taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20221117_144445f.jpg

"Марьина роща", прекрасная своими огромными мозаиками - мое открытие последней поездки по "салатовой" ветке. Я снимала ее для экскурсии, которую готовила. Первые три станции - радовалась и восхищалась, следующие три - искала точки, где несмотря на толпы, можно все-таки что-то увидеть. На последней - Римской - поняла, что в таком столпотворении экскурсию не проведешь :((  Ужасно жаль, буду придумывать возможности все-таки провести эту экскурсию. А пока делюсь фотографиями и некоторой информацией по "Марьиной роще" и немного - по другим станциям. Про каждую из них я уже писала, так что это - дополнения.

Мозаичные панно на "Марьиной роще" - работа художника Сергея Горяева. Кто-то возможно помнит эту фамилию - его отец был известным иллюстратором детских книг. Он сам тоже весьма титулованный художник, оформлял Дом музыки (о котором никак не соберусь написать) и делал монументальные панно для Ханты-Мансийска (не была, но знаю, что это возможно самый необычный с точки зрения современной архитектуры российский город). К сожалению, мастер (мой ровесник :(() умер в 2013 году.
Мозаики огромные, изящные - техника называется "Римская мозаика": она набирается из мелких кубиков разноцветных камней или, как в данном случае, специального цветного стекла - смальты. Чем мельче камни или стекла, тем живописней мозаика и труднее работа. Отделка - рамки из кованого металла, отсылка к модерну. Подсветка мозаик создает глубину, помогает лучше разглядеть их, но затрудняет фотографирование.
Художник писал про мозаики так:
"Пасторальный - любимый жанр русского модерна. Он уходит корнями в традиции пейзажей 18 века и создаёт тёплый, лиричный стиль станции. Сегодняшний день района люди и так увидят, выйдя из метро. В подземке же среднестатистический житель столицы проводит как минимум два часа в день. Очень важно, что его там окружает".
Всего мозаик восемь - шесть на платформах и две - над эскалаторами: они поменьше и без подсветки.
На мозаиках - пейзажи Марьиной рощи, какой она могла быть много лет назад, а также памятные места в Марьиной роще и близлежащем Останкино: храм Трифона в Напрудном, храм Иконы Божией Матери "Нечаянная радость" на Шереметьевской улице (верхнее фото), храм Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи на Миусском кладбище (с ним всё непросто, см. ниже), Останкинский дворец и церковь Живоначальной Троицы в Останкине. Про первый  я довольно подробно писала в своем старом посте про станцию, так что не буду повторяться.

2.Вот он - храм Трифона в Напрудном, один из самых старых в Москве.
20221117_144143f.jpg

3.Останкинский дворец
20221117_144339f.jpg

4.Церковь Живоначальной Троицы в Останкино, та же, что на фото выше
20221117_144257f.jpg

5.А вот тут я не совпадаю с источником, из которого брала перечень сооружений на фото. Я сочла, что это не храм на Миусской, а храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище (сейчас находится в парке Фестивальный рядом с метро). Буду рада компетентным мнениям
20221117_144218f.jpg

5а.


6.А дальше идут пасторали


7.С этой пасторалью связан небольшой скандал: на ней углядели коз, занимающихся непристойным делом (кому интересно, есть крупный план в комментариях)
20221117_144034f.jpg

8.
20221117_143950f.jpg

9.Архитектура станции  красива, если представить ее без экрана (извините, снимала в спешке, пересниму при возможности) и без панелей, закрывающихся строящийся переход на БКЛ. Я вижу массивные стволы деревьев и зелень растительности. Удивительно, но архитектора Амантая Куренбаева можно видеть на соседней станции - на Фонвизинской
20221117_144122f.jpg

10.Я уже писала, что на Фонвизинской - инновационное оформление: 3D фотографии персонажей "Недоросля" Фонвизина. В образах сняты не актеры, как логично подумать, а творческий коллектив проекта - художники, костюмеры и пр. А в образе Фонвизина снялся, оказывается,  архитектор одной из соседних станций.
20221117_142252f.jpg

Любопытно, что в образе Мирофана - "разработчик технологии" Алексей Горяев. Я долго терзала интернет, чтобы найти, связан ли он с Сергеем Горяевым, оформителем "Марьиной рощи", но ничего не нашла.

И немного о других станциях, о которых я подробно писала раньше.

11.Достоевская. Мы еще увидим эти светильники, напоминающие яйца
20221117_145650f.jpg

12.Рядом с теми, кто спускается на станцию мимо портрета Достоевского - две фигуры - как противостояние черного и белого в нашем мире.
20221117_145733f.jpg

13.
20221117_145728f.jpg

14.На Трубной меня на этот раз больше заинтересовали не витражи работы Зураба Церетели, а роскошные фонари в стиле модерн, а также весьма странный подбор мест на витражах. Это не Золотое кольцо, как можно было бы подумать.
20221117_150548f.jpg

15.И это не древнерусские города, ибо есть и Кижи, которые совсем не город.
20221117_150823f.jpg

16.Это даже может быть часть города!
20221117_151050f.jpg

17.Покажу еще "светильник в профиль"


18.На Чкаловской, помимо  граффити в верхнем вестибюле, привлекают внимание " "керамические панно с изображениями завихрений облаков вокруг Земного шара" (художники - М.Н. Алексеев, Л.А. Новикова)
20221117_152708f.jpg

19.А также гигантский светильник над турникетами
20221117_153102f.jpg

20.И наконец, Римская (мою любимую станцию Сретенский бульвар мы пропускаем, я дважды про нее подробно писала: раз, два ). Узнаете светильники? Все верно, здесь общий архитектор с Достоевской: Лев Попов. Любопытно, что именно эти две станции - самые сложные и противоречивые по художественному оформлению.
20221117_160716f.jpg

21. Подход к знаменитому фонтану Леонида  Берлина перекрыт красно-белой ленточкой, а младенцы закрыты черными мешками и по-видимому, ожидают реставрации. Вид у фонтана, прямо скажем, зловещий.
20221117_160640f.jpg

22.Но колонна все равно хороша.
20221117_161923f.jpg

На этом заканчиваю краткий экскурс в оформление салатовой линии и очень надеюсь еще вернуться к теме, которая кажется неисчерпаемой.

Date: 2022-11-29 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Мне кажется, салатовой ветке повезло. Её удлиняли тогда, когда денег было уже много, а новых станций ещё мало. И удалось сохранить советский подход к станции, как подземном дворцу, где в каждой комнате свои интерьеры. Потом пошёл вал одноликих унылых и бесвкусных станций (жеотая ветка, например), что очень обидно.
Марьина роща с мозаиками вообще прекрасна. Тоже была впечатлена лет 6 назад, когда её для себя открыла. Мне, собственно, на этой ветке не нравится только Римская - уж очень кич.

Date: 2022-11-29 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Эту четку начинали в 1995 году, когда денег было меньше всего, откуда взялись деньги на прекрасное оформление Римской и Чкаловской — загадка. А остальные станции (кроме Фонвизинской из рассмотренных) проектировались в одно время с первой очередью — в самом начале 90-х. так что феномен еще более загадочный, чем кажется с первого взгляда.


Если под желтой веткой подразумевается Новогиреевская, то она существенно старше, она позднесоветская, так что не в финансировании дело, скорее в подходах к проектированию.

Date: 2022-11-29 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

О как. Я почему-то думала, что салатовая - начало 2000х. Но что мы знаем о бюджете...
Под жёлтой я имела в виду Ломоносовский проспект, и станции, построенные в том же стиле. Минская, Раменки, например. Там везде шаблон, причём, плохой. :(

Date: 2022-11-29 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Достоевская — это 2010, центральная часть — как раз начало 2000-х, но проектирование, повторю, 90-х.


А, поняла. Мне кажется, тут дело не в бюджете, а в поменявшихся вкусах и стиле. Скажем, БКЛ примерно так же оформлена, а у меня нет впечатления, что сейчас экономят на метро.

Date: 2022-11-29 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Я не была на БКЛ, но судя по вашему посту, там тоже в массе все уныло. Ну кроме пары станций с оранжевым дизайном, и то, только за счёт цвета. Сами проекты - увы, на мой взгляд, выглядят, как дипломная работа троечника. Потому что нет никакой продуманности внутреннего пространства. Вместо лаконичности - унылость, вместо нарядности - визуальный шум. Острые углы опять же... Мне кажется, станция метро должна быть приятна глазу. Без агрессии, без депрессивности. Это важно. Хаоса там и так полно.

Edited Date: 2022-11-29 09:58 am (UTC)

Date: 2022-11-29 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Не берусь судить. Мне "желтая линия" скорее понравилась.

Date: 2022-11-29 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] angevine-russe.livejournal.com

огромное спасибо за экскурсию. Я могу любоваться новыми станциями только по интернету. Какое счастье, что метро продолжает традицию первых линий. Это настоящий музей. Каждая станция имеет свое лицо. Когда-то я с сожалением думала, что метротуже никогда не будет красивым. "Новые" линии были безликими. И вот такое чудо. Сходила по ссылкам полюбовалась на Спетенскую. До чего же изящно, коасиво, оригинально, с большим вкусом.


Спасибо

Date: 2022-11-29 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com

Ну вот как пишут в комментах выше, как раз самые новые станции именно безликие и унылые (( А эти, про которые пост, уже какбе давно не новые

Edited Date: 2022-11-29 01:34 pm (UTC)

Date: 2022-11-29 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] angevine-russe.livejournal.com

Для меня все, что построено посте 2000 года, новое :)))))

Date: 2022-11-29 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com

Ну как скажити ))

Date: 2022-11-29 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Они совсем не безликие. Просто слегка однотипные и различаются лишь темой и цветовой гаммой оформления. Это скорее другая мода, которая комментатору не нравится. Кстати, я там снимала, могу ссылку дать.


Но такого разнообразия как на салатовой ветке действительно нет.


Кстати. Фонвизинская оформлена в 2018 году, уже после "желтой" ветки, которая так не по душе комментатору.

Date: 2022-11-29 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com

Ок, принято ))


да, "Марьину рощу" я во время активной жизни в Москве не застал. В 16-м году её ещё не было. Побывал там году в 19-м только

Date: 2022-11-29 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Станция открыта в июне 2010.

Date: 2022-11-30 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com

Блин, точно! С "Фонвизинской" спутал, значит

Edited Date: 2022-11-30 02:53 am (UTC)

Date: 2022-11-29 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Очень рада!


Эта линия действительно уникальна, аналогов ей нет, не знаю, почему она такая получилась.

Date: 2022-11-29 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2022-11-29 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] katryn-stein.livejournal.com

ах, спасибо, Таня! я на этой ветке никогда не бываю, так бы и не узнала, что такая красотища!

Date: 2022-11-29 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Там уникально то, что на каждой станции свой мир, совершенно не похожий на другие, причем Достоевская и Римская очень противоречивы, сколько бываю на Римской (если где-то поблизости, то заезжаю), столько раз не понимаю, как к ней относиться. Не знаю, почему возникла эта аномалия...

Date: 2022-11-29 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Image

Эротическое фото. (С) Тёма Ривер. С ресурса "МОСКВИЧ Mag". К слову, было бы уместно написать, что мозаики выполнены из смальты. И на станции есть ещё две композиции, которые расположены со стороны эскалаторных тоннелей.
К кадру 21. Почему "ангелочки"? Это же — Ромул и Рем.


Спасибо за интересный рассказ.

Date: 2022-11-29 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

О, действительно нужно сильно постараться, чтобы разглядеть. Спасибо!


Почему ангелочки — не знаю, я их так про себя называла. Может быть, из-за этого.


Image

То есть, парочка повторяется трижды: один раз как Ромул и Рем, второй — как ангелочки, а это — третий, не вполне определенный вариант.


Про смальту допишу, мне не попалось название материала.

Date: 2022-11-29 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Да, крылышки как бы намекают на ангельскую природу, но меня на этом кадре больше привлёк текст. В нынешней ситуации пословица звучит не слишком релевантно. В пору композицию драпировать, так сказать, для "реставрации".

Date: 2022-11-29 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Ох, мне кажется, там всё нужно "реставрировать". Сорри, а можно перевод?

Date: 2022-11-29 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Не кричи о победе до триумфа.

Date: 2022-11-29 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Класс! Спасибо! Как бы исхитриться и сделать экскурсию, пока Римская цела.

Date: 2022-11-29 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Самое безлюдное метро — утром 1 января. :)

Date: 2022-11-29 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Где бы еще найти экскурсантов на это время??

Date: 2022-11-29 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

А если подумать о видеоформате для YouTube?

Date: 2022-11-30 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Не имеет смысла. Там надо присутствовать. К тому же это немонетизируемо. Скорее уж аудиогид, думала об этом, но тоже много вопросов. Думаю, оптимальна все же живая экскурсия, но надо выбрать время и решить вопросы со звуком. Дело в том, что у меня была информация о том, что в метро можно проводить экскурсии в будни только с 13 до 16-ти, а вчера я покопалась и нашла, что они идут с 20 часов. Думаю, ближе к 10 вечера и на Римской можно что-то проводить. Но нашла и информацию о том, что нужна специальная сертификация именно для работы в метро. В общем, надо выяснять.

Date: 2022-11-30 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Да, Музей Москвы и мосметро проводили экскурсии исключительно поздним вечером. Вообще метро — сложный объект для проведения каких-либо активностей.

Date: 2022-11-30 01:49 pm (UTC)
From: [identity profile] shura-2008.livejournal.com

Здорово, а мне бывать там не приходилось.

Date: 2024-11-29 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] svet-009.livejournal.com

Ну вот да, по витражам Марьиной Рощи мне ничего не понятно: нужно смотреть вживую, а витражи Церетели — это просто... ! Как и всё у него, впрочем. Как грустно...

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 08:12 am
Powered by Dreamwidth Studios