
Это один из самых интересных московских особняков. Его владельцы Морозовы - одна из ветвей династии Морозовых - перестраивали его в 1879 году (архитектор Чичагов) и в 1895 году - Шехтель. Его "изюминка" - готический кабинет, в оформлению которого участвовали Врубель и Коненков (и само собой Шехтель). Попасть в особняк можно, но нужно отловить экскурсию и заплатить за нее немалые деньги.
И вдруг... все мои чаты буквально взорвались информацией. Неделю (7-14 декабря)! Бесплатно! Открыты все помещения знаменитого особняка!
Этот аттракцион невиданой щедрости назывался: Выставка современного искусства "Два желания".
Недолго думая, я решила, что два желания - это посмотреть особняк и познакомиться с современным искусством. После чего поторопилась в Подсосенский переулок.
Да, я увидела особняк - действительно роскошный - и современные арт-объекты. Я отношусь к современному искусству как минимум толерантно. Однако увиденное вызвало... недоумение, разочарование и даже возмущение. Но одновременно и довольно сильное чувство со знаком "плюс", назвать которое затрудняюсь. Так всё запуталось.
Поэтому отчет скомканный: у меня нет желания разбираться, где будуар, а где столовая, в каком стиле они оформлены, где Шехтель и где Чичагов.
2.Вхожу, восхищаюсь входом в Египетском стиле.

3.

4.Раздеваюсь, получаю проспект выставки и путаю порядок посещения: вместо того, чтобы начать с второго этажа, иду в дальнее крыло первого. Ах, какой потолок...

5.Прохожу в следующий зал и понимаю: это ОН. Тот самый зал, что завораживал на фото.

6. Зал погружен во тьму, играет музыка, свет подается короткими вспышками, которые на мгновения освещают картины - и они вновь исчезают во мраке. Второй этаж (там закрытый проход в библиотеку) освещается какими-то голубоватыми пятнами. Постепенно глаз адаптируется к темноте, и начинаешь различать восхитительные детали - после того, как почти уткнешься в них носом.

7.При всем том впечатление от этой "аудиоинсталляции" сильное. Я стояла там долго, сливаясь с ритмом музыки и сумраком прекрасного зала, разглядеть который невозможно. Впрочем, проспект уверяет, что именно в этом был замысел автора инсталляции. В этом есть свой смысл... только все-таки хочется увидеть картины Врубеля. Да, знаю, это копии, оригиналы в Третьяковке. Но ведь они создавались именно для этого зала, и без его антуража многое теряют. Но автор инсталляции решил, что нам не надо их видеть.

8.Долго думала, приводить ли следующие фото из этого зала. Они сделаны в режиме "ночь", и на них видно то, что на самом деле покрыто мраком. Только на фото и можно разглядеть.
Все-таки решила приводить.

9.

10.Гном работы Коненкова

11.

12.В соседней комнате огромные рисунки закрывают гобелены. Когда я это понимаю, мне не хочется смотреть ни те, ни другие (пара гобеленов осталась)

13.В зеркало видны фрагменты рисунков

14.Дальше уже ни на что не хочется смотреть, я несусь по залам, что-то снимая на автопилоте

15.

16.

17.Это кажется зал, где осталось старое оформление, до Шехтеля

18.

19.

20.

21.

22.В последних залах я все-таки сняла пару арт-объекты\ов. Это инсталляция "Эй вы, куда?". Круговорот из убегающих тарелок - это недосягаемый праздник и застолье.

23.А описания этой инсталляции на камине (см. фото 20) в буклете нет

24.Наконец иду одеваться. Пока надеваю пальто, кладу сумку и шапку. И тут меня осеняет: это тоже инсталляция! Например:
Omnia mea mecum porto (Все мое ношу с собой). Автор инсталляции напоминает нам, что истинное богатство - не в вещах. Монументальная колонна и мраморные ступеньки кажутся нам красивыми и ценными, в отличие от дешевой шапки и небрежно брошенной сумки. Но и те и другие лишь заслоняют от нас подлинные ценности - интеллектуальные и духовные.

Update. Я не хотела ставить точки над i. Но из комментариев поняла, что многим непонятна причина моих расстроенных чувств. Поэтому выскажусь более определенно.
Я уважаю современное искусство. Но ценность его конкретных произведений покажет время, сегодня она представляется... пусть будет недоказанной. Ценность наследия тех, кто создавал особняк Морозовых, прошла проверку временем и в доказательствах не нуждаются. Здесь же особняк выступает в качестве... подкладки что ли под произведения современного искусства. Что-то закрыто, что-то затемнено, что-то в соседстве с современным произведением кажется пародией на себя самого. Может быть, в другом контексте я бы это современное искусство посмотрела и прониклась, здесь же оно на контрасте с особняком вызывает нежелание смотреть и возмущение своей неуместностью. И конечно огорчение: шла на встречу с прекрасным, а получила совсем другое.
no subject
Date: 2023-12-08 09:09 pm (UTC)no subject
Date: 2023-12-09 07:37 am (UTC)😀
no subject
Date: 2023-12-08 10:11 pm (UTC)Интересно, спасибо, что предупредили, не пойду. А про инсталяцию это просто блестяще.
no subject
Date: 2023-12-09 07:37 am (UTC)Спасибо! Интересно, что автор соседнег7о комментария пришел к обратному выводу по поводу посещения
no subject
Date: 2023-12-08 10:27 pm (UTC)no subject
Date: 2023-12-09 06:17 am (UTC)Спасибо за наводку, надо ехать.
no subject
Date: 2023-12-09 07:38 am (UTC)))
Полагаю, в выходные будет смертоубийство. По возможности лучше в будни или к открытию
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-09 07:18 am (UTC)no subject
Date: 2023-12-09 07:38 am (UTC)))
Спасибо!
no subject
Date: 2023-12-09 07:58 am (UTC)no subject
Date: 2023-12-09 08:20 am (UTC)Тогда может быть, еще что-то понравится. Можно пойти с экскурсией или с аудиогидом.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-09 08:13 am (UTC)А какое у выставки время работы, не помните?
no subject
Date: 2023-12-09 08:19 am (UTC)Точно с 11-ти и кажется до 21
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-09 09:33 am (UTC)О! Спасибо за инфу. Попробую сходить в будни.
no subject
Date: 2023-12-09 04:50 pm (UTC)Удачи!
no subject
Date: 2023-12-09 09:35 am (UTC)Насчёт выставки так и не поняла - что и про что. Но ради особняка прям надо бечь со всех лап.
no subject
Date: 2023-12-09 04:50 pm (UTC)Вот не уверена. Но каждый решает сам.
no subject
Date: 2023-12-09 09:46 am (UTC)А что же все-таки возмутило? Что выключили свет и нельзя увидеть? Я не поняла, честно :)
no subject
Date: 2023-12-09 05:46 pm (UTC)Я уважаю современное искусство. Но ценность его конкретных произведений покажет время, сегодня она представляется... пусть будет недоказанной. Ценность наследия тех, кто создавал особняк Морозовых, прошла проверку временем и в доказательствах не нуждаются. Здесь же особняк выступает в качестве... подкладки что ли под произведения современного искусства. Что-то закрыто, что-то затемнено, что-то в соседстве с современным произведением кажется пародией на себя самого. Может быть, в другом контексте я бы это современное искусство посмотрела и прониклась, здесь же оно на контрасте с особняком вызывает нежелание смотреть и возмущение своей неуместностью.
Так понятно?
(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-09 10:33 am (UTC)Потолок с люстрой и зеркалами шикарен. Да и вообще особняк...
Идея мне понравилась. Просто это два совершенно разных мероприятия — пощекотать нервы мзыкой и вспыхивающими в темноте картинами или посмотреть зал с картинами "как есть". Лучше, если видел и то, и другое.
no subject
Date: 2023-12-09 04:53 pm (UTC)Соглашусь насчет "и то и другое". По факту они собрали на свою выставку народ, который хочет посмотреть особняк и скормили
no subject
Date: 2023-12-09 11:16 am (UTC)no subject
Date: 2023-12-09 04:51 pm (UTC)Рада, что пришлось по душе. Спасибо!
no subject
Date: 2023-12-09 01:44 pm (UTC)no subject
Date: 2023-12-09 04:51 pm (UTC)Есть такое!
no subject
Date: 2023-12-09 03:09 pm (UTC)"Дальше уже ни на что не хочется смотреть"
я не очень поняла, что именно расстроило?
no subject
Date: 2023-12-09 05:48 pm (UTC)Я уважаю современное искусство. Но ценность его конкретных произведений покажет время, сегодня она представляется... пусть будет недоказанной. Ценность наследия тех, кто создавал особняк Морозовых, прошла проверку временем и в доказательствах не нуждаются. Здесь же особняк выступает в качестве... подкладки что ли под произведения современного искусства. Что-то закрыто, что-то затемнено, что-то в соседстве с современным произведением кажется пародией на себя самого. Может быть, в другом контексте я бы это современное искусство посмотрела и прониклась, здесь же оно на контрасте с особняком вызывает нежелание смотреть и возмущение своей неуместностью. И конечно огорчение: шла на встречу с прекрасным, а получила совсем другое.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-11 08:19 am (UTC)сегодня хочу поехать вечером... спасибо за обзор, был интересен и воодушевителен.
современное искусство — отношусь с опаской. а вот особняк очень хочется посмотреть
no subject
Date: 2023-12-11 08:23 am (UTC)Желаю, чтобы понравилось. Хотя для тех, кто хочет посмотреть особняк (полагаю таких 90%, если не 99%) условия... не очень. Постарайтесь попасть в готический зал вместе с экскурсией, тогда на пару минут включат свет.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2023-12-13 03:39 pm (UTC)Я сама, конечно, ленивая, да ещё в такой снегопад. Так что не добралась. Зато маме сказала. Она у меня всё такое очень любит про особняки и архитектуру. Много читала, много знает. Она сходила туда и была очень рада, что удалось попасть.
no subject
Date: 2023-12-13 03:47 pm (UTC)Отлично! Рада, что понравилась, а то все с разными чувствами выходят.
Теперь там еще какую-то рождественскую выставку устраивают, народ думает, что хотят разнести особняк совсем ((
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Дом Морозова. Два желания
Date: 2023-12-19 07:04 am (UTC)no subject
Date: 2023-12-22 02:56 pm (UTC)Вы совершенно правы! Очень напрягает современное искусство, когда его мешают со старинными произведениями. Раздражает неуместность смешения стилей арт объектов. Такое впечатление, что если бы эта выставка "Два желания" проходила бы в каком либо выставочном зале, то на неё не обратили бы внимания. Может, так бы оно и было:) А я совсем не боюсь говорить о том, что я не всё современное искусство люблю. Люди разные, кто- то любит Ван Гога, а кто- то Малевича и его "Чёрный квадрат":) Спасибо за прекрасные фото. Я ни как ещё не могу туда попасть.
no subject
Date: 2023-12-22 03:47 pm (UTC)Я хорошо отношусь (в теории) к современному искусству, что-то нравится, что-то нет.
Спасибо за добрые слова, фото могли бы быть гораздо лучше, если бы были лучше условия для съемки
no subject
Date: 2024-04-22 04:12 pm (UTC)Боже, как прекрасно. Как бы туда попасть.
no subject
Date: 2024-04-22 04:44 pm (UTC)Ловите экскурсию, их немало. Ключевые слова "особняк Морозова в Подсосенском". По слухам, могут закрыть на реставрацию, так что затягивать не стоит.
(no subject)
From: