у путешественников старшего возраста есть  свои проблемы, но и преимущества - тоже. Поэтому мне кажется, что самое главное, что выделяет возрастных путешественников - это стремление исполнить мечту, которую уже нельзя откладывать. Возможностей для этого часто больше, чем кажется с первого взгляда. Поэтому я хочу закончить цитатой из самой себя.
Когда мы в прошлом году совершили путешествие в Перу, то рассказ о нем на одном популярном туристском ресурсе вызвал отклики примерно такого плана: "Сама точно не поеду никогда, ибо не спортсмен, тут нужна хорошая физподготовка и хорошее здоровье. Поэтому мечта так мечтой и осталась." "Когда читаю такие подробности и цены, то охота к перемене мест сразу отпадает" А также энное количество мнений о том, какие мы крутые.

В ответ на подобные комментарии я написала следующее:
Мы совсем не крутые, подобная поездка, при минимально грамотном планировании, совершенно неэкстремальна и доступна немолодым людям с уровнем физической подготовки на среднем или даже ниже среднего уровня.
При планировании подобной поездки подробно изучите программу, чтобы исключить глупости, наиболее экстремальные места, "подстелите соломки" везде, где можно.
Но не отказывайтесь от мечты!


P.S.Фото наши с мужем сняты на прошлой неделе в Дубне

Date: 2020-10-01 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] coshevka.livejournal.com

Да, согласна по всем пунктам! Особенно про «нельзя откладывать».

Date: 2020-10-01 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ура! Я думала, будет много несогласий.

Date: 2020-10-01 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] pantv.livejournal.com

Путешествовать прекрасно увы время только в возрасте

Date: 2020-10-02 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, часто именно так

Date: 2020-10-01 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2020-10-01 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
Да, про "откладывать нельзя" согласна. И появилось желание посмотреть все и еще больше -- вдруг больше не получится оказаться в этом городе, стране и т.п. Раньше я чаще возвращалась в одни и те же места, а в последние поездки выбирала новые места и даже страны. Но думаю, что стоит остановиться и вернуться к более спокойным, неторопливым маршрутам. Камино пойти, например. Или на пенишете путешествовать -- очень пенсионерский отдых. :)

Date: 2020-10-02 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Не знала слова "пенишет". Задумалась. Впрочем, не знаю, стоит ли сейчас планировать заграницу. Еще летом думала, что в октябре смогу поехать в Венгрию :(

(no subject)

From: [identity profile] luchar.livejournal.com - Date: 2020-10-02 11:58 am (UTC) - Expand

Date: 2020-10-01 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] dinus.livejournal.com
Согласна полностью, но добавила бы еще, что люди нашего возраста есть тяга к познавательному туризму, не спешным углубленным экскурсиям с хорошими экскурсоводами, а не к быстрым пробегам "галопом", лишь бы отметиться и сделать селфи в максимальном числе мест (в молодости это бывает)

Date: 2020-10-02 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ну, насчет селфи - не уверена, что это привилегия молодости. В целом согласна, но не стала включать в список, ибо большинство посетителей экскурсионных туров, где впихнуто все и сразу, как раз лица преклонного возраста

Date: 2020-10-01 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] vikni.livejournal.com
Вы с мужем - большие молодцы, отличный пример для вдохновения) Я понимаю, что в нашей стране порой даже у молодых нет достаточно средств для путешествий, а тем более у пенсионеров. Но если кто-то находит для этого силы и средства, значит не все так плохо :)

Date: 2020-10-02 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо! С финансами часто сложнее как раз в более молодом возрасте: дети, ипотеки и пр. Если человек работает, то часто как раз добирается до высоких зарплат. Так что наша семья может позволить сейчас существенно более дорогие поездки, чем раньше. Что касается пенсионеров, то знала немало случаев, когда они жили на пенсию, а подрабатывали на путешествие.

(no subject)

From: [identity profile] vikni.livejournal.com - Date: 2020-10-02 01:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-10-02 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] elly-2005.livejournal.com
Я в Рязань собираюсь. Зарплата мальенкая - но разве сложно с каждой з/пл по 10-12 доллларов покупать и откладывтаь полгода? как раз накопится...

Date: 2020-10-02 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Желаю хорошей поездки!

Date: 2020-10-02 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Вы молодцы!)) Здоровья и сил для новых путешествий!

Date: 2020-10-02 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2020-10-02 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Если человек в зрелом возрасте сохранил активность, здоровье и тягу к путешествиям - честь ему и хвала. Вряд ли такие люди сильно отличаются от других путешествующих. Думаю, возраст вообще не определяющий фактор. Скорее, требуется некий общий культурно- образовательный уровень "выше среднего" А то встречала немало людей, которым и в 30 лет иной отдых кроме пляжного неинтересен.
Edited Date: 2020-10-02 05:55 am (UTC)

Date: 2020-10-02 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Вот и я о том же!
Честно говоря, не знала людей, у которых тяга к путешествиям с возрастом исчезает. Другое дело, что не всегда ее можно реализовать.

(no subject)

From: [identity profile] kuba.livejournal.com - Date: 2020-10-02 07:09 am (UTC) - Expand

Date: 2020-10-02 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com
Жаль, что у нас люди в возрасте мало путешествуют, но думаю в будущем...

Date: 2020-10-02 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Не сказала бы, что мало. На фоне других стран, возможно, меньше, но на самом деле совсем немало

(no subject)

From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com - Date: 2020-10-02 08:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com - Date: 2020-10-03 02:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com - Date: 2020-10-03 04:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com - Date: 2020-10-03 05:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2020-10-03 06:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com - Date: 2020-10-05 01:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com - Date: 2020-10-04 03:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com - Date: 2020-10-05 01:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2020-10-03 06:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com - Date: 2020-10-04 03:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-10-02 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] tanechka-s.livejournal.com
Круизы - путешествия для старшего возраста! Мои знакомые обычно отправляют родителей в круизы

Date: 2020-10-03 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Когда я читаю "знакомые отправляют родителей", мне делается очень грустно. По-видимому, подразумевается, что возможность родителей самих себя куда-то отправить исчезающе мала. Хотя может быть, так и есть и через X лет меня тоже надо будет отправлять в путешествие :((

Date: 2020-10-02 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Согласна со всеми вашими доводами.
А фраза турист-менеджера "хватит возить пенсионеров, нужно ориентироваться на взыскательную публику, привыкшую к путешествиям за границу" удивляет . Потому что сейчас публика, которой в 90-е было 30-35 лет (многие из которых вошли в "средний класс" и были изначально взыскательны), сейчас входят в пенсионной возраст. И действительно, уже не возьмут туры с ночными переездами, которые покупали я и мои подруги (пенсионерки старого разлива) на рубеже нулевых, когда только приподнялся железный занавес.

Date: 2020-10-03 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Вот я тоже удивляюсь, что о пенсионерах судят по стереотипам 20-летней давности, забывая, что по сути сменилось поколение и что сейчас это - люди, заставшие смену режима в самом продуктивном возрасте.

(no subject)

From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com - Date: 2020-10-03 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2020-10-03 01:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-10-02 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] zhzhitel.livejournal.com
Раньше с удивлением наблюдал за границей за путешествующими пенсионерами. А сейчас и у нас все больше вижу. Мне очень нравится, что в моем круге общения есть зрелые люди, которые не утратили страсть к поездкам, слежу за вашими поездками с мужем, восхищаюсь путешествиями [livejournal.com profile] gal_an, публика в круизах тоже стала для меня открытиями.
А потом посмотрел по сторонам и понял, что моя мама сейчас тоже больше путешествует, чем в молодости. Да, предпочитает комфортный отдых с теплым морем, хорошей гостиницей.
И прекрасно, что мечты сбываются. Очень надеюсь, что лет через 30 я по-прежнему буду колесить по стране и миру.

Date: 2020-10-03 02:23 am (UTC)
From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com

Надеюсь, ко мне сюда ты приедешь раньше, чем через 30 лет, а то ведь могу в силу возраста не дождаться))

(no subject)

From: [identity profile] zhzhitel.livejournal.com - Date: 2020-10-03 02:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2020-10-03 07:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com - Date: 2020-10-05 01:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] feona2003.livejournal.com - Date: 2020-10-04 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com - Date: 2020-10-05 02:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2020-10-03 07:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lica-alica.livejournal.com - Date: 2020-10-05 02:05 am (UTC) - Expand

Date: 2020-10-03 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] likynia.livejournal.com
Главное, чтобы душа молодая была.
И корону победить.
Пробъемся.
Раньше по горам лазала, а теперь... на джипе. Еще лучше)))

Date: 2020-10-03 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, корона нас всех обломала :(( Будем ждать лучших времен

Date: 2020-10-07 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com
Пока еще льстю себе и не отношу нас к возрастным путешественникам, но очень хочется верить, что и через 10-15 лет наш тревел так и останется на всю голову.

Date: 2020-10-07 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
У меня заметные "тараканы" начали появляться года 3-4 назад.
Но про моих личных тараканов в этом тексте не писала, они какие-то странные и мне кажется, нетипичные.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 12:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios