taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20200930_145225f.jpg

Вопрос, "что такое центр города", который я задала  читателям в прошлом посте, оказался гораздо сложнее и интереснее, чем я думала. Возник вопрос из поста в ленте, где описывался "идеальный центр города в России", а на фотографиях были... пруд и детская площадка. Вот тогда я крепко задумалась, по каким признакам мы определяем центр. Плоды размышлений, дискуссии и голосования в комментариях к прошлому посту предлагаю вашему вниманию, ни в коем случае не претендуя на истину, ибо с теорией вопроса не знакома. А еще покажу центр города Химки и приведу примеры  из разных городов.

В опросе я указала, что вопрос  касается центра новых городов без исторической застройки, и большинство участников назвали в качестве главной составляющей центра здание администрации. Но если размышлять о  любых городах, то я бы все-таки выделила в первую очередь Площадь (второе место в опросе). Именно без нее трудно представить центр городов в разные времена. Когда-то Площадь была в первую очередь торговой зоной, потом - местом для демонстраций, в наше время здесь может быть и ярмарка, и каток, и место для тусовок, и еще что-нибудь.
В старые времена Площадь как правило возникала рядом с Кремлем, который далеко не везде сохранился. В Кремле или на Площади непременно стоял главный городской Собор, позднее к ним с хорошей вероятностью добавлялись административные здания, а также какой-нибудь важный памятник.
Редкий пример центра, сохранившего свои функции почти в полном объеме до сих пор - Кремль с Красной площадью.



2б.Вот еще пример - Боровск. Здесь нет Кремля, но главная площадь сохранила свои торговые функции. На ее центральный статус указывает памятник Ленину


2в.Как мы уже увидели, в XX веке приметой главной Площади стал памятник Ленину, а также трибуна для демонстраций и находящееся на самой площади или поблизости здание райкома (горкома, обкома) партии, обсаженное голубыми елями. При этом города росли, и исторические Площади часто оказывались слишком маленькими для выполнения своей миссии. Поэтому во многих городах возникал современный Центр отдельно от старого, который становился центром туристским.
К примеру, в Коломне новый центр возник в километре с лишним от Кремля. Фото с Яндекс-карт, снимаю подобное я редко. Слева гостиница Коломна, справа здание администрации, бывший райком.
Kolomna.jpg

В новых городах центр строился примерно по такому же принципу и создавался как правило в первые годы существования города. Поэтому сейчас советский центр с его сравнительно невысокой застройкой выглядит почти таким же анахронизмом, как дореволюционный. Это касается и центра города Химки, который я сейчас наконец покажу. Съемка проводилась в конце сентября.

Город Xимки "родился" в 1939 году вокруг авиазавода (сейчас НПО имени Лавочкина), потом к нему добавились еще два предприятия ракетно-космического профиля. Но центр стал оформляться лишь через 15 лет: война...

3.Центр города Химки стал формироваться  в 1956 году, когда на площади, которая сейчас называется просто  Центральная, появилось административное здание. Сейчас здесь находится Администрация городского округа Химки. Неожиданно в этом же здании расположена картинная галерея, которую я так и не посетила, потому что она работает только по будням в рабочее время.
20200930_145301.jpg

4.Рядом с Администрацией - такая полузабытая вещь, как доска почета.
20200930_145433f.jpg

5.Памятник Ленину работы Меркурова был установлен в 1969 году, по-видимому, перед юбилеем вождя. Также на площади имеется фонтан, который в день съемок уже не работал и остался незаснятым.
20200930_145317f.jpg

Одновременно со зданием райкома был построен дом с башенкой, который виден на первом фото. остальные дома на площади самые обычные.
Современный облик плозщади определяет не только и не столько здание Администрации, сколько расположенный напротив нее ЗАГС. Для него - сердечко на верхнем фото.

6.И неизбежные Петр с Февронией (2015)
20200930_145455f.jpg

7.Скамейка для свадебных фото
20200930_145407f.jpg

8.Дерево с замочками рядом с ЗАГСом
20200930_145609f.jpg

9.А за зданием Администрации начинается очень симпатичный бульвар, где перемешаны атрибуты разных времен. Памятник 60-летию комсомола
20200930_144912.jpg

10.То ли часовня, то ли арт-объект. Выполнена для фестиваля цветов
20200930_144837f.jpg

11.Бульвар застроен зданиями 50-х - 60-х годов, но нашлось место и под современную застройку. В круглой пристройке - фитнес-клуб и самое дорогое из известных мне кафе в Химках - "Сказка Пушкина".
20200930_144618.jpg

12.Фонтан, кафе и за ним - здание детской школы искусств
20200930_144306.jpg

13.Здесь зимой заливают каток и ставят елку, все это я показывала в прошлый раз
20200930_144146.jpg

14.Еще на бульваре есть разнообразные детские площадки
20200930_144106f.jpg

15.Бывший кинотеатр, ныне городской театр
20200930_144048.jpg

16.А за театром бульвар кончается и открывается стадион с баскетбольным центром. Здесь недавно играло московское Динамо, а сейчас - ФК Химки, неожиданно оказавшийся в Премьер-лиге. Отсюда пять минут до моего дома. Так что я живу практически в центре города Химки.
20200930_143753.jpg

За исключением Арены, остальной центр сформировался в 50-е-60-е годы, когда Химки росли, ограниченные Ленинградским шоссе. А в 70-е городу стало тесно, он "перешагнул" через Ленинградку и стал разрастаться. Особенно резво процесс строительства пошел в 21 веке, тем более, что к Химкам присоединили энное количество поселков и один город. Думаю, для большинства тех, кто что-то знает о Химках, это город-"спальник", где есть ИКЕЯ, а многие считают, что это часть Москвы.
Сейчас в небольшом  здании администрации на Центральной площади находится руководство странного 250-тысячного монстра, он с трех сторон окружен с Москвой и  продолжает расти как на дрожжах. В Новых Химках кипит жизнь, множатся небоскребы и торговые центры, думаю, редкий их обитатель доберется до тихого и почти окраинного для них старого Центра. Но другой, новый, так и не появился. Хотя не исключаю, что где-то на просторах России взамен старого советского центра появляется новый постсоветский. Но я таких городов пока не знаю.

Как всегда, мне интересно ваше мнение по затронутым вопросам.


Date: 2020-11-23 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com
а на фотографиях были... пруд и детская площадка. - да ладно?)) Только и всего?))

Date: 2020-11-23 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Еще какие-то памятники и симпатичные тети Руслана :))
Правда площадка была грандиозная, может быть, ее надо было более торжественно назвать

Date: 2020-11-23 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com
Тети?
Вечный огонь, кинотеатр, много пространства и зелени, рядом магазины, рестораны. Скейт парк))

Date: 2020-11-23 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ой! Дети!! Извините :))

Date: 2020-11-24 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com
)))Хорошо супруга не читает

Date: 2020-11-23 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kativas.livejournal.com
В Екатеринбурге, насколько я поняла там побывав, фактический центр города - Плотинка (бывшая заводская плотина на озере)

Date: 2020-11-23 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Мне тоже так показалась. До площади с городской Администрацией от Плотинки метров 200-300

Date: 2020-11-23 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kativas.livejournal.com
Еще я так и не поняла, какая площадь центральная в Липецке.

Date: 2020-11-23 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
В Липецке не была, так что не знаю

Date: 2020-11-23 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] elektrikz.livejournal.com
Мне понравились Химки :)
В этом году сделал ремонт квартиры старинному другу. На левом берегу, рядом с набережной. Там реально красиво и приятно гулять! И сама набережная хороша, и площадки детские на уровне, и спортивный сектор ))

Date: 2020-11-23 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, на Левом берегу шикарная набережная. Но мы на правом :))

Date: 2020-11-23 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ruslanviktorov.livejournal.com
Фото 11 просто ужас (вернее то, что на нём)

Date: 2020-11-23 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, дом с этого ракурса угнетающ, а пристройка с фитнесом мне нравится

Date: 2020-11-24 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] malv-a.livejournal.com
Еще более ужасен, следующий за ним и в кадр, к счастью, не попавший. Ступенчатый многоэтажный, огромный жилой комплекс-монстр, да еще и с темной мрачной отделкой.

Date: 2020-11-24 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Это который синий?

Date: 2020-11-24 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] malv-a.livejournal.com
Да, сине-серый.

Date: 2020-11-23 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] pantv.livejournal.com
У каждого это понятие свое. Для меня Центр Москвы это только Кремль.

Date: 2020-11-23 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
У каждого свое, но часто есть и общепринятое

Date: 2020-11-23 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2020-11-23 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] serge-elephant.livejournal.com
Центр городка - Кремль и/или главная площадь.

А по этим местам в старых Химках я любил в этом году на велосипеде кататься. Там как-то спокойно и совсем непохоже не соседние районы.

Date: 2020-11-23 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, там прекрасно, сейчас хожу туда смотреть на каток и успокаивать нервы

Date: 2020-11-23 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] pryanik.livejournal.com
Оооооо, химкинский ЗАГС! Мы с Танечкой там расписались! И потом ехали на троллейбусе домой. )

Date: 2020-11-24 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Я тоже ехала из ЗАГСа (и в ЗАГС) на троллейбусе :))

Date: 2020-11-24 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] pryanik.livejournal.com
Не, туда мы на такси ехали. )

Date: 2020-11-23 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] misareg.livejournal.com
Помнится в совестком Ленинграде хотели центр перенести на Московский проспект поюжнее и ближе к Москве. Джае площадь убедительную построили с тем-же лениным в середине. Но не вышло.

Date: 2020-11-24 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Зато площадь осталась

Date: 2020-11-24 02:59 am (UTC)
From: [identity profile] gaechka63.livejournal.com
В нашем городке до революции центр был рядом с Вознесенским храмом, базарной площадью. В 30-е годы храм снесли, и центр перебрался через мост к памятнику Ленина. А вот для площади там места не нашлось. Так и ставят трибуну посреди улицы... В Химках жила (живет?) моя двоюродная сестра, ни разу там не была, спасибо, прогулялась с удовольствием

Date: 2020-11-24 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо, рада, что понравилось.

Date: 2020-11-24 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Для меня центр всё, что в пределах Садового, а то и ТТК))

Date: 2020-11-24 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Для меня есть разные степени "центральности"

Date: 2020-11-24 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] 52vadim.livejournal.com
...неизбежные Петр с Февронией...

Мдя..! Извини... я вообще атеист.

Date: 2020-11-24 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
И что? Это как-то влияет на факто то, что Петр с Февронией распространяются подобно саранче?

Date: 2020-11-24 03:00 pm (UTC)
From: [identity profile] 52vadim.livejournal.com
...одной из причин почему я стал атеистом

"...до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. "( Википедия )

Date: 2020-11-24 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
А Феврония его женила на себе с помощью шантажа

Date: 2020-11-24 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] 52vadim.livejournal.com
...с помощью шантажа
Вот..!

Date: 2020-11-24 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Вы четко выделили площадь, администрацию и памятник Ленина!
Мне доводилось ездить еще в советское время в Северодвинск. Там вдобавок к этим трем еще и гостиница находилась на площади.

Date: 2020-11-24 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Точно, гостиница часто входит в комплект. И обычно называется так же, как город.

Date: 2020-11-24 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Жуковский, мне кажется, полностью отвечает критериям :)
Только вместо Ленина у нас, НЕ увы - Жуковский!
Площадь - гастроном, Дворец Культуры, центральный бульвар.

Date: 2020-11-24 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Муж уверяет, что в 1991 году на площади стояла бочка с молоком, куда я регулярно ходила за молоком.
Я бочку помню, а вот площадь - совсем не помню. Но раз там есть гастроном, теоретически возможно, что это она и есть :))

Date: 2020-11-24 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Да, все верно, стояла как раз у Гастронома :) А вы тут жили, раз даже ходили по магазинам?

Date: 2020-11-24 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Мы в том году снимали дачу в Отдыхе. И пока в начале лета еще не привозили молоко в поселок, я ходила в Жуковский. Поскольку дочь была двухлетней, покупка молока стала главным приключением дачной жизни.

Date: 2020-11-24 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Теоретически, мы могли стоять в одной очереди :)

Date: 2020-11-25 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Наверное, центр - то, где есть точки притяжения.
Расположение администрации тут глубоко вторично. В администрацию мирные жители ходят не так уж часто.
Вот когда в одной локации и площадь для гуляний, ярмарок и митингов, и музей, и магазины-кафешки, и транспортный узел, и театр (иди дом культуры, кинотеатр) - там точно центр.

Вот я задумалась, есть ли у нас районный центр? В нашем Академическом это не управа, и не МФЦ (кажется они в одном здании), а, конечно, метро Академическая. С памятником Хо Ши Мину, у которого удобно назначать свидания, с Генеральским домом и его магазинами, с Дарвиновским музеем, который неподалёку. Вот кинотеатр Улан-Батор не уберегли, но понятно, какой ценностью он был для старожилов. Но с другой стороны Салют есть. И Парк Академический и Заповедный Луг в качестве зелёных зон. Как-то так.

Date: 2020-11-25 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Все-таки центр города и центр района - это разные вещи. Тем более, что районы в Москве часто искусственны. В моем бывшем Ломоносовском районе вообще никакого центра по сути не было.
А в городах все-таки администрацию обычно оформляли и делали площадь, которая так или иначе становилась центром притяжения.
Метро или вокзал - всегда точка притяжения, но это все-таки не совсем то же самое, что центр.

Date: 2020-11-25 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Мне кажется, площадь при администрации становится центром притяжения, если город совсем с чистого листа строился. Или новая застраиваемая часть отделена от прежнего центра серьёзными препятствиями, типа реки, железной дороги или магистрали. То есть она может быть тоже центр, как в Ярославле Советская площадь, но Стрелка явно более центр.

Date: 2020-11-25 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Просто сама администрация часто притягивается к старому центру (к примеру, в Новгороде она находится на выходе из кремля). А если они разделены, то по-разному получается. Насчет Ярославля согласна, хотя там центр по сути треугольник, где третья точка - монастырь

Date: 2022-12-17 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] angevine-russe.livejournal.com
Спасибо. Очень интересно. И не узнать. А театр — это бывший Юбилейный?

Date: 2022-12-18 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Кажется, да. Точно кинотеатр, а вот насчет названия не поручусь.

Date: 2022-12-18 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] angevine-russe.livejournal.com
Юбилейный. Точно.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 09:08 am
Powered by Dreamwidth Studios