taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars


Большое спасибо всем, кто ответил на опрос, который проводился  несколько дней назад. В нем речь шла о желании посетить экскурсию, посвященную Москве "Мастера и Маргариты" в зависимости от возраста. Теперь могу признаться: опрос вырос из походя брошенной фразы на лекции по маркетингу экскурсий в Школе гида:дескать на Москву "Мастера и Маргариты" люди 60+ не пойдут. Сказать, что я удивилась - ничего не сказать. Потом в частной переписке выяснила аргументацию лекторши, а для себя лучше  поняла, с чем связано мое удивление.
Доводы - мои и лекторши - изложу, но сначала - результаты опроса, причем скажу сразу, что они не соответствовали ни моим предположениям, ни мнению оппонентки.

Итак, в нашем опросе был задан вопрос: "Вы бы пошли на экскурсию "Москва Мастера и Маргариты"?". Дополнительно уточнялось: "при условии, что вас устраивают время, цена и гид". В опросе приняло участие 53 человека четырех возрастных категорий. Положительно ответили 37, то есть, 70%. Но нам интереснее возрастная разбивка.
До 25 лет ожидаемо ответил всего один человек, кстати, отрицательно.
В группе 25-45 лет положительно ответили 9 человек из 14-ти, то есть, 64%
Больше всего сторонников экскурсии оказалось в группе 46-59 лет - 21 из 25-ти, то есть, 84%
Меньше всего, действительно в группе 60+: 7 из 13-ти, то есть, 54%. Но и в этой группе их все-таки больше половины.

Анализ ответов в комментариях привел к предположению, что на желание участвовать в экскурсии влияют два относительно независимых фактора: отношение к роману "Мастер и Маргарита" и отношение к экскурсиям как таковым.
Свое невосторженное отношение к роману высказали 6 комментаторов и еще один написал, что роман не читал и экранизации не смотрел. Типичный ответ: "Не фанат этого произведения, так чтобы прямо ходить по следам.". Из этих семерых - пятеро в возрасте "25-45" и двое - "46-59", любопытно, что оба последних (а также один из категории 25-45) тем не менее, готовы пойти на экскурсию.

Отсутствие выраженной любви к экскурсиям высказали 8 человек, типичный ответ: "Книжку читал. На экскурсии любые не хожу." Из них двое не заполнили опрос, и я не могу оценить их возраст, 1 человек в возрасте 25-45, 1 - 46-59 и четверо - 60+ (из них один готов пойти на экскурсию).

Выводы, точнее, гипотезы, в силу небольшого количества участников опроса.
Действительно, оба фактора - отношение к экскурсиям и отношение к роману - влияют на желание пойти на экскурсию. Наименее позитивно относятся к "Мастеру и Маргарите" люди 25-45 лет, среди 60+ ни одного человека в соответствующей группе не было. Зато именно они преобладают в группе критического отношения к экскурсиям, что определяет их сравнительно низкую заинтересованность в экскурсии.
Что касается группы 46-59, то они более позитивно относятся к экскурсии и к роману и поэтому преобладают среди желающих отправиться на экскурсию.

Вот теперь аргументация лекторши и моя. Начнем с лекторши.
- По ее впечатлению, индивидуальные экскурсии по "Мастеру и Маргарите" заказывают в основном  люди в возрасте 16+ и 25-45, второе скорее расходится с результатами опроса.
- По ее представлению, старший возраст хуже относятся к роману, т.к. у него "изначально был долгий путь к публикации". Не уверена, что я правильно проинтерпретировала, но я поняла так: среди людей 60+ подавляющее большинство составляют те, кто думает "как положено", как показывают по телевизору, и то, что в годы социализма роман 25 лет не издавали - для них то ли свидетельство его крамольности, то ли низкого качества, в любом случае, основание для того, чтобы считать его не заслуживающим внимания.
- Роман слишком мистический и фантастический, что также не пользуется успехом у старшего поколения.

Теперь - то, что думаю я, с учетом результатов опроса.
Начну с чуть измененной цитаты прекрасной [livejournal.com profile] nantik7 к моему посту "Надя Рушева. Мастер и Маргарита", который поклонникам романа настоятельно рекомендую к просмотру. Она высказалась несколько более жестко, чем я бы сделала, но уж очень хорошо сформулировано:
Роман Булгакова - несложный, на мой взгляд, в чем-то мутный, во многом инфальтильный, но безумно обаятельный, роман, в который без оглядки влюблялись мы молодыми.

Иными словами, в "Мастера и Маргариту" если влюбляются - а влюбляются многие - то в 15-18 лет. И для многих его образы до сих пор овеяны романтикой собственной молодости и потому прекрасны и притягательны. Я наверное тоже к таким отношусь.

Как известно, первая публикация романа относится к 1966-67гг, и она вызвала невероятный ажиотаж. Очередь на номера журнала с романом тянулась на полгода, их давали почитать на одну ночь, в лучшем случае на две. То есть, для поколения, которому сейчас от 70-ти и меньше, "Мастер и Маргарита" - это еще нечто труднодоступное, суперпривлекательное и престижное. Ну как тут было не влюбиться...
Правда сейчас читатели романа 60+, которые в молодости были из достаточно продвинутой интеллигентной среды (до других он просто не добирался в силу дефицитности), не очень-то любят организованные экскурсии. Как их привлечь - и нужно ли - интересный вопрос для маркетолога, но я не маркетолог.
Бум интереса к роману пришелся как раз на молодость поколения 60+ и по-видимому, в годы молодости тех, кому сейчас 45+ "Мастер и Маргарита" все еще были значимы для юного поколения, оно роман активно читало, тем более, что он стал переиздаваться и достать заветную книжку было легче.
А поколение до 45-ти - это те, чье 15-летие пришлось на смену режима, тут уж не до старых романов... Да еще и читать стали меньше, да еще "Мастера и Маргариту" включили в школьную программу: может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, это гвоздь в крышку гроба... А может быть, великий текст просто начал устаревать. Поэтому роман они если и прочли, то лдибо в рамках школьной программы, либо в более старшем возрасте, и воспринимается он более критично и менее восторженно.

Вот так мне представляется объяснение результатов опроса. Я предполагала бОльшую заинтересованность контингента 60+, но задним числом все можно объяснить :))

Фото к посту - иллюстрация Нади Рушевой, юной художницы, невероятно увлеченной романом. Она создавала цикл рисунков по "Мастеру и Маргарите" в 16 лет, в 17 ее не стало. В этом году ей бы исполнилось 70...
А я, подбирая материалы к посту, неожиданно узнала о книге, о которой мечтала много-много лет, а ее выход пропустила. Сейчас допишу пост и пойду забирать из доставки любимый роман с иллюстрациями Нади Рушевой.

Date: 2022-10-24 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com
Скажу как практик, — ибо таки две авторские булгаковские экскурсии у меня есть, — портрет моей аудитории таков: до 30 лет практически никто не был; 30-45 лет основная аудитория, — да; 46-60 лет есть, — но, погоду они не делают; 60+ есть, — и сильно с плюсом, — но, в силу особенностей моих экскурсий по времени, это 2,5+ часа, — не все отваживаются. Роман Булгакова - несложный, — гы.

Date: 2022-10-24 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] eziha.livejournal.com
а на другие экскурсии разброс по возрасту близкий или отличается?

Date: 2022-10-24 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com
Близкий. От 30 до 60. Остальное скорее исключение, чем правило.

Date: 2022-10-24 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Тот же вопрос

Date: 2022-10-24 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Как бывший исследователь, люблю когда результаты расходятся с предсказаниями: жизнь всегда богаче конструкций.
Встает вопрос, насколько аудитория экскурсий по МиМ отличается от других экскурсий? Может быть, дело в контингенте экскурсий в целом?
Что касается "несложности"... да, я бы не назвала роман несложным. Но есть в нем, при всей сложности и многоплановости, некая ясность и... определенность, которая так ценится в молодости и которую можно не вполне справедливо назвать "несложностью"

Date: 2022-10-24 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com
Первый раз я взял в руки роман в 19 лет, — именно взял в руки, — ибо прочитал только первую главу. Целиком прочитал через год. Раз в десять лет перечитываю, — и не поверите, — с каждым перечитыванием роман начинает поворачиваться новыми гранями. На вопрос отличия от других экскурсий ответил выше, — ничем.

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-24 05:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2022-10-24 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-24 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2022-10-24 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-24 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com - Date: 2022-10-29 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2022-10-30 08:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-30 08:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2022-10-30 08:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2023-02-13 02:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2023-02-13 03:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2023-02-13 04:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2023-02-13 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com - Date: 2022-10-30 10:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2022-10-30 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2023-02-13 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com - Date: 2023-02-13 03:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonovvaleri.livejournal.com - Date: 2023-02-13 04:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-10-24 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2022-10-24 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] elly-2005.livejournal.com
да еще "Мастера и Маргариту" включили в школьную программу: может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, это гвоздь в крышку гроба... - ДА!

Date: 2022-10-24 05:01 pm (UTC)

Date: 2022-10-24 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com
Я 1971 г.р., МиМ прочитала лет в 16, наверное, как раз тогда начался вал "перестроечной" литературы — Белые одежды, Зубр, что там еще было.
Про МиМ отчетливо помню, потому что в феврале, перед 17-летием, лежала в больнице (уже взрослой), там мы все в коридорах много говорил про книги и когда я сказала, что УЖЕ прочитала книгу, человек лет 23-х презрительно сказал — да что ты там могла понять?

Date: 2022-10-24 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Насчет понять не знаю, а вот чувствуется наиболее остро, мне кажется МиМ именно в юном возрасте

(no subject)

From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com - Date: 2022-10-24 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-24 07:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-10-24 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] polki-volki.livejournal.com
Роман — не лучшее произведение писателя. Не первой свежести и сатира и юмор усталого и обиженного человека. Но подростков (дочь — невеста, вся в прыщах, дозрела, значит) и мещан иногда интересует. Мечтания инфантильные: баба голая, вся кремом намазанная летает, а этих, обижавших меня подлецов мы и так разделаем и этак распатроним. Похоже на детские фантазии — вот если бы у Ганнибала был станковый пулемёт Максим — он бы тогда римлянам навалял по полной.
А вся (сдувшаяся сегодня) слава сего опуса была из-за дефицита. (Что достать тяжело, то и сладко). Как джинсы в СССР. Были культом, а теперь даже говорить о них и смешно и стыдно.

Date: 2022-10-24 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Такая позиция имеет право на существование, но не думаю, что у нее много сторонников

(no subject)

From: [identity profile] polki-volki.livejournal.com - Date: 2022-10-24 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-24 07:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polki-volki.livejournal.com - Date: 2022-10-24 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-24 08:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-10-24 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Интересный анализ. Я бы, пожалуй, предполагала примерно такой же расклад, как ваш оппонент, с основной долей заинтересованных в экскурсии людей в возрасте 18-30. Но совсем с другой аргументацией.
Просто потому, что люди постарше, как правило, на такого рода экскурсиях (если вообще был интерес к роману) уже бывали, и не раз. Поэтому особого интереса уже нет, и привлечь может только что-то заведомо любопытное.
С другой стороны, аудиторию 55+ (т. е. людей на пенсии и с образовавшимся вдруг свободным временем) я бы тоже не сбрасывал со счетов. По моим ощущениям, на экскурсиях проекта "мы Гуляем по Москве" (или аналогичных) они составляют приличный процент (порядка 20-30%,наверное).
В общем, тем интереснее результаты опроса.
Правда, тут ещё надо делать корреляцию по аудитории блога, которая у вас частично есть, но для нормальной статистики, данных все же маловато.
Зато ваши аргументы мне кажутся очень правильными, практически со всеми согласна.

Edited Date: 2022-10-24 04:43 pm (UTC)

Date: 2022-10-24 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо!
На самом деле экскурсиям по Москве, рассчитанным на искушенную публику, не так уж много лет, мне кажется, еще не все желающие ими насытились.
С другой стороны, задача привлечения новой аудитории, мне кажется, актуально, и тут образованная публика, которая многим интересуется, но не любит экскурсий как таковых — лакомый кусок для маркетологов.

(no subject)

From: [identity profile] kagury.livejournal.com - Date: 2022-10-24 06:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-24 07:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2022-10-24 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com

Я прочитал МиМ лет в 15, что ли. Году так в 87-м. Ну плюс-минус год, может быть. Да, дико понравилось. Да, потом перечитывал много раз в жизни, и с возрастом всё более внимательнее. Да, с возрастом находишь там новые и новые грани.


Но вот уже к сегодняшнему возрасту я как-то охладел к этому роману. Как сказали выше — бросается в глаза и инфантилизм героев, и мелочная мстительность автора и т.д. Перечитывать уже не тянет.

Date: 2022-10-24 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Не исключаю, что такая динамика — не исключение, и она может частично объяснить несклонность старшего поколения к посещению экскурсии.
Про себя могу сказать, что давно роман не перечитывала. Не тянет. Возможно, поэтому он мне по-прежнему нравится.

(no subject)

From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com - Date: 2022-10-25 02:54 am (UTC) - Expand

Date: 2022-10-24 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
"среди людей 60+ подавляющее большинство составляют те, кто думает "как положено", как показывают по телевизору, и то, что в годы социализма роман 25 лет не издавали - для них то ли свидетельство его крамольности, то ли низкого качества, в любом случае, основание для того, чтобы считать его не заслуживающим внимания."

А вот это сейчас обидно было! :) Жили мы на задворках цивилизации, и первый раз прочитала роман поздно, уже после университета, мне было где-то 22-24 года. У нас он был на такой длинной распечатке очень плохого качества. Глаза можно было сломать. Поэтому читалось трудно. Чуть позже появилась распечатка на хорошей бумаге. И долгие годы она лежала у нас дома. Когда мы приобрели квартиру и делали в ней ремонт, наклеили эти распечатки на стены в качестве подложки под обои. Помню такой случай. Нам помогал мой брат. Когда мы его провожали, он прочитал со стены около двери: "Тьма, пришедшая со Средиземного моря..." И с тех пор, открывая/закрывая входную дверь, я вспоминала эту фразу, хотя там уже давно были наклеены обои. Кстати, "Мастер и Маргарита" -- первая книга, которую мы купили в нашу семейную библиотеку. Роман очень люблю, хотя любимый у Булгакова другой.

Date: 2022-10-24 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Мне тоже было обидно. Я не стала акцентировать на этом внимание, тем более, что не уверена, что правильно поняла лекторшу. На если правильно — то таки да, обыкновенный эйджизм :((

Date: 2022-10-24 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Довольно оживлённая дискуссия заронила в голову мысль, а не пролистать ли роман ещё раз. Мне довелось прочитать его впервые в усечённом варианте, опубликованном в "Москве". Уже потом — в отдельном издании без купюр. Я — никак не поклонник "М & M". Выше кто-то из комментаторов сказал, что это написано "усталым и обиженным человеком". Разделяю этот тезис. Добавил бы ещё... и очень больным. Экскурсии на тему "Москва "М & M" мне представляются неким парадоксом. Их составляют поклонники Булгакова с целью, очевидно, подчеркнуть талант автора, но поисками конкретного дома, скажем, Маргариты, который бы соответствовал описанию в книге, дискредитируют, на мой взгляд, его творческий потенциал. Им как-то не приходит в голову мысль, что этот дом может быть полностью плодом воображения писателя.
Экскурсии покупаю только в двух случаях: а) на объект можно попасть только в составе группы; б) до объекта невозможно добраться общественным транспортом.

Date: 2022-10-24 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
У меня примерно так же, но добавляются еще и технически сложные объекты, где без экскурсии мне практически нечего делать, ибо ничего непонятно. Ну и экскурсии с экзотическими способами передвижения, где кайф именно в способе передвижения. Хотя в последнее время поняла, что стала более толерантна к экскурсиям.
Что касается экскурсии по МиМ. Я заинтересовалась темой когда их еще не было (или я про них не знала), после фильма Бортко, который возмутил тем, что почти все снимал в Питере. Просто захотелось посмотреть, как это выглядит на самом деле. Поверхностный поиск позволили установить практически все места, кроме двух, один из них — дом Маргариты. Любопытно, что именно про него автор писал, что дом сохранился, и он может его показать. Конечно это может быть мистификацией, но... непохоже. Возможна другая версия: дом просто перестал существовать между 1940 годом и концом 60-х, когда это стало кому-то интересно. Не видела, чтобы ее кто-то всерьез рассматривал.

(no subject)

From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com - Date: 2022-10-25 10:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2022-10-25 11:11 am (UTC) - Expand

Date: 2022-10-24 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Точно, я прочитал роман в более зрелом возрасте — и он меня не зацепил. При этом я, конечно, не скажу, что роман плох — но он действительно из той литературы, которую нужно читать в определённом возрасте.

Date: 2022-10-24 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Возможно. А возможно, его еще и перечитывать не стоит, судя по некоторым комментариям.

Date: 2022-10-29 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Я была в подростковом возрасте (прочитала рано, лет в 12) и в юности влюблена в роман. Люди с которыми я тогда дружила знали роман кусками наизусть. Да и я тоже. Может быть из-за этого я не перечитывала его уже много лет. Но наверное пора. Но я читала и много книг булгаковедов, в первую очередь М.Чудаковой (царствие ей небесное, счастлива, что успела выразить ей свое восхищение лично). Не думаю, что люди такого уровня долгое время занимались бы "инфантильным" и "мутным" произведением. (почитала еще ваших комментаторов, — no comments, я у вас в гостях).
Отдельно про экскурсии. Ну я вообще обычно не хожу с экскурсоводом. Причина проста — я смотрю совсем другое обычно и совсем другим темпом. И или сама готовлюсь, либо иду в сопровождении человека, который готовился. Но все-таки на экскурсию по МиМ я бы пошла. Всю юность сами собирали адреса этого очень московского романа. Мне было бы интересно... хотя я бы и опасалась ммм. некоторого опошления моих представлений. В угоду общему вкусу. Но адреса.. да, интересно.
И еще раз — я поклонница МиМ. Это очень поэтичный роман, прекрасный своей многоплановостью. Ну и про любовь, что тоже хорошо.

Date: 2022-10-29 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Наверное надо быть менее толерантной к комментаторам...
С остальным в общем согласна.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 09:08 am
Powered by Dreamwidth Studios