taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20240119_144701f.jpg

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного - наверное самое узнаваемое сооружениие в России, и при этом одно из самых загадочных. Мы не знаем  его создателей, не можем расшифровать сложнейшую символику. Он не похож ни на храмы своего времени, ни на то, что было раньше или позже.
Я не собираюсь заниматься разгадкой тайн, которым больше пятисот лет, я просто приведу некоторые не самые известные факты о соборе и покажу  фотографии, сделанные во время его посещения. Для начала скажу, что попасть в собор не представляет сложности: нужно купить билет в кассе рядом с ним. Сделать это определенно стоит, и мне немного стыдно, что я добралась так поздно.

2.Собор, известный нам как Храм Василия Блаженного, изначально состоял из девяти церквей: в центре – самый высокий шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы, от него по четырем странам света расположены более низкие башни-храмы, а в промежутках – четыре самые низкие башенки. Разноцветных луковок-куполов изначально не было, собор был красно-белым и лишь керамика добавляла пестроты. Все церкви стоят на общем подклете и соединены галереей. Высота центральной церкви - 67 метров, и до надстройки Колокольни Ивана Великого это было самое высокое сооружение в Москве.
Собор был построен по указанию Ивана Грозного в 1555-1561 году, и посвящен взятию Казани, но его смысл очевидно глубже. Не зря иностранцы, описывавшие собор, называли его Иерусалимским, видя в нем отображение Небесного града.
20240119_141716f.jpg

3.Строгая симметрия была нарушена постройкой церкви над могилой Василия Блаженного. По указанию царя Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия был возведен  в 1588 году каменный храм. Примерно в то же время здание расцветили разными красками и главы покрыли «разною фигурою». Церковь Василия Блаженного - единственная была построена как теплый храм, и возможно по этой причине его название часто обобщается на весь собор. В последующие годы число церквей росло, но сейчас, кроме 9-ти самых старых церквей и храма Василия Блаженного, осталась церковь Иоанна Блаженного (1672).
20240119_141931.jpg

4.Внутри собор сравнительно тесный: вероятно, его внешний облик более значим. В старые времена в дни больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. Духовенство храма располагалось на Лобном месте на котором устанавливался аналой, а сам собор служил своеобразным огромным алтарём условного храма под открытым небом.
20240119_144844f.jpg

5.Росписи первого этажа собора выполнены в 1905 году, во время реставрации, проводившейся к 350-летию Собора. Восточная галерея
20240119_142809f.jpg

6.
20240119_142258.jpg

7.
20240119_142310f.jpg

8.
20240119_142251f.jpg

9.Росписи церкви Василия Блаженного (?)
20240119_142423.jpg

10.Восточное подцерковье
20240119_142733f.jpg

11.Поднимаемся на второй этаж. Здесь существенно холоднее, чем на первом, росписи очевидно старее. Входы в 9 основных церквей - со второго этажа, они соединены богато декорированными галереями
20240119_143619f.jpg

12.
20240119_143851f.jpg

13.
20240119_144133f.jpg

14.
20240119_144504f.jpg

15.
20240119_143904f.jpg

16.
20240119_144536.jpg

17.Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
20240119_143657.jpg

18.Церковь Киприана и Иустины. Росписи XVIII века (?)
20240119_143819f.jpg

19.Из музейной экспозиции. Пелена подвесная Спас Нерукотворный на убрусе. XVIIв. По преданию, вышита дочерью князя Пожарского
20240119_144033.jpg

20.Пора спускаться
20240119_143731.jpg

21.На этом всё
20240119_144757f.jpg

Date: 2024-02-12 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kuzulka.livejournal.com

Мало! Хочтся еще.

Date: 2024-02-12 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Очень сложная тема. Если с налету, то только так, как получилось ((

Date: 2024-02-12 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kuzulka.livejournal.com

Очень хорошо получилось! Я вот уже некоторое время шуршу на ютьюбе, ищу видео-экскурсию с хорошей озвучкой, пока всякое безобразие попадается.

Date: 2024-02-13 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

К сожалению. поисковики в последнее время подсовывают в основном ширпотреб :((

Date: 2024-02-13 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kuzulka.livejournal.com

Мы нашли и посмотрели вчера пяток недлинный роликов, в цело впечатление сложилось. Круто! Теперь хочу сама туда пойти.

Date: 2024-02-12 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Ваша запись Покровский (Василия Блаженного) собор: несколько фактов и фото. (https://moscow-i-ya.livejournal.com/869440.html) в LiveJournal Media - Покровский (Василия Блаженного) собор: несколько фактов и фото. (https://moscow-i-ya.livejournal.com/869440.html)

Date: 2024-02-12 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] velgal.livejournal.com

Чудесно!

Date: 2024-02-12 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2024-02-12 02:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Бывал там очень давно. Ещё школьником.Интересно было заглянуть внутрь даже виртуально. Зима — не лучшее время для осмотра: все верхние церкви холодные.

Date: 2024-02-12 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Зато какое солнце! Было примерно минус 6: на пределе для быстрого осмотра и съемки

Date: 2024-02-12 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] gaechka63.livejournal.com

В июне были в этом Храме, очень красиво

Date: 2024-02-12 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Да! А я кажется в первый раз была :(( Или была давно и не помню.

Date: 2024-02-12 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ansiana.livejournal.com

Спасибо. Была там, но очень давно. Красота!

Date: 2024-02-12 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Да, очень красиво

Date: 2024-02-12 03:47 pm (UTC)

Date: 2024-02-12 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] salariman.livejournal.com
👍 (https://salariman.livejournal.com/82720688.html)

Date: 2024-02-12 03:43 pm (UTC)

Date: 2024-02-12 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] irina-sc.livejournal.com

только на днях ролик на ютубе смотрела про этот храм, там помимо прочего рассказали про "голосовики", что -то вроде пассивных ретрансляторов звука из храма наружу, как я поняла.

Date: 2024-02-12 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Я без экскурсии была, про голосовики не знаю ((

Date: 2024-02-12 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] irina-sc.livejournal.com

Неправильно я вам сказала, "голосник" называется правильно и он улучшает звук, а не усиливает. Вот если интересно на ютубе можно посмотреть с 24 минуты экскурсовод про них говорит.



Date: 2024-02-12 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Отличные фотографии. Мы впервые побывали внутри с моей подругой, когда учились в 5 классе. Поехали в кино, в Зарядье, а потом заглянули внутрь. День, народа никого и можно было обойти все внутренние церкви по внешней стороне. Там узенькся такая галерея, которая сейчас почти вся закрыта. Нам очень понравилась вот эта внутренняя лабиринт ность и пещерность. И то, что можно везде ходить, по всем переходам.

Date: 2024-02-12 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Да, сейчас наружные галереи в основном закрыты ((

Date: 2024-02-12 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

https://kagury.livejournal.com/671431.html - про собор от его нынешнего директора. По ссылке внутри поста ещё куча картинок

Date: 2024-02-12 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2024-02-12 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] eziha.livejournal.com

10.Восточное подцерковье — имхо это церковь Иоанна Блаженного, последняя одиннадцатая


Date: 2024-02-13 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо! Пыталась разобраться — еще больше запуталась. Термин взят с инфостенда в соборе

Date: 2024-02-12 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] cambria-1919.livejournal.com

Сказочно красиво.

Date: 2024-02-13 02:24 pm (UTC)

Date: 2024-02-12 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-sasin.livejournal.com

Был там настолько давно, что даже и не помню когда. Надо собраться и сходить.

Date: 2024-02-13 02:24 pm (UTC)

Date: 2024-02-12 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] dinus.livejournal.com

Спасибо, интересно и красивые фото.


По поводу уникальности Храма. Я где-то читала, что церковь в Бехово, около Коломенского, скорее всего, построена теми же авторами и имеет ту же планировку, что самый первоначальный Храм и то же завершение.

Date: 2024-02-13 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Может быть, Дьяково? Я видела упоминание тамошней церкви в контексте Покровского собора, но не помню, что именно. В любом случае Покровский собор гораздо сложнее.

Date: 2024-02-13 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] dinus.livejournal.com

Извините, конечно Дьяково (Бехово это в Поленово). Писали, хотя не помню, где именно, что план Покровского собора "получается" из Дьяковского, если к нему добавить его же, но повернутого на 90 градусов, т.е. центральная часть сохраняется, а из 4-х боковых частей получается 8. Дьяково как-бы заготовка к Покровскому. Но точно никто не знает, это только предположения.

Date: 2024-02-12 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Поскольку все в комментариях делятся воспоминаниями о помещении этого храма, поделюсь и я :) Это было в мое первое и последнее посещение Москвы в возрасте шести лет. Мы были в Москве один день проездом по пути из Калининграда в Геленджик, и родители, разумеется, пообещали сводить меня в Кремль. Но… оказалось, что в этот день он был закрыт! И да, это был не понедельник. Сказать, что это было разочарованием — ничего не сказать. В качестве компенсации, меня повели в Собор Василия Блаженного (к счастью, он был открыт). Воспоминания, конечно, смутные — но в то же время и какие-то… яркие, что ли? Яркие в прямом и переносном смысле. Благодаря ярким росписям (в прямом смысле) он производил впечатление не храма (да и вообще я из невоцерквленной семьи), а сказочного дворца!

Date: 2024-02-13 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Может быть, вы и выиграли, в Кремле слигшком много всего, а тут один собор, но зато какой!

Date: 2024-02-14 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] byg.livejournal.com

гы, а я там почти побывал в полубессознательном возрасте лет 4 от роду — сбежал от отца пряо на Красной площади и дунул прямо к собору, он был огорожен каким-то забором и там шли какие-то строительные работы, но я очень быстро нашё1л достаточную для пацана дырку и пролез, а вот отец уже не прошёл. но он кликнул рабочим, они меня поймали и вернули. так я и не побывал там.:-|

Date: 2024-02-15 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Зато какое классное воспоминание!

Date: 2024-02-15 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] byg.livejournal.com

вряд ли его можно так назвать. всё это — со слов отца. из всего этого я понмю лишь какое-то смутное пятно, когда меня поймали и я висел в воздухе. более ничего.


а здание это прекрасно конечно же! по моему мнению у него есть близкий родственник — Спас на Крови в Питере

Date: 2024-02-16 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спас на Крови — на 300 с лишним лет позже. И это стилизация

Date: 2024-02-13 01:29 am (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com

Потрясающая красота, конечно! А известно, кто из художников принимал участие в реставрации 1905 года? Мне некоторые лики по стилю показались похожими на Бруни.

Date: 2024-02-13 02:31 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Увы... Я раздружилась в Гуглом и нашла только фамилию руководителя реставрации — Сергея Соловьева. Любопытно, что в статье Википедии о Соловьеве этой информации нет. Если интересно, вот немного о Соловьеве


https://moscow-i-ya.livejournal.com/494894.html (https://moscow-i-ya.livejournal.com/494894.html)

Date: 2024-02-15 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com

Большое спасибо, почитаю!

Date: 2024-02-13 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] ariadna68.livejournal.com

Как это они это делали,наши предки.Фантастическая красота,дух захватывает

Date: 2024-02-13 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Согласна!


Такие работы меняют наше представление о древности

Date: 2024-02-13 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ariadna68.livejournal.com

Все таки перспектива лишиться головы за брак сильно стимулирует строить на века

Date: 2024-04-04 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] denkenreed.livejournal.com

Почитайте у Дмитрия Кедрина "Зодчие" Гениальные стихи. Легенда, конечно...https://rupoem.ru/kedrin/kak-pobil-gosudar.aspx (https://rupoem.ru/kedrin/kak-pobil-gosudar.aspx)

Edited Date: 2024-04-04 05:04 pm (UTC)

Date: 2024-03-05 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ser-stepanov.livejournal.com

В 2009 году один товарищ на яндекс-фотках поместил несколько фотографий, страниц.


Image


Image


Image

Я с ним вступил в переписку и вот, что он написал:


Так значит декоративное покрытие куполов Покрова на Рву - это работа итальянцев. Интересная параллель.В книге про Фиорованти я видел подобный рисунок датированный началом 15 века. У нас Рублев, а у них это.


Всё это иллюстрации Венцеля Ямницера (Wentzel Jamnitzer) из написанной им в
1568 году книги про Платоновы тела ( Всего их пять, состоящих из правильных многоугольников. Известны были еще пифагорейцам и имели мистический смысл). Книга называлась Perspectiva corporum regularium и предназначалась для обучения живописи, прорисовки перспективы. Сам Венцель - известный золотых дел мастер из Нюрнберга.А луковичные купола появятся на соборе в 1584-1598гг взамен шлемовидных. Толькосовершенно не известно, работа ли это итальянцев? Ведь на этот период приходится раскол в Русской Церкви с церковными исправлениями и Никоновским грекофильством.И "пять" здесь к тому же очень символично, тк равнение по греческому обряду нужно было Никону ради превознесения пятого по счету патриаршего русского престола над всем остальными
греческими (Константинопольский, Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский, - проживающих во владениях Османской империи)


Картинки на яндексе по запросу:

Image (https://ic.pics.livejournal.com/ser_stepanov/12637970/770501/770501_original.png)




Date: 2024-04-04 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] denkenreed.livejournal.com

Большевики готовы были его снести, а американцы — выкупить(распилить и сплавить на пароходах к себе). Малиновский, кажется, спас — убедил недоучку-семинариста.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 07:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios