Такой противоречивый Плёс
May. 16th, 2023 09:33 pm
Плес знает каждый культурный россиянин, даже если он никогда не был в нем и даже если не слыхал такого названия. Плес - это Левитан и его пейзажи, это странная история, рассказанная Чеховым в "Попрыгунье", это художники, туристы и дачники разных веков, это памятный моему поколению фильм "Почти смешная история" с песнями Сергея Никитина и Новеллы Матвеевой.
Так получилось, что образ Плеса у нас с мужем был совершенно разным. У него - почти как в фильме: он отдыхал на советской турбазе как раз, когда там его снимали. А мой образ - сугубо теоретический: написав две статьи про Плёс для проекта Живое наследие, два года назад во время экспедиции этого самого проекта я обидно пролетела мимо Плеса из-за накладок в логистике. Утром выехала в Плес, но... на полпути пересела в автобус и оказалась в Костроме...
Если город не похож на свой сложившийся образ, то на создание нового может просто не хватить времени или желания. Так, похоже, с нашим Плесом и произошло, тем более, погода поспособствовала. Так что я начну и закончу лучшим, что мы увидели, а посередине будут те самые не очень удачные попытки постижения сегодняшнего Плеса.
Верхнее фото - вид на Плес с Левитановской горы.
2.Еще два

3.

4.На горе стоит памятник художнику, очевидно Левитану, рисующему церковь. Эта церковь и Волжские дали - на картине "Над вечным покоем", но вид на самом деле очевидно другой, я даже не буду картину для доказательства приводить. Церковь - такая же, как та, что рисовал Левитан. "Та самая" церковь сгорела в начале XX века, и на ее место привезли другую - тоже старинную и очень похожую.

5.

6.

7.Варваринская церковь стоит под Левитановской горой.

А теперь - про Плес современный. Теоретически я знала удивительную историю Потаенной России, потому что писала о ней. Если совсем коротко:
"Потаенная Россия" - проект бизнесмена Алексея Шевцова; его суть, по мнению автора проекта - высокоточные инъекции культуры в исторический город. При этом культура понимается широко и включает архитектуру, комфорт жилищ, гастрономию, спорт, науку, образование, литературу и искусство. Ориентируясь на VIP-туристов, он за 20 лет он вложил в проекты в Плесе около 1 млрд рублей. Самый известный его проект - VIP-гостиницы в реставрированных и переоборудованных деревенских избах: каждая - фактически отдельный гостиничный номер, где останавливаются звезды и королевские особы, желающие отдохнуть от городской суеты и "прикоснуться к корням". (Первых лиц нашей страны и их вклад в Плес я на всякий случай упоминать не буду).
8.На каждой такой избе - описание, включающее историю самой избы и список останавливавшихся в ней VIP-персон

9.И таких избушек действительно много

10.Это не вполне избушка, но и она входит в проект "Потаенная Россия"

11.А еще Шевцов изобрел Плесский гастрономический бренд - Рыбный угол. Правда лавка с фотографии закрылась на наших глазах...

12.Центральная часть Плеса - ухоженные домики с кафе и магазинами, которые тоже закрывались. Это было некстати, потому что начинал накрапывать дождь, и я подумала, что хорошо бы посидеть в кафе, о которых наслышана. Увы, широко известная "Кофейня Софьи Кувшинниковой" хотя работала, но энтузиазма не вызвала

13.В Плесе много городских скульптур

14.

15.

16.А за центром городок теряет свой лоск и приобретает церты обычной неухоженной Российской провинции. Примерно таким он был на памяти мужа.

17.Некогда элитный пансионат ВТО (актеров) на заднем плане. Он появляется в последних кадрах видео. А домика на переднем плане раньше не было.

18.Мы возаращаемся на теплоход за полтора часа до оплытия. Вечером под дождем делать в городе решительно нечего. А жаль.

19.Ведь Плес действительно хорош...

21.

no subject
Date: 2023-05-16 06:52 pm (UTC)надо поддерживать, а для этого нудны вложения
no subject
Date: 2023-05-17 03:03 pm (UTC)Да, согласна
no subject
Date: 2023-05-16 07:48 pm (UTC)no subject
Date: 2023-05-17 03:03 pm (UTC)Осенью нужно еще, чтобы с погодой повезло
no subject
Date: 2023-05-17 03:41 pm (UTC)no subject
Date: 2023-05-16 08:14 pm (UTC)Мне кажется, что в Плес надо приехать по суше, поселиться в гостинице или гостевом доме, пожить спокойно и погулять. Его только так можно почувствовать. Теплоходный формат не очень подходит. А ещё там есть чудный пляж. Мягкий песочек...
no subject
Date: 2023-05-17 03:04 pm (UTC)Мне тоже так кажется — примерно так же с Суздалью
no subject
Date: 2023-05-17 03:49 pm (UTC)Я была в Плёсе дважды в конце 90-х. Весной, примерно в такое же время года. Весенняя прозрачность создаёт волшебное впечатление.
Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы город ожил, и не только для высоких гостей.
no subject
Date: 2023-05-17 04:18 pm (UTC)Не уверена, что буду стремиться к новой попытке. Но вдруг срастется...
no subject
Date: 2023-05-16 08:20 pm (UTC)Издалека на Тарусу похоже ))
no subject
Date: 2023-05-17 03:04 pm (UTC)Думаю, что это две самых известных в России дачных местности :))
no subject
Date: 2023-05-17 05:47 pm (UTC)Возможно ))
no subject
Date: 2023-05-16 09:30 pm (UTC)>Вечером под дождем делать в городе решительно нечего.
Так можно сказать про все населенные пункты, в которых нет театров и ночных ресторанов. Основные достоинства Плеса заключаются не в активной ночной жизни, а в природе, однако почему-то многие круизные теплоходы приходят в Плес вечером, когда музеи или уже закрыты, или вот-вот закроются, а прогулки по лесным участкам могут вызывать дискомфорт из-за надвигающихся сумерек. Поэтому, как уже написали, чтобы по-настоящему увидеть Плес, в него лучше приезжать по суше и по возможности хотя бы с одной ночевкой, чтобы застать раннее утро.
no subject
Date: 2023-05-17 03:08 pm (UTC)Ценю ваш критический ум, но во-первых, вы упустили слово "дождь", а во-вторых, в моем представлении "ночная жизнь" — это не 6 часов. Если бы не дождь, мы бы это время гуляли, у нас еще была в программе как минимум Соборная гора.
Судя по тому, что я знаю, Плес заинтересован в ВИП-туризме и ему нет дела до теплоходных и прочих.
Насчет ночевки согласна, но как получилось, так получилось.
no subject
Date: 2023-05-17 07:32 pm (UTC)>Если бы не дождь, мы бы это время гуляли, у нас еще была в программе как минимум Соборная гора.
Что подтверждает написанной мной ;) Если погода хорошая, то в любом городе можно гулять (если в принципе нравится гулять). Но если погода к прогулкам не располагает, то в большинстве населенных пунктов мира делать по вечерам нечего. Плес в этом смысле никак не выделяется.
>в моем представлении "ночная жизнь" — это не 6 часов.
Возникает нескромный вопрос: во многих ли небольших населенных пунктах Вы бывали? Потому как 6 часов вечера — это вполне обычное время для завершения деловой (в том числе, музейной и торговой) активности в них.
>Судя по тому, что я знаю, Плес заинтересован в ВИП-туризме и ему нет дела до теплоходных и прочих.
Не знаю, в чем заинтересован «Плес» (возможно, у разных жителей разные интересы), но если у меня есть желание по возможности оптимальным образом увидеть какое-то место, то я соответствующим образом действую (обычно удается), а если большого желания нет (как Вы кому-то в комментариях написали), то и результат может получиться не самый впечатляющий. Плес в этом не виноват ;)
no subject
Date: 2023-05-17 07:52 pm (UTC)Честно говоря, не помню, в каких населенных пунктах мира у меня возникал вопрос, что делать вечером.
"Потому как 6 часов вечера — это вполне обычное время для завершения деловой (в том числе, музейной и торговой) активности в них".
Речь не о "небольшом населенном пункте", а об одном из самых известных курортах России. В небольших населенных пунктах, где я была, прибытие теплохода — это самостоятельный повод для деловой активности, которая не сворачивается до отхода теплохода.
Кстати, "небольшой населенный пункт" — это какое население? И это Россия или заграница тоже считается.
У меня было желание по возможности оптимальным способом увидеть теплоход "Лев Толстой", что я и выполнила. Посещаемые места были при этом приятным дополнительным бонусом. Но с Плесом как раз были связаны некоторые ожидания, разрыв с которыми я и описала.
no subject
Date: 2023-05-17 08:47 pm (UTC)>В небольших населенных пунктах, где я была, прибытие теплохода — это самостоятельный повод для деловой активности, которая не сворачивается до отхода теплохода.
На пристани в Плесе в момент прихода теплоходов раньше тоже было много столиков с какой-то мелочевкой. Когда прибыл Ваш теплоход их не было? Может быть, поскольку было самое начало сезона?
>Речь не о "небольшом населенном пункте"
Нет, речь именно об этом. Интересно было бы узнать, как Вы себе представляете вечерние развлечения в городе с населением менее двух тысяч человек?
no subject
Date: 2023-05-17 08:59 pm (UTC)Вот вам к примеру описание поселка, в котором, как мне казалось, на момент описания было около 1000 человек, сейчас Википедия дает 665.
no subject
Date: 2023-05-17 09:08 pm (UTC)Фотографий по ссылке много, но чем там можно заняться вечером в плохую погоду – непонятно.
no subject
Date: 2023-05-17 09:11 pm (UTC)Пойти в ресторан, которых полно, либо заказать шашлык и вино и приятно провести время в беседке (это если дождь, но не холодно).
Я не спец по веселой жизни, но помню, что погода была разная, а проблемы, чем заняться, у нас не было.
no subject
Date: 2023-05-18 09:56 am (UTC)>Пойти в ресторан, которых полно,
По отзывам других людей, ресторанов в Домбае немного и меню в них не слишком разнообразное. Кстати, в Плесе рестораны и кафе, работающие после 18, тоже есть. В пятницу и субботу таких мест больше, в другие дни – меньше, где-то надо заранее заказывать столик.
>Увы, широко известная "Кофейня Софьи Кувшинниковой" хотя работала, но энтузиазма не вызвала
То есть, если бы Вам действительно было нужно выпить кофе, Вы могли это сделать.
>погода была разная, а проблемы, чем заняться, у нас не было.
Из этого предложения о Домбае следует, что Вы там были несколько дней: у Вас было время для поиска беседок и ресторанов. Если бы Вы были в Плесе несколько дней и задались бы целью ознакомиться с вечерним общепитом, то, возможно, что-то Вас и устроило бы.
no subject
Date: 2023-05-18 12:27 pm (UTC)Кофе я могла выпить на теплоходе бесплатно.
no subject
Date: 2023-05-17 03:36 am (UTC)Знаменитую Плёсскую кошку не успели сфотографировать? :)
no subject
Date: 2023-05-17 03:09 pm (UTC)Она есть на моих фото, но оно не очень удачным получилось, не стала его размещать.
no subject
Date: 2023-05-17 03:30 pm (UTC)Выше верно кто-то сказал, что в таком местечке пожить бы несколько дней, чтобы его характер прочувствовать!
no subject
Date: 2023-05-17 03:32 pm (UTC)Возможно, но не уверена. Плес очевидно предназначен для ВИП-туристов, я не уверена, что чувствовала бы себя уютно, даже если бы нашла жилье по карману.
no subject
Date: 2023-05-17 03:38 pm (UTC)Дня три-пять где-нибудь на берегу!
no subject
Date: 2023-05-19 05:19 pm (UTC)no subject
Date: 2023-05-20 06:07 am (UTC)Нет, не пластмассовый, а в некоторых частях откровенно запущенный.
Но общего впечатления у меня так и не сложилось.