Москва "Мастера и Маргариты", 2024
Jan. 31st, 2024 08:10 pm
Я не буду писать о фильме в целом, скажу о нем лишь пару важных моментов. Первое: фильм мне понравился. Второе: это не "Мастер и Маргарита", это скорее фантазия на тему романа, имеющая с ним некоторую общность сюжета.
Я напишу о Москве в этом фильме, которая является полноценным персонажем. Причем, возможно, самым интересным персонажем, потому что у Булгакова его нет, следовательно сравнения и протесты "не то и не так" бессмысленны. Считаю, этот персонаж настолько интересен, что для тех, кто всерьез занимается Москвой, фильм must see (безотносительно мнения о нем). Именно о Москве как персонаже фильма я расскажу, будут спойлеры - но только о Москве.
Вы можете спросить: как же так, у Булгакова нет Москвы? Ведь "Мастер и Маргарита" - чуть ли не самый московский роман. Однако Булгаковской Москвы, равно как и любой другой знакомой нам Москвы в фильме нет. Она уничтожена почти вся.
Москва фильма "Мастер и Маргарита" - это доведенная до абсолюта, гипертрофированная Москва Генплана 1935 года. Когда-то про нее я писала так:
На смену малоэтажной Москве старых особнячков и изящных доходных домов, лавок и лавочек, Москве шумной, хаотичной, с узкими улочками, извилистыми переулками и тенистыми бульварами, должна была прийти Москва - столица победившего социализма, Москва огромных полупустых пространств, высоких зданий, широких прямых проспектов, больших парков и гранитных набережных (Везде должны доминировать «здания-монументы», которые «полным голосом будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы»).
Из всех реальных московских сооружений в фильме остались Тверская улица (пардон, улица Горького) и Кремль и еще одно место, о котором чуть позже. Также фигурируют некоторые реальные здания, изображающие ресторан, театр, дом писателей "в Лаврушинском переулке" и пр.
На самом деле в фильме есть две Москвы с разницей в год. Первая Москва вся разрыта, перекопана и перегорожена бесконечными стройками. Правда Патриаршие пруды еще сохраняют отдаленное сходство с привычными нам, но писатели уже заседают в монументальном здании, которое изображает Библиотека имени Ленина (нынешняя РГБ), еще более монументально здание театра, а писательский ресторан и другие локации изображают московские высотки, в основном, кажется МГУ). В этой "Новой Москве" живут не в пример роскошнее, чем в реальной Москве времен Булгакова, а возможно, чем в нынешней. Мастер и Маргарита идут по Гнездниковскому переулку (или какому-то другому, отходящему от Тверской), а он шириной почти с Тверскую. Маргарита живет в каком-то дворце, который упорно напоминал мне московкие палаццо Жолтовского. И только пара уголков привычной нам Москвы каким-то чудом сохранились Один из них - большой дом, где находится "нехорошая квартира".
2. А второй - жилище Мастера, правда и тут всё разрыто. Но есть калиточка - как портал в иной мир, нормальный. Где есть дворик, а в нем - прехорошенький деревянный домик, не чета его реальному прототипу в Мансуровском переулке (хотя именно этот адрес озвучен в фильме)

3.Через год стройки завершены, новая Москва создана. Патриаршие напоминают Московскую площадь в Питере, только вместо Ленина - пруд

Психиатрическая больница - футуристического вида гигантское круглое здание с роскошным атриумом и лестницей.
Еще пара кадров, прежде чем я перейду к выводам
4.

5.

6.Это финал, то есть, герои стоят на балконе, который в оригинале был крышей дома Пашкова. В реальности фильма, конечно, никакого дома Пашкова нет. Update. Была неправа: это Воробьевы горы, в соответствии с текстом.

Думаю, вы уже поняли мою мысль, тем не менее, скажу словами. Москва реальности фильма "Мастер и Маргарита" огромна, бездушна и несоразмерна нормальному человеку. Обычному человеку, обычным человеческим чувствам, таким, как любовь и сострадание, просто нет места в ней.
Думаю, в этом и был посыл авторов фильма, создавших фантастическую Москву альтернативной реальности.
Однако не будем забывать, что в ее основе - не только спецэффекты, но и реальные дома, реальные планы, пусть и не воплотившиеся до конца...
no subject
Date: 2024-01-31 05:19 pm (UTC)Именно о Москве как персонаже фильма
Как это ни странно, но однажды в кадр попал дом по Таврической улице Петербурга.
https://www.google.com/maps/place/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%83%D0%BB.,+%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3,+191015/@59.9415598,30.3778045,3a,75y,86.64h,111.88t/data=!3m6!1e1!3m4!1ss7psy_BWMx_gc5Ku494xyQ!2e0!7i16384!8i8192!4m15!1m8!3m7!1s0x46963190b623eac5:0x8a1347480a3fea60!2z0KLQsNCy0YDQuNGH0LXRgdC60LDRjyDRg9C7LiwgNSwg0KHQsNC90LrRgi3Qn9C10YLQtdGA0LHRg9GA0LMsIDE5MTAxNQ!3b1!8m2!3d59.9414292!4d30.3781581!16s%2Fg%2F11cs7rtf4f!3m5!1s0x46963190c9b44de5:0xa81c22f04c537ae9!8m2!3d59.9415116!4d30.3780981!16s%2Fg%2F11bw419gjl?entry=ttu (https://www.google.com/maps/place/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%83%D0%BB.,+%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3,+191015/@59.9415598,30.3778045,3a,75y,86.64h,111.88t/data=!3m6!1e1!3m4!1ss7psy_BWMx_gc5Ku494xyQ!2e0!7i16384!8i8192!4m15!1m8!3m7!1s0x46963190b623eac5:0x8a1347480a3fea60!2z0KLQsNCy0YDQuNGH0LXRgdC60LDRjyDRg9C7LiwgNSwg0KHQsNC90LrRgi3Qn9C10YLQtdGA0LHRg9GA0LMsIDE5MTAxNQ!3b1!8m2!3d59.9414292!4d30.3781581!16s%2Fg%2F11cs7rtf4f!3m5!1s0x46963190c9b44de5:0xa81c22f04c537ae9!8m2!3d59.9415116!4d30.3780981!16s%2Fg%2F11bw419gjl?entry=ttu)
Москва реальности фильма "Мастер и Маргарита" огромна, бездушна и несоразмерна нормальному человеку.
Она и сегодняшная такая. )))
no subject
Date: 2024-01-31 06:22 pm (UTC)Ничего удивительного, многие дома "играли роли" в этом фильме. А где этот дома показывали?
Что касается "она и сейчас такая", то так может казаться, пока не увидишь в фильме, какой она могла бы быть
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 05:22 pm (UTC)Смотрела фильм как раз сегодня и тоже обратила внимание на эффекты с архитектурой. Они мне понравились. Сразу захотелось, чтобы такие талантливые художники и на питерских реалиях что-нибудь создали!
no subject
Date: 2024-01-31 05:54 pm (UTC)(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 05:57 pm (UTC)Дочь собралась сходить, хотя к роману она равнодушна. Послушаем, что она скажет, может и я соберусь. Лет 20 в кино не был.
no subject
Date: 2024-01-31 06:36 pm (UTC)Тогда постарайтесь попасть в какой-нибудь "старорежимный кинотеатр", а то мы пошли в торговый центр — это дополнительный стресс ))
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 06:00 pm (UTC)no subject
Date: 2024-01-31 06:24 pm (UTC)В целом соглашусь. Я тоже видела кажется все варианты, кроме польского сериала (больше 10 минут не выдержала). Мне в целом нравился фильм Кары, хотя нынешний сильнее, ну и вариант Вайды очень сильный.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 06:04 pm (UTC)Спасибо за возможность заглянуть
no subject
Date: 2024-01-31 06:25 pm (UTC)Спасибо за хорошие слова!
(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 06:35 pm (UTC)Здорово написали про Москву) И всё-таки, вспоминая кадры этого гигантизма, мне бы хотелось побывать в той, фантастической, Москве.
no subject
Date: 2024-01-31 06:40 pm (UTC)Наверное надо ехать в Эмираты ))
(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 06:36 pm (UTC)no subject
Date: 2024-01-31 07:31 pm (UTC)очень понравился! хотя как и все шла с чувством глубокого скепсиса. архитектурная графика замечательная, впрочем, как и все остальные естественные декорации большого города. фильм — событие.
no subject
Date: 2024-01-31 07:33 pm (UTC)Соглашусь
no subject
Date: 2024-01-31 07:37 pm (UTC)no subject
Date: 2024-01-31 07:38 pm (UTC)На представленных кадрах как-то уж слишком инфернальненко выглядит "новая" Москва. Есть желание посмотреть на созданный образ Москвы, даже зная заранее, что удовольствия от просмотра не получу не только из-за хронометража. :))
no subject
Date: 2024-01-31 07:46 pm (UTC)Если бы я задалась целью найти более "светлые" кадры, думаю, нашла бы их. Но взяла то, что попалось и что копировалось без проблем (не на всех ресурсах это легко).
Можно подождать относительно приличной видеоверсии и просто проматывать. Я так Шпиона смотрела ради видов Москвы.
(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 08:10 pm (UTC)Такое ощущение, что режиссёр проникался проектами Германии — планируемой Гитлером новой столицы Третьего Рейха. Эстетика и геометрия какие-то скорее тамошние, чем советские. Ну, интуитивно.
no subject
Date: 2024-01-31 08:28 pm (UTC)Не вдаваясь в теоретические дискуссии, чисто по фактуре:
— Проект с верхнего фото реальный, хотя и нереализованный — Дворец Советов
— В фильме использовались реальные дома в Москве и как выяснилось в Ленинграде
Более информативно возможно смогу ответить завтра, надеюсь попасть на обсуждение фильма с гидами. Я пока еще довольно мало знаю.
no subject
Date: 2024-01-31 08:17 pm (UTC)Про комедии никто нормально не пишет! Ниша свободна!! И спрос есть... Может Вы займётесь? У меня нет подписчиков...
no subject
Date: 2024-01-31 08:17 pm (UTC)no subject
Date: 2024-01-31 08:24 pm (UTC)Рада если пригодится. Фильм реально сделан на удивление качественно.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 09:13 pm (UTC)Мне кажется, несколько десятилетий назад была попытка снять фильм в декорациях будто бы реализованного сталинского Генплана. Естественно, тогдашние технические возможности были гораздо слабее, но было бы любопытно сравнить два фильма именно с такой - москвоведческой - точки зрения.
no subject
Date: 2024-01-31 09:43 pm (UTC)А вы видели "Космический рейс" (1935 г)? Если нет, то рекомендую — там тоже есть отсылки к сталинскому Генплану )
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 09:44 pm (UTC)Где Вы его взяли, не могу найти?
no subject
Date: 2024-02-01 06:10 am (UTC)Я смоторела в кино. Вчера была ссылка, утверждается, что неплохого качества, правда с рекламой https://kinogo-films.fm/2531-master-i-margarita.html (https://kinogo-films.fm/2531-master-i-margarita.html)
Правда сегодня она у меня уже не открывается, но возможно с ВПН откроется
no subject
Date: 2024-01-31 09:45 pm (UTC)Очень много про него говорят, а меня это всегда отпугивает. В кинотеатр не пойду, подождем хорошего качества в сети или когда выложат на кинопоиске.
no subject
Date: 2024-02-01 06:11 am (UTC)Вчера давали ссылку, вчера по ней уже смотрел человек, качество оценил как неплохое. Сегодня она у меня уже не открывается :(( На всякий случай повторю, может быть, с ВПН откроется https://kinogo-films.fm/2531-master-i-margarita.html (https://kinogo-films.fm/2531-master-i-margarita.html)
(no subject)
From:no subject
Date: 2024-01-31 10:27 pm (UTC)Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal (https://www.livejournal.com/ratings/). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).
no subject
Date: 2024-02-01 05:48 am (UTC)Как классический пересказ романа - чисто авторское видение и по сути совершенно новое произведение.Смотрел все экранизации ММ.Лично мне кажется что до сих пор нет идеальной экранизации - в одном фильме придерживаются в плоть до запятой именно текста,в другой - шикарный подбор актеров.
По моему мнению в фильме Михаила Локшина по моему реализован самый гениальный сценарий.Всё так умело переплести: история любви,евангельская линия,история литературы советского реализма и биографию самого М.А.Булгакова.Самый провальный эпизод всех других экранизаций Бал Сатаны – снят (визуально) практически идеально.
Если смотреть на него, как на отдельное произведение - имеет место быть, если как на роман Булгакова - не то пальто. Фильм и роман о разном. Герои те же, но повествуют совершенно иную историю. Первоначальное название «Воланд» подошло бы больше, честнее бы отражало суть происходящего на экране.
no subject
Date: 2024-02-01 06:13 am (UTC)Согласна, что фильм хороший и что под другим названием было бы его выпускать в прокат честнее. Но думаю, что под этим названием он сделает больше сборов (если не прикроют прокат).
Был еще прекрасный фильм Вайды "Пилат и другие". Тоже авторское видение
no subject
Date: 2024-02-01 07:38 am (UTC)Мне очень понравился фильм. И Воланд из всех фильмов для меня именно в этом фильме оказался лучшим.
no subject
Date: 2024-02-01 07:41 am (UTC)Согласна. Хотя Гафт был неплох.
no subject
Date: 2024-02-01 10:18 am (UTC)Если это НЕ "Мастер и Маргарита", тогда какого рожна фильм так называется?
no subject
Date: 2024-02-01 01:32 pm (UTC)Говорят, у царя Миноса (который вполне реально существовал) был вполне обычный по нашим меркам дом в несколько этажей. Но люди тех времён привыкли к одноэтажному жилью в одну-две комнаты, и многокомнатное многоярусное сооружение многих приводило в ступор — отсюда и миф о лабиринте. А ныне мы запросто живём в высотках, любим, создаём семьи, творим.
Так что, полагаю, как бы массивны ни были монументальные идеи Госплана, люди в них точно так же дарили бы друг другу тепло, мечтали, открывали душу :)
no subject
Date: 2024-02-01 07:44 pm (UTC)А я была на развалинах дворца царя Миноса! Развалины весьма внушительного размера!
А насчет того, как влияет на людей жилищный вопрос — есть над чем задуматься.
no subject
Date: 2024-02-01 05:24 pm (UTC)Не знаю, уместно ли вспомнить фильм Александра Медведкина "Новая Москва"? Ведь он тоже воплощал тот самый генеральный план реконструкции Москвы.
no subject
Date: 2024-02-01 07:42 pm (UTC)Не знала о нем, думаю, что уместно, спасибо!
no subject
Date: 2024-02-02 08:00 am (UTC)Спасибо за интересный пост.
no subject
Date: 2024-02-02 07:31 pm (UTC)Видела пост.
Спасибо!
no subject
Date: 2024-02-04 09:56 am (UTC)no subject
Date: 2024-02-04 03:07 pm (UTC)Откровенно слабый фильм!
Время не передано совершенно. Впечатление, что события розварачиваются в Америке.
Некоторые актерские работы поразительно слабые, даже для любительского капустника.
Актерский ансамбль не случился. Все приличные актеры явно не уютно чувствуют себя в кадре, словно сожалеют, что соблазнились участием.
Москва-не Москва, росияне - не росияне, дух романа-отсутствует!
Зритель (тем более иностранец) не читавший текста, не имеет ни малейшего шанса составить хоть какое то представление о произведении.
Главный вотрос-зачем ЭТО сняли?!
Торонто
3 Февраля
no subject
Date: 2024-02-06 03:38 pm (UTC)Комментарий, безусловно заслуживающие доверия, с учетом того, что не приведено ни одного примера, ни одной фамилии или действующего лица, а автор пишет из пустого профиля и даже в комментариях не засветился.
У меня тот же вопрос: зачем это написано?