Гусев (Гумбиннен). Памяти забытой войны
Jan. 29th, 2024 07:49 pm
Для начала лишь скажу, что "Памяти забытой войны, изменившей ход истории" - это очень сильный и страшный памятник, точнее, целый мемориальный комплекс, посвященный Первой мировой войне, работа Михаила Шемякина. Конечно, фото не передают всей силы впечатлений, но я старалась. Все слова потом.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Теперь немного слов.
Памятник появился в 2014-м, в год столетия Первой мировой войны.
Почему здесь?
Потому что под Гумбинненом 20 августа 1914 года состоялось первое большое сражение для Русской армии в Первой мировой войне. По итогам битвы потери российской армии составили 16,5 тыс. человек (по другим данным – свыше 18,8 тыс.) убитыми, ранеными и пленными. Немецкая армия лишилась приблизительно 14,8 тыс. человек... По такому признаку, как контроль над полем боя, победа в нем, безусловно, принадлежит русской армии. Однако масштаб этой победы разные авторы варьируют в диапазоне от упущенной возможности чуть ли не вчистую разбить всю 8-ю германскую армию до счастливого избавления от тяжелого поражения. Тем не менее, бесспорным остается тот факт, что битва под Гумбинненом явилась самым крупным успехом русских войск за всю операцию, поскольку стойкость 1-й армии и маневры 2-й заставили германские войска отступать и едва не привели к утрате немцами всей Восточной Пруссии (источник).
Памятник был открыт 24 августа 2014 года. Он посвящен "памяти русских солдат и офицеров, павших в боях этой войны" (с)Википедия. Установлен по инициативе Российского Военно-исторического общества, на открытии был его председатель и тогда еще министр Мединский.
Почему Шемякин?
Приезд Михаила Шемякина в Калининградскую область и работа над новым памятником во многом связана с личными воспоминаниями художника. Отец скульптора служил в послевоенном Кёнигсберге. Город, лежащий в руинах, навсегда остался в памяти.
«Это место для меня дорого как воспоминание печальное. Но это воспоминание моей жизни, юности, детства, и поэтому я с большой трепетностью отнёсся к данной работе.»
Скульптурная группа состоит из трех фигур: изможденного солдата, распятого на «колесе судьбы», и двух женщин – вдовы и матери, олицетворяющих скорбь семей погибших на войне. Михаил Шемякин не исключает, что зрители увидят в этой композиции и отсылки к «Красному колесу» Солженицына (но в первую очередь все-таки к распятому Христу - ТБ). В том, что касается Первой мировой, пути размышления авторов могут и совпадать. Но в итоге не приводить к ответу — почему так случилось и повторяется вновь и вновь.
Михаил Шемякин, скульптор, прокомментировал: «Мы всё время говорим или о победах, или о потерях, но забываем о том, что, прежде всего, страдают женщины, которые отправляют мужей, сыновей. Сёстры теряют братьев, об этом как раз хотелось сказать».
Владимир Мединский, министр культуры РФ, отметил: «Все работы Михаила Шемякина, они, в отличие от шоколадных конфет, не находятся в категории «нравится — не нравится». Каждая из них рано или поздно становится событием. К каждой работе Михаила Шемякина надо присмотреться, почувствовать, понять и думать над этим». (источник)
От себя могу добавить, что питаю слабость к творчеству Михаила Шемякина и видела все его работы, про которых знаю, в Москве и Петербурге. Мне кажется, эта его работа может быть поставлена вровень с самой сильной из виденных раньше - Сфинксам напротив Крестов в Петербурге. В Гусев стоит приехать даже только ради нее. Но на самом деле бывший Гумбиннен - это очень красивый и интересный город и еще одна необычная история произведения искусства. О них - в следующий раз.
no subject
Date: 2024-01-29 04:58 pm (UTC)Мощно.
Не видел, спасибо.
no subject
Date: 2024-01-29 06:46 pm (UTC)Ого, какие люди!
Рада, если оказалось нужным.
no subject
Date: 2024-01-29 06:12 pm (UTC)Не были там. Спасибо. Потрясающий мемориал.
no subject
Date: 2024-01-29 06:45 pm (UTC)Да!
no subject
Date: 2024-01-29 06:35 pm (UTC)no subject
Date: 2024-01-29 06:41 pm (UTC)Кстати, интересный факт: немцы после ПМВ нередко хоронили своих и русских (т.е. вражеских) павших на одних и тех же кладбищах, иногда даже ставили общий памятник с надписью “Здесь покоится столько-то германских и столько-то русских солдат”, хотя чаще памятники все-таки были отдельные в рамках одного захоронения. Были и отдельные чисто русские и чисто немецкие кладбища.
После 1945 года все эти захоронения были… ну, скажем так, заброшены (хотя зачастую этим не ограничивалось). Более-менее в порядок их стали приводить к столетию ПМВ, во многом — усилиями волонтеров.
no subject
Date: 2024-01-29 06:43 pm (UTC)Я видела в Балтийске памятник кладбище немецких жертв уже второй мировой войны. Я так понимаю, их стали создавать после 1990 года.
Сильные впечатления.
no subject
Date: 2024-01-29 06:47 pm (UTC)no subject
Date: 2024-01-29 08:04 pm (UTC)Да уж...
no subject
Date: 2024-01-29 07:53 pm (UTC)Бросить капельку дёгтя в банку мёда? Пожалуй, не буду. Хочется современным скульпторам уйти от фигуративности, но свежих идей нет, да и заказчик, что весьма вероятно, против. Сугубый реализм кажется архаичным или не хватает мастерства, чтобы подступиться к Андрееву, Меркурову или Вучетичу. Вот и остается ваять фигуры с искажёнными пропорциями тела, полагая, видимо, что это придаёт им большей выразительности... А вот работа ландшафтного дизайнера и садовника/дендролога мне кажется интересной.
no subject
Date: 2024-01-29 08:05 pm (UTC)Если сказанное не "капелька дегтя", то становится еще интересней содержание упомянутой капельки.
no subject
Date: 2024-01-29 08:34 pm (UTC)Комментарий — всего лишь оценочное суждение, "вкусовщина". Заметьте, к слову, что текст за исключением последнего предложения не касается данного мемориала, да и имя автора не упоминается. Просто вчера изучал мемориал в Трептов-парке, и невольно возникли ассоциации.
no subject
Date: 2024-01-29 10:33 pm (UTC)У нас в Калининграде стоит памятник в память бойцов ПМВ. Не буду ни с кем спорить-но на мой взгляд памятники жертвам войны не должны быть такими милитаризированными. По мне-так не нужно всех этих поднимающихся из окопов, знаменосцев и прочего военного антуража. Ни к чему это. Лучше просто обелиски какие или кресты поставьте. Павшим уже без разницы. А живым-ну зачем эта бесконечная реклама человекоубийства, а?
no subject
Date: 2024-01-30 07:20 am (UTC)Знаете, ваши пожелания лучше адресовать авторам многочисленных мемориалов, на которых солдаты, оружие, батальные сцены. К примеру, посмотрите фото мемориала Первой мировой войне на Поклонной горе в Москве. Да и другие памятники там в том же духе. Здесь же трудно придумать более антивоенный монумент, нежели центральная фигура.
no subject
Date: 2024-01-30 08:52 am (UTC)no subject
Date: 2024-01-30 09:00 am (UTC)Тогда вообще не понимаю, что хотел сказать автор комментария :((
Кстати, я очень редко, но иногда вспоминаю, что я психолог, а психологи любят интерпретировать картинки (ну и скульптуры до кучи). так вот от трех острых штыков, направленных в разные стороны, мне слегка поплохело :((
no subject
Date: 2024-01-30 11:36 am (UTC)Я что хотел-то и сказал. Я никак не оцениваю эти памятники ни с идеологической ни с художественной точки зрения. Не надо искать какого-то подтекста. Всё просто-это моё личное мнение-я считаю все подобные памятники излишне милитаристскими-и в некотором роде рекламирующими милитаризм. есть прекрасный памятник, кстати российских авторов-в котором и память и нет вот этой воинственности-памятник советским добровольцам на кладбище Фуэнкарраль в Мадриде.
no subject
Date: 2024-01-30 11:53 am (UTC)Спасибо, мне понравился памятник в Испании рабоы Рукавишникова.
Но несмотря на некоторое количество фигур солдат и оружия на территории мемориала, посыл памятника в Гусеве мне представляется более выраженно антивоенным.
Впрочем, это тоже не более, чем мое мнение.
no subject
Date: 2024-01-30 11:24 am (UTC)Я не возражаю. Да-именно этот памятник я и имел ввиду. Мне он не понравился сразу-как его поставили.
no subject
Date: 2024-01-30 08:54 am (UTC)no subject
Date: 2024-01-30 10:53 am (UTC)Поставьте.
no subject
Date: 2024-01-30 11:31 am (UTC)Я не поняла, что вам он не понравился. Тогда с вашими мыслями я частично согласна.
no subject
Date: 2024-01-30 11:37 am (UTC)Хорошо.
no subject
Date: 2024-01-30 12:26 am (UTC)no subject
Date: 2024-01-30 07:20 am (UTC)Спасибо!
no subject
Date: 2024-01-30 10:52 am (UTC)no subject
Date: 2024-01-30 11:00 am (UTC)Памятнику почти 10 лет
no subject
Date: 2024-01-30 12:02 pm (UTC)Его открыли как раз к юбилею
no subject
Date: 2024-01-30 12:02 pm (UTC)Да, ПМВ начали "вспоминать" в 2014 году в связи со столетним юбилеем. Тогда же появились первые памятники ПМВ (как минимум в Москве, Калининграде и Гусеве).
В Калининградской области "внезапно" вспомнили о десятках разоренных захоронений ПМВ, до которых раньше не было дела никому, кроме немногочисленных энтузиастов.
no subject
Date: 2024-01-30 12:14 pm (UTC)no subject
Date: 2024-01-30 12:16 pm (UTC)Правильно, конечно. Если и обвинение, то разве что в том, что не вспоминали раньше.
no subject
Date: 2024-01-30 01:34 pm (UTC)И простите, следующий шаг — Вы-то почему не вспомнили, коль считаете важным? И если Вы передаёте решение важных вопросов неким "им", то почему думаете, что они будут действовать согласно Вашим представлениеям? (Вы-то не вспоминали...)
no subject
Date: 2024-01-30 03:00 pm (UTC)Это не значит, что нужно уповать только на власти, а самим ничего не про этом ничего не делать. Кстати, как я написал выше — волонтеры занимались расчисткой захоронений и до этого. Но это не снимает ответственности с властей. Вы знаете, охрана памятников ни в одной стране не лежит на одних только волонтерах и общественниках. Хотя роль волонтеров нельзя переоценить. Говорю вам как человек, имеющий самое непосредственное отношение к сфере охраны памятников истории в одной из европейских стран. При этом — как в роли волонтера, так и в роли сотрудника службы охраны памятников истории, и даже в роли академического исследователя. Все важны.
Так что говорить “что ж вы сами ничего не сделали” — это несколько виктимблейминг. Напоминает, как Тема Лебедев отзывался об инвалидах-колясочниках — “если им нужны пандусы, то пусть сами их за свой счет и делают”. Речь шла о пандусах в общественных местах. Такое вот перверсивное представление о “гражданском обществе”. “Гражданское общество — это когда государство снимает с себя всякую ответственность”. Как то так. С точки зрения государства очень удобно, кстати. “Вам нужно — вы и делайте. А мы в сторонке постоим. Вы только налоги платить не забывайте”
Ну и опять же, речь не о том, что самим делать ничего не надо. И кстати, Вы, наверное, не очень знакомы с местным контекстом, но обвинять местное общество в пассивности не слишком справедливо. Калининградское краеведческое движение изначально было настоящим андерграундом, поскольку официально история до 1945 года была табу. Именно энтузиасты в меру своих сил возрождали из небытия историческую память. Исследовали, сохраняли, что могли. Популяризовали исторические знания: писали книги, переводили с немецкого, проводили экскурсии, организовывали конференции. Это в условиях, когда табу уже сняли, но официальной поддержки было по минимуму, а туризм и сопутствующая коммерциализация немецкой истории оставались в зачаточном состоянии. Так что — на чистом энтузиазме. Это сейчас есть красивые коммерческие путеводители. А первые книжки по краеведению были на газетной бумаге, писались и издавались энтузиастами за свой счет. Если бы не они, история до 1945 года так и оставалась бы забыта).
А уж последнее предложение, извините, воспринимается, как пассивно-агрессивное личное обвинение. Поскольку мы не первый раз пересекаемся в ЖЖ, то Вы, наверное, знаете, что я не живу в Калининграде (уже давно). Не считая нужным оправдываться все-таки скажу, что даже не живя в Калининграде я кое-что делал для популяризации исторического наследия Калининградской области. А вот физического участия от меня было бы странно ожидать, не правда ли?
no subject
Date: 2024-01-30 03:12 pm (UTC)Соглашусь. Конечно, не знакома. Приношу свои извинения.
Да, я отреагировала именно на реплику. Это очень часто приходится слушать именно в контексте "они виноваты, а мы-то тут причём". Болезненно реагирую; вероятно, слишком.
У меня всё время перед глазами здешняя история. Идея памятника евреям, расстрелянным на Дунае, пришла в голову не мэру и даже не скульптору. Кинорежиссёру. И он вполне мог бы остановиться на мысли "нет дела никому", "они забыли, они не делают". Он нашёл себе скульптора. Объяснил на пальцах: ботинки. Памятник появился (ситуация здесь болезненней: и жертвы "свои", и убийцы "свои"). А сейчас его продолжение — народный стихийный памятник живёт 9 лет, весной 10 будет.
Про "они". Возможно, просто риторика не успевает за реальностью?
no subject
Date: 2024-01-30 04:14 pm (UTC)Ничего, бывает. Без обид.
История с памятником евреям впечатляет. Теперь понимаю, почему у Вас была такая реакция
Ну а в целом — я не люблю обе крайности, как "пусть за нас все делают власти/государство, мы-то тут при чем?", так и "вам надо — вы все сами за свой счет и на общественных началах и делайте". Идеально, пожалуй, когда власти поддерживают низовые общественные инициативы (финансово, организационно), но при этом не навязывают свою собственную повестку.
no subject
Date: 2024-01-31 06:16 am (UTC)https://swinokotleta.livejournal.com/257509.html
no subject
Date: 2024-01-30 03:08 pm (UTC)Кто ж её забыл-то, Первую мировую! В иных странах её вспоминают сильно больше, чем Вторую. А многие истории ныне говорят, что в будущем следует отказаться от разделения — ибо по сути это был один гигантский конфликт, которому Версаль, по метким словам одного из современников, просто дал пару десятилетий передышки.
Скульптуры, конечно, впечатляют!
no subject
Date: 2024-01-31 05:55 am (UTC)Все-таки приятней думать об истории как о мирном времени, которое периодически омпачается войнами, чем наоборот!
no subject
Date: 2024-01-31 07:35 am (UTC)Думать так хотелось бы! Однако припоминаю статью в "Таймс" от 2003 года, в которой подсчитывалось, что из всех лет известной человеческой истории только 8% были мирными. А спокойнее с тех времён, увы, не стало.
no subject
Date: 2024-01-31 07:40 am (UTC)no subject
Date: 2024-02-10 10:07 am (UTC)no subject
Date: 2024-02-11 08:07 am (UTC)Человек — слишком иррациональное существо, слишком заковыристо мыслит. Даже на этот пост мне писали, что комплекс излишне милитаристский