taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20230518_143946f.jpg

Памятник Самуилу Маршаку на Лялиной площади открыли около года назад - 1 июня 2022 года. А снимала я его два месяца назад, сразу после встречи с автором памятника, Георгием Франгуляном. Мне было интересно посмотреть, как принципы, о которых рассказывал мастер, воплотились в памятнике. Но... памятник оставил смутное чувство неудовлетворенности, и я откладывала материал, пытаясь понять, в чем дело. Так и не поняла, поэтому предлагаю комментаторам поделиться мнениями.

Лялина площадь считается самой маленькой в Москве. Раньше такие небольшие площади называли площадками, да только площадок в Москве уже практически не осталось. Она очень красивая, гармоничная, любима жителями и в каком-то смысле символизирует старую, уходящую Москву, которую всеми силами пытаются сохранить. Идея поставить здесь памятник Маршаку, который жил неподалеку (на улице Чкалова, ныне Земляной вал), вызвала бурные протесты местных жителей. Они считали, что четырехметровый памятник несоразмерен Лялиной площади. Протесты задержали установку на несколько лет.
Посмотрев памятник, считаю, что местные активисты были неправы.

2.Площадь Лялиной площади (извините за тавтологию) - 55 квадратных метров. По-видимому, площадью считается только миниатюрный скверик, где расположен памятник. На мой взгляд, 4 метра - это в самый раз и соразмерно территории: памятник находится на уровне первого этажа и издалека еле заметен.
20230518_143621f.jpg

3.Давайте прежде, чем рассмотреть памятник, немного полюбуемся деталями площади
20230518_143653.jpg

4.
20230518_144124f.jpg

5.
20230518_144143.jpg

6.А вот и памятник. Автор, Георгий Франгулян, уверен: в любой памятник вложены смыслы, которые разгадывают зрители. Какие смыслы мы находим в этом памятнике? Дети - это понятно.
20230518_143838f.jpg

7.
20230518_143856f.jpg

8.Детская любовь
20230518_143803f.jpg

9.Названия детских произведений
20230518_144005f.jpg

10.Авторы, которых переводил Маршак
20230518_143929.jpg

11.Трогательная машинка, мне кажется, автором памятник не предусмотрена: это искренний подарок, вместо цветов.
20230518_143812f.jpg

Что не так?? Может быть, изогнутая фигура поэта, у которой не вполне понятно, где центр тяжести? В чем смысл этой изогнутости?  Может быть, странные, недетские лица детей? Или детские, но вылепленные как-то пародийно неумело?
Для меня (и думаю, для многих) - Маршак - это что-то понятное и надежно-устойчивое, ведь мы знаем его стихи, кажется, с рождения. И кстати, старинная, тихая и красивая Лялина площадь  несет для нас похожий смысл. Может быть мы не хотим видеть на Лялиной площади неустойчиво изогнутого Маршака и странные лица детей вокруг него??

Date: 2023-07-19 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] vladrink.livejournal.com
Сама фигура Маршака ужасно выполнена. Выглядит как перекошенный горбун, если честно.

Date: 2023-07-19 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Наверное такой был замысел

Date: 2023-07-19 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Ваша запись Памятник Маршаку на Лялиной площади (https://moscow-i-ya.livejournal.com/821840.html) в LiveJournal Media - Памятник Маршаку на Лялиной площади (https://moscow-i-ya.livejournal.com/821840.html)

Date: 2023-07-19 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com

Площадка интересная. Надо туда заехать ))


А памятник не понравился, аляповатый какой-то...

Date: 2023-07-19 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Площадка прекрасна.

Date: 2023-07-19 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com

Даже если памятник несовершенен, очень приятен сам факт, что его поставили.

Date: 2023-07-19 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Согласна. Еще до этого был памятник в Воронеже, фото есть ниже в комментариях. Кстати, московский памятник финансировал еврейский конгресс.

Date: 2023-07-19 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] aaamibor.livejournal.com

Смысл вложен только один. Детишки Маршаку кнопку на стул положили. Поэтому он так и сидит.

Date: 2023-07-19 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Бедный Маршак

Date: 2023-07-19 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] glukovarenik.livejournal.com

Совершенно согласна с этим "Что не так?? Может быть, изогнутая фигура поэта, у которой не вполне понятно, где центр тяжести? В чем смысл этой изогнутости?  Может быть, странные, недетские лица детей? Или детские, но вылепленные как-то пародийно неумело?"


За что он так? Автор так видит?


Date: 2023-07-19 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Обычно мне интересно вИдение Франгуляна. Но тут понимания нет :(

Date: 2023-07-19 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] insert-bolster.livejournal.com

(https://visit-voronezh.ru/assets/components/phpthumbof/cache/73.196a527c526537c45ead89437634006a912.jpg)


А вот очень интересный памятник Маршаку в Воронеже

Image (https://ic.pics.livejournal.com/insert_bolster/95165990/3025/3025_original.png)
Edited Date: 2023-07-19 12:01 pm (UTC)

Date: 2023-07-19 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо! Жаль, не успела дойти до него, когда была в Воронеже. Тут понятный Маршак

Date: 2023-07-20 06:24 am (UTC)
From: [identity profile] insert-bolster.livejournal.com

Будете ещё в городе — заходите. Он стоит на очень красивой и уютной улице Карла Маркса. Там и просто погулять по ней приятно. За спиной у памятника — дом, где Самуил Яковлевич жил в 1916-м году, там и табличка об этом есть

Edited Date: 2023-07-20 06:25 am (UTC)

Date: 2023-07-20 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Постараюсь. Осталось попасть в Воронеж :))

Date: 2023-07-19 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] insert-bolster.livejournal.com
Image (https://ic.pics.livejournal.com/insert_bolster/95165990/3151/3151_original.png)

Date: 2023-07-19 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] wtat (from livejournal.com)

Мне кажется, это такая "фишка" Франгуляна, не очень удачная.


Его памятники смотрятся, словно герои вылезают, как джинн из бутылки:


Хачатурян, Булгаков, теперь Маршак.


Date: 2023-07-19 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Булгаков мне кажется уместен, Хачатурян — скорее тоже.

Date: 2023-07-19 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] insert-bolster.livejournal.com

https://visit-voronezh.ru/guide/chto-posetit/pamyatniki-i-skulpturyi/pamyatnik-sya-marshaku.html (https://visit-voronezh.ru/guide/chto-posetit/pamyatniki-i-skulpturyi/pamyatnik-sya-marshaku.html)

Date: 2023-07-19 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Фигура мне кажется робкой, неуверенного в себе человека. Помню, Маршак оценил свой психологический возраст пятью годами, чем очень огорчил Чуковского, с которым они всегда соперничали, -- Чуковский себя считал шестилеткой. А считается, что чем меньше психологический возраст человека, тем он талантливее.

Date: 2023-07-19 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Может быть, он таким и был. Но мне кажется, его читатели и почитатели не хотели бы его таким видеть.


Насчет связки с талантом, я была бы осторожной в выводах.

Date: 2023-07-19 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Но это же не твое мнение. :) Конечно, у тебя своя точка зрения. Так думали некоторые талантливые люди. Например, Колмогоров. Тот же Чуковский. :)

Date: 2023-07-19 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Для меня упоминание такой связки означает установленную наукой и доказанную корреляцию :)) Если это мнение Колмогорова или Чуковского — уважаю и не возражаю :))

Date: 2023-07-21 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Понятно, что тема не однозначная. Если что-то есть, то просто совпадение, думаю. Я работала с одним хорошим математиком, чей возраст я оценивала в 15 лет. Мне было с чем сравнить – Кате тогда было 16 и она была старше. Но ещё мне посчастливилось немного поработать с другим математиком, академиком. Просто выдающийся был человек. Но при этом не был ребёнком. Знакомы с артистом, очень ярким, светлым, просто удивительным человеком. Ему года 4. Но все это какие-то случайные примеры. Системы нет и быть не может, конечно. Корней Чуковский рассказывал, как он писал то или иное произведение. Явно на время становился ребёнком. Возможно, и Маршак так же. А может, это все байки.

Date: 2023-07-19 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Любопытно, что авторы обоих памятников сочли необходимым включить в композицию фигурку птицы. Я — не эксперт по творчеству Маршака, но, полагаю, птичка что-то да символизирует. В воронежском памятнике поэт "взаимодействует" с фигурой девочки, кем бы она ни была — "музой", читательницей etc. У Франгуляна же Маршак, окруженный тремя детьми, никак на них не реагирует, будучи погружен в грустные мысли, как мне это видится. К слову, фигуры детей больше похожи на ростовых кукол.

Date: 2023-07-20 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Возможно, это и хотел отобразить автор. Вопрос в том, нужен ли читателям и почитателям Маршака такой памятник

Date: 2023-07-19 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] dinus.livejournal.com

Мне кажется, что памятник отражает сложную ситуацию, в которой прошла жизнь Маршака. Талантливый и очень умный человек (по воспоминаниям), понимал, что происходило вокруг и тяжело это переживал. Но вынужден был делать вид, что все нормально. Писал детские стихи не для реальных детей, а для таких, какими должны были быть советские дети. Поэтому и на памятнике скорее куклы и они, и поэт делают вид, что любят друг друга, но фальшь явно видна. В списке только детские стихи и переводы — от собственного творчества он отказался. Вот это общее неблагополучие и отражает, по-моему, странная неустойчивая изогнутая поза.

Date: 2023-07-20 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Мы были настоящие советские дети (не которые должны, а какие были, живые и настоящие, и мы правда читали стихи и переводы Маршака, это базовый культурный контекст.

Date: 2023-07-20 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Да! Именно базовый. Не знаю, как у современного поколения, но у нас точно.

Date: 2023-07-20 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Похоже на то.


Но если учесть, что это все-таки детский писатель, то нужен ли читателям такой памятник

Date: 2023-07-20 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

На мой взгляд проблема памятника - это неестественная напряжённая поза. Ну и усллвные картонные дети явно зря приделаны. Маршак - это интереснейшая личность, которая совсем не ограничивается детскими стихами. А тут как-то все в лоб.

Просто неудачный памятник. Правда, мне и воронежский не понравился. Там Маршак скорее Гиляровского напоминает. И опять ребёнок...

Date: 2023-07-20 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Дискуссия показала, что отнюдь не в лоб и возможно, картонные дети неспроста.

Date: 2023-07-20 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2023-07-20 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Я согласна с местными жителями. Размер. Размер даже больше, чем изогнутость, мешает, мне кажется.
Памятник Маршаку должен бы быть соразмерен — человеку, площади.
При этом содержание не влезло. Кошкин дом, Шекспир — общие знания, в чём сложность фигуры — непонятно. Увы, и у хороших скульпторов бывают творческие неудачи.

Date: 2023-07-20 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

У меня не было совершенно ощущения несоразмерности. Я когда прочла, подумала: может быть, Франгулян уменьшил памятник после критики? Но полагаю, 4 метра (из них два — на кресло) — это то, что надо. На мой вкус.

Date: 2023-07-28 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Какая то болезненность и в фигуре Маршака и детей. Может быть автор вложил слишком много своих смыслов, которые не читаются. Вероятно неудача, зачем тогда поставили. Дань имени скульптора?

Date: 2023-07-28 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Я слушала, как автор рассказывал о памятнике: он его не считает неудачей. Правда он больше говорил о том, как памятник смотрится в пространстве площади.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 03:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios