Так привыкла к нашему памятнику Толстому в Химках, в парке его имени, что не замечала, как он похож на Меркуровский, во дворе музея. Можно ли говорить о плагиате творческой переработке идеи? Скульпторы — Заслуженный художник РСФСР А. С. Новиков, Народный художник СССР Е. В. Вучетич, 1979. Правда авторство Вучетича вызывает у меня некоторые сомнения, учитывая то, что поставлен памятник через пять лет после его смерти. Под катом Толстой Меркурова
Весь «плагиат» здесь - рука за поясом. Возможно, это просто был характерный для Льва Николаевича жест.
Кстати, не исключено, что ко второму памятнику «приложил руку» мой дядя - мастер художественной обработки камня Леонид Станиславович Шматович. Он как раз работал у Вучетича.
По поводу «через пять лет после его смерти»: Вам наверняка известно, что автор ведь не сам ваяет свою скульптуру: это делают безвестные «рабы» - мастера художественной обработки камня, такие, как мой дядя Лёня.
Памятники объединяет лишь характерная поза. Вот — "Лев Толстой босой" И.Репин, 1901
В остальном памятники разные. Портретное сходство: Меркуров (М) — да, Новиков (Н) — нет. Детализация: М — тщательная, Н — практически нет. Даже пояс не смог вырубить, как следует. Обработка материала: М — отличная, Н — грубая.
Не понял. В моём комментарии нет ни слова о Вучетиче. Попутно, в доступных в сети материалах о скульпторе А.С.Новикове нет упоминаний о памятнике Л.Толстому. Есть указания на гипсовый бюст писателя (местонахождение артефакта неизвестно). В материалах о Е.В.Вучетиче также нет упоминаний о Толстом. Где источник такой неожиданной атрибуции химкинской скульптуры? Ответ, похоже, надо искать в путеводителях по Химкам, изданным в 1980-86 гг, если такие вообще были.
Всё, что написано, в нынешнюю эпоху, чаще всего, списано из советских источников. Весьма вероятно, с ошибками. Ответ надо искать в химкинской городской библиотеке в отделе краеведения.
no subject
Date: 2024-10-16 12:09 pm (UTC)Очень похожи оба.
no subject
Date: 2024-10-17 08:27 am (UTC)Вот! А народ не согласен.
no subject
Date: 2024-10-16 01:13 pm (UTC)Кстати, не исключено, что ко второму памятнику «приложил руку» мой дядя - мастер художественной обработки камня Леонид Станиславович Шматович. Он как раз работал у Вучетича.
no subject
Date: 2024-10-16 01:38 pm (UTC)А глыба* А фактура материала* А поза?
no subject
Date: 2024-10-16 01:17 pm (UTC)no subject
Date: 2024-10-16 01:39 pm (UTC)Ну да, ну да. Но памятник в соавторстве, да еще вторым номером после гораздо менее известного товарища?
no subject
Date: 2024-10-16 01:18 pm (UTC)Я же вам тогда сразу сказал, что они похожи.
no subject
Date: 2024-10-16 01:37 pm (UTC)Ага, я вспомнила, но только после того, как сама заметила сходство
no subject
Date: 2024-10-16 07:21 pm (UTC)Памятники объединяет лишь характерная поза. Вот — "Лев Толстой босой" И.Репин, 1901
В остальном памятники разные. Портретное сходство: Меркуров (М) — да, Новиков (Н) — нет. Детализация: М — тщательная, Н — практически нет. Даже пояс не смог вырубить, как следует. Обработка материала: М — отличная, Н — грубая.
Ну и фото
no subject
Date: 2024-10-17 08:27 am (UTC)А Вучетич тут при чем??
no subject
Date: 2024-10-17 03:28 pm (UTC)Не понял. В моём комментарии нет ни слова о Вучетиче. Попутно, в доступных в сети материалах о скульпторе А.С.Новикове нет упоминаний о памятнике Л.Толстому. Есть указания на гипсовый бюст писателя (местонахождение артефакта неизвестно). В материалах о Е.В.Вучетиче также нет упоминаний о Толстом. Где источник такой неожиданной атрибуции химкинской скульптуры? Ответ, похоже, надо искать в путеводителях по Химкам, изданным в 1980-86 гг, если такие вообще были.
no subject
Date: 2024-10-17 03:42 pm (UTC)Собственно, это и есть ответ на вопрос. Я тоже проверила Вучетича, Новикова правда не проверяла.
У меня есть на компьютере довольно редкий труд по Химкам, при случае гляну, но он 21 века.
no subject
Date: 2024-10-17 03:52 pm (UTC)Всё, что написано, в нынешнюю эпоху, чаще всего, списано из советских источников. Весьма вероятно, с ошибками. Ответ надо искать в химкинской городской библиотеке в отделе краеведения.
no subject
Date: 2024-10-16 09:40 pm (UTC)Только этим похожи
no subject
Date: 2024-10-17 08:28 am (UTC)А фактура камня? А "вырастание" из пьедестала?
no subject
Date: 2024-10-17 08:51 am (UTC)Фактура, мне кажется, разная, а "вырастание" - да, Вы правы.
no subject
Date: 2024-10-17 03:31 pm (UTC)"Какая глыба, какой матерый человечище!"....