
Таганка. Пешеходная экскурсия с посещением музея Владимира Высоцкого состоится в воскресенье 17 сентября в 12.00. Описание и запись по ссылке
Таганка — один из уголков не совсем привычной старой Москвы: не центральной и парадной, а Москвы обычных, незнатных людей. Об их жизни в разные времена рассказывают улицы этого района.
А еще Таганка – это место, с которым связаны 16 лет творческого пути Владимира Высоцкого. Здесь улицы, которыми он ходил, дома, которые он видел. А в одном из них сегодня работает музей, ему посвященный.
В первой части экскурсии мы пройдемся по улицам Таганки, поговорим о пяти столетиях ее истории, возможно, найдем в них героев песен Высоцкого. Завершим прогулку у театра на Таганке и отправимся в музей Владимира Семеновича – уникальное пространство, в котором замечательным образом представлены современные и традиционные экспонаты.
Первую часть веду я, вторую - экскурсовод музея Высоцкого.
За последние три с лишним месяца, после окончания школы гида я создала три экскурсии (не считая выпускной), а также побывала на энном количестве чужих экскурсий. Мне кажется, что сформировалось собственное представление о том, что такое экскурсия и как ее создавать. Это мои личные принципы, они не вполне совпадают с тем, чему нас учили, и мне интересно поделиться ими с читателями блога. Постаралась сформулировать их в виде тезисов.
Тезис первый. Экскурсия - это синтез логически структурированной информации с материалом, ориентированным на эмоциональный отклик. Нас учили в основном первой части, а о второй почти не говорили. Но полагаю, вторая составляющая присутствует в каждой удачной экскурсии. Эмоциональный отклик может быть вызван особенностями материала экскурсии, либо личностью гида и стилем ведения экскурсии (пресловутая харизма), либо (лучше) и тем и другим.
К примеру, в моей экскурсии "Дом, где жил архитектор" эмоциональный отклик вызывают (надеюсь) загадки судьбы архитектора Лопыревского, личная трагедия Кекушева и творческая - Мельникова. И конечно, красота и необычность домов, на которую я обращаю внимание.
Что касается личности гида на собственном примере, то мне трудно судить, но возможно, та эмоциональность, которую я в жизни стараюсь тормозить и которая мне часто мешает, удачно находит выход в экскурсиях.
Вообще экскурсия сродни театру одного актера: иначе трудно понять, зачем люди тратят немалые деньги и часами ходят по не всегда хорошей погоде. Неужели только ради информации?
Тезис второй. Всякая экскурсия должна иметь идею, главное, вокруг чего она строится. Нам это подавали как цель и задачи, но желательно, чтобы идея представляла собой воплощение первого тезиса - то есть, синтез рационального и эмоционального. К примеру, я долго мучилась с экскурсией по Таганке, пока она не выстроилась как по камертону вокруг личности и судьбы Высоцкого, хотя говорю я о нем совсем немного. А экскурсия на теплоходе в Химки неожиданно оказалась о перекрестках.
В идеале экскурсия должна иметь свой сюжет, кульминацию, завязку и развязку, и в каждый конкретный момент экскурсанту должно быть понятно, как то, что он видит и слышит, связано с основным сюжетом. Желательно идею сформулировать в начале и еще раз обозначить в конце, чтобы возникло чувство понятности и завершенности.
При обучении у нас много внимания уделяли логическим переходам от одного объекта (дома, места) к другому. Иногда у начинающих гидов эти переходы смотрятся довольно топорно: ты сразу отмечаешь: "о, это логический переход" (к примеру: "вот жилище богатого горожанина, а давайте теперь посмотрим как жили люди победнее" - и это еще не худший случай). Мне кажется, логический переход должен быть естественным и незаметным, а если это не получается, то лучше обойтись без него. Важнее, чем логический переход от объекта к объекту, связь каждого объекта с общей идей экскурсии.
Тезис третий. В экскурсии как в скульптуре важно отсечь лишнее. Материала много, времени - мало, и не нужно стараться изложить всё, что что можно. Главное - рассказать то, что работает на общую идею и/или вызывает эмоциональный отклик. Я спокойно могу обойтись без описания того, что было в этом месте в средние века и даже без биографии человека, о котором рассказываю (к примеру, рассказ о двух архитекторах начинаю с детства, а о третьем - с порога сорокалетия). Хотя все это нужно в общих чертах знать, чтобы ответить, если спросят.
Тезис четвертый. Нужно по-максимуму задействовать визуальный материал по маршруту экскурсии, а в идеале - все пять чувств: послушать песню или звуки, дать что-то потрогать, понюхать, попробовать. К примеру, Таганку завершаю панорамой улицы, которую однажды увидела сама, изумилась и теперь показываю на экскурсии. Это казалось бы полностью совпадает с тем, чему нас учили: показ важнее рассказа. Но... не перестаю удивляться, как экскурсоводы останавливают группу в визуально малоинтересном месте (или усаживают спиной к смотровой площадке) и начинают длинный рассказ.
А еще я не люблю демонстрировать фотографии (так называемый "портфель экскурсовода"): гид судорожно ищет нужную и как назло долго не находит, обычно что-то разглядеть может лишь меньшинство, а если фото пускают по рукам, то пока оно дойдет до тебя, ты уже забываешь, о чем оно. Фото я конечно готовлю, но считаю, что показывать надо лишь то, что не показать невозможно (к примеру, если рассказываешь легенду о том, что на Речном вокзале звезда со Спасской башни, то без фотографии звезды со Спасской башни - никак). А между тем, большой и тщательно подобранный набор фотоматериалов считается большим плюсом экскурсовода...
Думаю, вы поняли: меня интересует ваше мнение, соображения и пр.
no subject
Date: 2023-09-11 07:50 pm (UTC)Таня, 17 сентября — это воскресенье, если что.
А по тезисам — очень согласна! Собственно, мне кажется, это как раз тот момент, который отличает просто экскурсовода от хорошего экскурсовода. Я думаю, что в нашем обучении не так много говорили об эмоциональной составляющей, потому что это такой момент, которому не научишь за небольшой срок. А если выбирать из двух, то лучше уж научить логически-информационной части — на неё потом сверху надеть эмоциональное можно, а вот наоборот сложно :)
По целям и задачам тоже согласна — это не равно идее, а она нужна. То есть как мне кажется, у Айрата лично и в МГИ в целом идея идеи :) :) :) как раз таки есть, но вот в обучении этот момент несколько просажен. Хотя... Возможно, это тоже как раз такой как бы ценз. Те, кто действительно способен делать хорошие экскурсии, прочитывают это между строк — а между строк это явно есть! А кто-то так и остаётся на неком ученическом уровне — но тут уж ничего не поделаешь.
Про отсечь лишнее — очень-очень согласна! Именно отсекание лишнего позволяет сделать информацию запоминающейся, выделяющейся.
Про портфель экскурсовода — тоже согласна. Я люблю фотографии — и смотреть, и показывать. Но они должны помогать, а не мешать, быть средством, а не целью. Их надо показывать тогда, когда действительно без этой картинки непонятно или не очень наглядно получается рассказать. А просто показывать, чтобы показывать, явно не стоит.
no subject
Date: 2023-09-11 07:54 pm (UTC)Спасибо: отдельно за внимательность: у меня обычно экскурсии по субботам, но это таки в воскресенье.
Рада согласию!
no subject
Date: 2023-09-11 08:04 pm (UTC)Как раз вот что касается идеи :) Я хожу по Измайлово и очень хочу сделать ещё один маршрут: объектов интересных очень много! Но пока не нахожу новой идеи :( Повторять ту же, что уже есть, просто на других объектах — как-то глупо. Нужна какая-то новая объединяющая мысль, но я её пока не нашла :)
no subject
Date: 2023-09-11 08:13 pm (UTC)Мне кажется, это одна из самых трудных вещей. И действительно непонятно, можно ли этому научить
no subject
Date: 2023-09-11 08:34 pm (UTC)no subject
Date: 2023-09-11 11:14 pm (UTC)Про отсечь лишнее — плюс много! Бывал на таких экскурсиях, когда экскурсовод вываливал просто тонны лишней информации (цифры, даты, имена, незначительные факты), за которой самое важное и интересное просто терялось. После такого в голове свалка, а ведь экскурсия — это в том числе и познавательное мероприятие, люди туда идут не погулять-поболтать за деньги, а узнать что-то новое. Поэтому да, информация должна подаваться структурированно, дозированно, связно и без "лирических отступлений" от ключевой идеи. Это уже пункты 1 и 2.
Визуальный материал в широком понимании (послушать, потрогать, понюхать, попробовать и прочее) тоже важен, это усилит эмоциональную память человека об экскурсии. Даже если он со временем забудет "картинку" (не все же снимают по ходу действия), то останутся другие "якоря".
no subject
Date: 2023-09-12 07:38 am (UTC)Спасибо за такой интересный разбор. Добавлю, что какие-то шутки, интересные случаи, живые примеры — то, что включает эмоции — это то, что нужно для "разбавления" информации, чтобы она лучше воспринималась.
no subject
Date: 2023-09-12 07:59 am (UTC)Да, но в идеале эти шутки, случаи/истории и примеры тоже должны идти в привязке к ключевой идее экскурсии. То есть если экскурсия посвящена, например, тому же Кекушеву, история про (условно) Баженова будет не вполне уместна, т. к. отвлечёт аудиторию от "основной линии", а история про какую-то знаменитость, для которой Кекушев построил дом, вполне может лечь в общую канву.
no subject
Date: 2023-09-12 08:02 am (UTC)Да, согласна.
no subject
Date: 2023-09-11 11:35 pm (UTC)no subject
Date: 2023-09-12 07:53 am (UTC)Как интересна методика экскурсии, как художественное произведение выстраивается!
Фотографии у экскурсоводов никогда не любила. Они не запоминаются на фоне реальных строений.
no subject
Date: 2023-09-12 07:55 am (UTC)Наверное можно по-другому, но нужно же удерживать внимание людей! Да еще и за их же собственные деньги.
no subject
Date: 2023-09-12 11:35 am (UTC)У меня по определенным причинам плохо с коллективными экскурсиями, поэтому советовать не вправе. Хотя было бы интересно послушать.
no subject
Date: 2023-09-13 06:40 am (UTC)Среди моих разнообразных планов — экскурсия для тех, у кого плохо с коллективными экскурсиями.
Но слишком много планов, и уж точно не раньше весны :((
А еще в планах речные экскурсии с теплохода.
no subject
Date: 2023-09-13 06:12 pm (UTC)no subject
Date: 2023-09-13 07:23 pm (UTC)А что нам еще остается?
no subject
Date: 2023-09-12 09:12 pm (UTC)>Думаю, вы поняли: меня интересует ваше мнение, соображения и пр.
Судя по всему, мои ожидания от экскурсий не совпадают с Вашими, поэтому вряд ли мое мнение будет Вам сейчас полезно с практической точки зрения, но вдруг ... когда-нибудь в будущем ;)
>Вообще экскурсия сродни театру одного актера: иначе трудно понять, зачем люди тратят немалые деньги и часами ходят по не всегда хорошей погоде. Неужели только ради информации?
Для меня экскурсия – это осмотр объектов по возможности с квалифицированными комментариями. За театральными впечатлениями я хожу в театр. Экскурсовод, безусловно, должен хорошо говорить, но он не должен привлекать внимание к себе ни речью, ни внешностью. Его задача показать объекты, а не себя.
>Всякая экскурсия должна иметь идею, главное, вокруг чего она строится.
Для экскурсий по музеям, в которых экспонатов больше, чем можно осмотреть за 1.5–2 часа, темы, конечно, нужны, но домов на одной улице часто меньше, чем экспонатов в одной музейной комнате, поэтому для меня предпочтительнее, чтобы мне кратко рассказали о каждом без идеи, чем два часа о двух домах, но с идеей.
>и не нужно стараться изложить всё, что что можно.
Вот с этим невозможно не согласиться. Вообще, для меня лучший вариант состоит в том, что экскурсовод сообщает краткую информацию об очередном объекте, а затем дает время на самостоятельный осмотр, фотографирование, обдумывание увиденного и услышанного и отвечает на вопросы тех, у кого они появились.
>Нужно по-максимуму задействовать визуальный материал по маршруту экскурсии, а в идеале - все пять чувств: послушать песню или звуки, дать что-то потрогать, понюхать, попробовать.
Визуальный, как Вы выразились, «материал» нужно не просто задействовать. Именно он, в моем представлении, и должен составлять предмет экскурсии. Прочие развлечения (включая упомянутый Вами «портфель экскурсовода») на пешеходной экскурсии по городу, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что экскурсовод просто мало знает о том, что взялся показывать, поскольку старается отвлечь внимание от осмотра. Прослушивание музыкальных отрывков, дегустация и т. п. уместны в музеях с соответствующими экспозициями.
no subject
Date: 2023-09-13 07:07 am (UTC)Спасибо за такой развернутый ответ, думаю, что это все уместно уже сейчас. Да, это другая модель экскурсий, и я с трудом представляю, что на нее наберутся желающие в родном городе, скорее это для приезжих. В своем городе все-таки, мне кажется, ждут какого-то нестандартного развития темы, элементов развлечения. Потому что, как мне кажется, "осмотр объектов по возможности с квалифицированными комментариями" интересен в своем городе тем, кто достаточно самостоятелен, и не факт, что ему нужен экскурсовод. Если это только не какой-то очень специфический объект. С другой стороны, я не вижу противоречий в подходах, скорее это два конца, между которыми есть много промежуточных вариантов.
"но домов на одной улице часто меньше, чем экспонатов в одной музейной комнате" — вот тут не согласна. Вы думаете двухчасовая экскурсия проходит 200 метров? А в центре Москвы, где маленькие домики и почти каждый интересен, именно столько хватит на двухчасовую экскурсию. У нас была экскурсия по Камергерскому переулку — и то даже я знала то, что в нее не попало (хотя в целом не была в восторге от замысла и его воплощения, скажем так).
В экскурсии по Речному вокзалу есть 24 панно на здании, и по-хорошему, целую экскурсию можно рассказывать только о них, и это не будет избыточным. Но вряд ли такая экскурсия будет пользоваться спросом.
Насчет экскурсовода, который не привлекает внимания — могу представить такого экскурсовода, причем хорошего, но запоминаются все-таки не такие. Более того, с "ярким" экскурсоводом город запоминается лучше. То, что вы описываете, это скорее аудиогид, хотя и их сейчас делают с разнообразными "эффектами".
Ну а всякие дегустации рассчитаны на то, чтобы задействовать эмоциональный компонент экскурсии, если он по-вашему лишний, то конечно, и они не нужны. Хотя устройство изразца проще объяснить, если ты его достаешь из сумки, а не на пальцах: это моя экскурсия по таганке.
no subject
Date: 2023-09-13 02:02 pm (UTC)>это другая модель экскурсий, и я с трудом представляю, что на нее наберутся желающие в родном городе, скорее это для приезжих.
Во-первых, сейчас в Москве живет огромное количество приезжих. Часть из них город не знает и знать не хочет, но, возможно, некоторые были бы совсем не против познакомиться с ним, особенно если им в этом помогут за умеренную плату. Во-вторых, в большом городе можно жить с детства, но знать только несколько районов, а потом начать работать или жить в другом. На каждом доме поясняющая табличка не висит, поэтому для кого-то может быть удобнее сходить на обзорную экскурсию по новому для себя району, чем искать информацию самому.
>А в центре Москвы, где маленькие домики и почти каждый интересен
Я знаю о наличии в центре Москве маленьких внешне интересных домиков :) Как и о том, что о маленьких домиках найти достоверную информацию обычно сложнее, чем о больших, поэтому комментарии экскурсовода могут быть вполне интересны и коренным жителям города. Вопрос в том, сколько и какой информации хочет узнать «средний» экскурсант. Я предпочту поменьше информации, но о большем количестве объектов, Вы, по всей видимости, наоборот.
>Хотя устройство изразца проще объяснить, если ты его достаешь из сумки, а не на пальцах
Если экскурсия не позиционируется как специально «керамическая» (Вы рассказывали об экскурсиях с уклоном в технологии, например про кирпичные кладки), зачем вообще объяснять это устройство. Это некоторое специальное знание, которое никак не влияет на визуальное (в том числе эмоциональное) впечатление от декора. Понятно, что это был частный пример, но он хорошо иллюстрирует разницу в наших ожиданиях от «обычной» экскурсии.
>В экскурсии по Речному вокзалу есть 24 панно на здании, и по-хорошему, целую экскурсию можно рассказывать только о них, и это не будет избыточным. Но вряд ли такая экскурсия будет пользоваться спросом.
Думаю, подробный рассказ об оформлении Речного вокзала вполне может быть темой, только, на мой взгляд, не экскурсии, а лекции (в музее архитектуры или на какой-то еще площадке). Панно не требуют осмотра с разных сторон, а долго стоять и слушать менее удобно, чем сидеть и слушать.
no subject
Date: 2023-09-13 07:32 pm (UTC)Ваша модель экскурсий примерно понятна. Но мне не вполне понятен ее потенциальный потребитель. То ли это те, кто "город не знает и знать не хочет, но, возможно, некоторые были бы совсем не против познакомиться с ним", но такой контингент скорее всего захочет эмоционального стиля, экскурсии как театр и прочих прибамбасов. Потому что иначе скучно и сложно.
То ли это тот, кто сам много знает, но понимает, что ему проще заплатить деньги, чем выискивать крупицы информации, разбросанные по разным источникам (а я еще добавлю: оценивать их достоверность, потому что туфты огромное количество). Он скорее всего предпочтет индивидуальную экскурсию, чтобы иметь возможность задавать много вопросов и регулировать темп. Проблему вижу в том, как ему найти "своего" гида, который готов подстроиться под его запросы.
no subject
Date: 2023-09-13 08:25 pm (UTC)Тех, которые город не знают и знать не хотят, никакие прибамбасы на экскурсии не привлекут, а вот те, которые в принципе хотели бы что-то узнать, вполне могут пойти на простые обзорные экскурсии, если они будут доступны финансово и по времени. Они знают конечные точки маршрута жилье−работа, но не прочь узнать, что находится между ними или рядом с культурно-исторической точки зрения. Зачем им прибамбасы?
no subject
Date: 2023-09-13 08:39 pm (UTC)Затем, что прибамбасы делают восприятие информации более доступным и снижают интеллектуальную нагрузку на единицу времени. Иными словами, делают экскурсии проще, что, по вашим же словам, и нужно этому контингенту.
no subject
Date: 2023-09-16 05:42 pm (UTC)В остальном пока без меня, но ужо
no subject
Date: 2023-09-17 06:01 am (UTC)))