taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20250424_201230.jpg

Рядом с той архитектурой, которую мы знаем, оказывается существует еще одна архитектура. Она гораздо моложе - как самостоятельной области ей около 30 лет. Но без нее невозможно представить восприятие  города, потому что существенная часть нашей жизни в городе протекает при искусственном освещении. Думаю, вы уже поняли: это архитектура света, или светодизайн.

Светодизайнер работает с взаимодействием света с пространством. Свет управляет восприятием масштаба, формы, цвета и текстуры, играя ключевую роль в интерьерах, ландшафте и архитектуре. Свет и тень — это «материалы» светодизайнера. Работая в тесной связке с архитектором, дизайнер освещения по сути управляет эмоциональным восприятием пространства.
Важнейшим объектом исследования светодизайнера является человек... свет оказывает влияние на нас не только на психологическом, но и на физиологическом уровне. Поэтому светодизайнер как специалист задает себе и отвечает на второй важный вопрос: «Как человек будет чувствовать себя в этом пространстве? Будет ли ему здесь комфортно?
» (источник)

Всё это - мысли и информация после экскурсии "Архитектура света". Я пошла на нее, потому что тема показалась необычной и интересной, а еще потому что ее разработала и проводит моя мастер по Школе гида Татьяна Денисова. Мои ожидания оправдались: в ходе экскурсии начинаешь видеть город по-другому, это странно, трудно и увлекательно.
По традиции предлагаю фотоотчет с минимальным пересказом содержания экскурсии. Часть комментариев к фотографиям - это не то, что нам рассказывали, а мои первые попытки сразу же применить то, о чем нам рассказывали.

Верхнее фото: отсутствие подсветки - это тоже прием светодизайна. Темный силуэт памятника Маяковскому выделяется на фоне подсветки башни ресторана "Пекин"

2.Мы собираемся у памятника. За 10 минут до начала еще довольно светло
20250424_195023.jpg

2.Начинаем в 20.00, а в 20.03 включается подсветка Триумфальной площади. Всё под контролем ))
20250424_200411(1).jpg

3.Подсветка Триумфальной площади разрабатывалась как целостный проект, она действительно кажется гармоничной.
20250424_201905.jpg

4.За спиной у Татьяны слева совсем новый дом - клубный дом  Vesper Tverskaya. Не знаю, как днем, а в подсветке он неплохо вписывается в ансамбль площади и не выделяется своей новизной. Что собственно и требуется.
20250424_204030.jpg

5.Светодизайн - это не только подсветка архитектуры, но и природы. Деревьев...
20250424_202652.jpg

6.И цветов
20250424_202404.jpg

7.А еще это чувство безопасности в большом городе. Светильники разных размеров выполняют разные функции
20250424_201808.jpg

8.Подсветку высоток  разрабатывал известный немецкий светодизайнер Карстен Винкельс. Он много работал в Москве, а еще в олимпийском Пекине и в историческом центре Дрездена.  Он считал, что работа над таким проектом, как высотки выпадает светодизайнеру один раз в жизни (источник, там еще очень много интересного).
Проект подсветки Винкельса, реализован не полностью (источник фото - по ссылке выше)
svetopoekt17.jpg

9. Но... с точки, где мы стоим, внимание оттягивает на себя подсветка ЖК Патриарх с "башней Татлина" на крыше. Вот так дизайнер проектирует, а получается... то, что получается (прошу извинить за качество некоторых фото, надеюсь, для иллюстрации идей они годятся)
20250424_202522(1).jpg

10.А у новой высотки "Оружейный" совсем другой вариант подсветки, в основе которого - светящиеся окна
20250424_203612(1).jpg

11.Наконец покидаем Триумфальную площадь и идем по Тверской.Подсветка  музея современной истории России (он же - Английский клуб)  патриотичная, но... кричаще яркая. За ней пропадает старейшее здание на Тверской
20250424_210044.jpg

12.Сбоку от "триколора", мне кажется, лучше  получилось
20250424_210112.jpg

13.А это я просто развлекаюсь
20250424_210129.jpg

14.Пушкинская площадь, в отличие от Триумфальной, распадается на отдельные фрагменты, целостной подсветки не получается
20250424_211220.jpg

15.Александр Сергеевич подсвечен красиво и грамотно, но... даже если абстрагироваться от флагов (можно встать так, что они не будут мешать, но для этого надо перейти площадь, мы этого не делали), патриотичная раскраска кинотеатра в качестве фона портит вид памятника, на мой взгляд, непоправимо.
20250424_211155(1).jpg

16.Театр имени Пушкина. Мне понравилось
20250424_213339.jpg

17.Нестандартные и качественно, но неназойливо подсвеченные фотографии актеров, мне кажется, отличная реклама театра (все актеры сняты примерно так же)
20250424_213249.jpg

18.Нетривиально подсвечен Есенин: с одного бока
20250424_214125(1).jpg

19.Два дома стоят на бульваре напротив друг друга, их подсветка подчеркивает различия архитектуры: неоклассика рубежа XIX и XX веков - вертикаль
20250424_214458(1).jpg

20.Позднесоветский модернизм - горизонталь
20250424_214420.jpg

21.На бульваре сейчас "весенне-летняя" подсветка - однотонная, в ней красиво смотрятся листья. А зимнюю разноцветную меняющуюся подсветку специалисты считают чрезмерно пестрой и яркой (а мне она так нравилась... я ее с удовольствием показывала на экскурсии)
20250424_215055.jpg

22.Мне понравилась линия фонарей "под старину" и неизвестно как оказавшийся в центре бульвара автомобиль
20250424_215911(1).jpg

23.Подсветка ТАСС отлично подчеркивает лучшее в его архитектуре. Только бегущая строка не гармонирует
20250424_215803.jpg

24.А это мы уже идем после экскурсии к метро. Какой великолепный свет в особняке Смирнова! Кажется, я не видела его раньше таким красивым
20250424_221235(1).jpg

24.А вот пасхальная инсталляция и арки после красивой архитектуры кажутся примитивными и аляповатыми. И никакая подсветка не спасет...
20250424_221837.jpg

Несколько замечаний в конце. Первое. На Тверской совершенно ужасный звуковой фон, масса транспорта без глушителя (( Татьяна несколько раз спрашивала, комфортно ли для нас освещение. У меня вертелось на языке, что при таком звуке никакой комфорт невозможен по определению ((
Второе. Москва - пятый город в мире по интенсивности освещения. На первых четырех местах - города Азии. По словам Татьяны, эксперт высоко оценил подсветку Шанхая. Я подумала, что пожалуй, это согласуется с моими впечатлениями. Надо бы подобрать фото Шанхая именно в контексте подсветки.
И наконец главное для меня. Я подсчитала, что подсветка играет важную роль по меньшей мере в четырех моих экскурсиях. А все, что могу сказать - смотрите, как красиво((. Если  про архитектуру хотя бы что-то понятно, то светодизайн - отдельная вселенная. Надо ее осваивать, раз уж использую. Где бы взять время...

Экскурсия "Архитектура света" пройдет дважды в мае, правда закончится она в 22.30 и в 23 часа.

Date: 2025-04-25 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2025-04-25 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] felicitynew.livejournal.com
Понимаю, что глупость скажу, но все же — Ооочень пестро, рябит и, наверное, утомляет. А уж разноцветные подсветки, да ещё и в таком объёме... Извините, Татьяна, если не в струю :)

Date: 2025-04-26 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Почему же, очень даже в струю. А какие именно места показались слишком пестрыми?

Date: 2025-04-26 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] felicitynew.livejournal.com
Я, наверное, консервативна, но подсветка хороша как акцент на знаковых зданиях — высотки, тот же Пекин — памятники. А дробная подсветка большинства зданий только рассеивает внимание, а красоту архитектуры не столько подчёркивает сколько скрывает. Тверской бульвар весь мельтешит. Про патриотические подсветки прекрасных элегантный зданий промолчу. Обобщая — чувства меры не хватает. Но, боюсь, это вообще не про нас :)

Date: 2025-04-26 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

На экскурсии как раз шла речь о том, что грамотная подсветка — это выстраивание некой "иерархии" : главное — второстепенное и пр., и это должно отражаться на особенностях подсветки. Мне в целом подсветка не показалась слишком яркой, но возможно, мне просто нравится яркое (зимнюю подсветку бульваров ругают, а мне она нравится)

Date: 2025-04-25 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitry-sasin.livejournal.com

11- жуть жуткая

Date: 2025-04-26 06:59 am (UTC)

Date: 2025-04-25 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

С одной стороны, подсветка - это неплохо. С другой - раньше в Москве фонари были яркие и улицы светлые. А сейчас - темнотища! Фонари тусклые и еле светят. Лично я за яркие фонари и не нужна тогда никакая подсветка.

Date: 2025-04-26 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Подсветка и освещение, мне кажется, выполняют разные функции, хотя конечно, пересекающиеся. Подсветка — для красоты, освещение — для "нормальной" жизни.

Date: 2025-04-26 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

В идеале - да. Но в реальности подсветка заменила у нас освещение

Date: 2025-04-26 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Мне кажется, за пределами центра не так много подсветки??

Date: 2025-04-26 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Не знаю, не специалист. Но тусклость фонарей это, увы, не отменяет.

Date: 2025-04-26 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Это как раз больше знание местного жителя, а не специалиста. Просто я заМКАдыш, не так хорошо помню окраинную освещенность

Date: 2025-04-26 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Я и вообще не бываю на окраинах.

Date: 2025-04-25 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
Недавно я сказала -- в Москве стала красивая подсветка, не то что было раньше. Мы раньше много снимали в Москве с подсветкой -- здания, мосты. Оказывается, так и есть. То есть этим занимались. А я наивно думала, что сейчас появились светодиодные светильники и стало проще. Мне тоже нравится, как подсвечен ТАСС, и ужасно раздражает бегущая строка. Зимнюю подсветку бульваров не люблю, слишком яркая на мой вкус. Понравился особняк на 24, красиво как подсвечено. Очень понравился коллаж с высотками. Отличная идея. :)
UPD. Кстати, интересное здание ТАСС. Мне нравится, как сделаны эти окна-телевизоры на 3 этажа, в результате оно не смотрится громоздким. Неплохой пример постмодернизма, мне кажется.
Edited Date: 2025-04-25 09:32 pm (UTC)

Date: 2025-04-26 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Мне тоже нравится ТАСС, только мне кажется, это модернизм, без "пост"

Date: 2025-04-26 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Да, конечно, Таня.

Date: 2025-04-26 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Ну даааа! Я этого у нас-то как раз никогда и не вижу, потому что зимой холодно и скользко, а летом светло.

Date: 2025-04-26 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Почему же? Сентябрь-октябрь — вполне время для подсветки

Date: 2025-04-27 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Ну вот разве что сентябрь, когда не дождик.
В октябре мне уже сложно вдруг вечером поехать в город просто так, смотреть на огоньки.
Вообще ужасно люблю, чтобы темно, тепло, и домики подсвечены... но последний раз такое было в Лондоне. А здесь то холодно, то светло, то дождик идет... то медведь засыпает на ходу!

Date: 2025-04-27 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Это мы прошлой осенью так попали — в начале сентября жара как летом. Но вечером мы были только на окраине. А вот в ноябре в центре было очень красиво и не очень холодно.

Date: 2025-04-28 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Тут еще что.
Дело же не в том, чтобы специально идти смотреть иллюминацию! Это-то в любую погоду можно.
А чтобы... идешь так вечером, прогуливаешься, или из театра, скажем, или из гостей, или пусть даже с важного дела какого... а вокруг тепло, темно и огоньки. Вот этого у нас совсем мало выходит.

Date: 2025-04-28 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Понимаю! Регулярно бываю в центре по гидским делам — и то в этих местах давным-давно не была вечером

Date: 2025-04-26 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] irina-sc.livejournal.com

Интересно, я с Шагаем по Москве примерно по этому маршруту шла, но с другой темой )


Подсветка местами очень хороша, местами ужасна, на мой вкус.

Date: 2025-04-26 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Это обычное дело: темы экскурсий бесконечны, если район интересен.


А какие ужасны на ваш вкус?

Date: 2025-04-26 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] irina-sc.livejournal.com

меня обвинят в не патриотичности ... Подсветка исторических заданий хороша, когда подчёркивает их красоту, как огранка камня, а не делает из них стену для диафильма. В триколоре ТАСС бы смотрелся более уместно, но опять таки надо окружение учитывать.

Date: 2025-04-26 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

С первым соглашусь, а вот триколора на здании ТАСС не хотела бы, он и так хорошо подсвечен.

Date: 2025-04-26 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] irina-sc.livejournal.com

это если триколор неизбежен, а так — согласна, подсвечен он очень хорошо.

Date: 2025-04-26 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

К кадру 4. Как обычно, риторический вопрос: почему Vesper? Что это значит? К слову, в этом здании открыли флагманский офис "Аэрофлота".


Смотрю, тема архитектурной подсветки раззадорила аудиторию.

Date: 2025-04-26 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Ох, так глубоко я не копала ((


А тема интересная, да.

Date: 2025-04-27 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] mevlevi.livejournal.com
Красиво

Date: 2025-04-27 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Да, Москва вечером красива! Только машины и мотоциклы без глушителей портят всю красоту ((

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 02:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios