taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20250706_162428.jpg

... И не сразу". Так я запомнила странную фразу, которую произнесла наш директор круиза в процессе жесткого обсуждения условий поездки на Соловки (Напоминаю: в отличие от программы, нам предлагали два ночных переезда по 7 часов в автобусе, а для тех, кто не выложил нехилую сумму за дополнительную программу - всё это в течение суток; мы к счастью, выложили). В ее словах оказалось гораздо больше смысла, чем можно подумать. Более того, ее слова, похоже, помогли справиться с тем, что нам приготовили Соловки...
Приняли ли нас Соловки? Не знаю, скорее нет, чем да. Постараюсь изложить и показать как есть, честно и возможно, не вполне политкорректно. Всего планирую 4 или 5 постов. Сегодня самая трудная часть - и для написания, и про самое трудное время на Соловках. Дальше будет легче (в обоих смыслах) и фотогеничней.

Я не стремилась особенно на Соловки и глядя на фотографии, не вполне понимала, что в них такого уж особенного: Псковский Кром смотрится не хуже. Знания были самые общие: мы взяли полный пакет экскурсий, расскажут. Соловки представлялись скорее вишенкой на торте, которым был проход по Беломорканалу, но нас его лишили. Что ж, возьмем по максимуму от Соловков, все остальное по нашему маршруту мы уже видели раньше.

И вот позади не такая уж тяжелая дорога на автобусе, двухчасовой переход по штормящему морю - восторг, который не все разделят (многие провели его с пакетом у рта, но спасибо вестибулярному аппарату, мы ловили кайф). Про дорогу еще расскажу и покажу. Сквозь тучи то и дело проглядывает солнце и голубое небо. Наконец заветные Соловки на горизонте.

2.
20250706_095519(1).jpg

Мы выходим - и на нас неожиданно обрушивается дождь - мелкий, противный, бесконечный. Дорога раскисла, мы чавкаем по грязи до монастыря, где отправляемся на трехчасовую экскурсию. Одну из ужаснейших в моей практике...
Нет, экскурсовод тут ни при чем, наоборот, она была на высоте: умудрилась 90% провести под крышей и периодически заводила нас греться в теплые помещения. И рассказывала живо и эмоционально, пытаясь нас взбодрить. Но... дождь, дождь, холод, холод... В рассказе мелькают века и святые, сражения и хозяйственные нужды, заключенные и лагеря... В голове каша, мало что понимаю (через два дня, при чтении путеводителя, всё окажется простым и понятным). То самое "Соловки не принимают" я чувствую каждым сантиметром замерзшего тела и каждой точкой растерянной души, мечтаю только о том, чтобы всё поскорее закончилось.
Дальше - фотографии с этой экскурсии. Их мало (для меня),  они показывают   не столько монастырь, сколько мое состояние. Подписей не будет.

3.
20250706_105835.jpg

4.
20250706_111231.jpg

5.
20250706_105706.jpg

6.
20250706_105648.jpg

7.
20250706_105926.jpg

8.
20250706_114847.jpg

9.
20250706_105727(1).jpg

10.
20250706_111201(1).jpg

11.
20250706_115704(1).jpg

12.
20250706_115714.jpg

Наконец экскурсия заканчивается. Мы выходим из монастыря - и я физически чувствую, что мне  легче, несмотря на продолжающийся дождь и мокрую одежду. Вокруг красиво и не так уж плохо.
Мы обедаем, заселяемся в гостиницу, пытаемся что-то по быстрому просушить - и отправляемся на следующую экскурсию под дождем (из подкорки неожиданно выныривает: "Дождь лил четыре года одиннадцать месяцев и два дня"). Едем на автобусе вглубь острова, там снова святые, монахи, храм (храм-маяк - объединяет две функции), рассказы об ужасах ГУЛАГа и кресты в память о безвинно погибших (см. верхнее фото)

13.
20250706_163707.jpg

Потом чуть легче - ботанический сад, хоть и созданный монахами и заключенными, радует (фотографии будут уже в других постах), несмотря на комаров и мошек. Потом снова гостиница, из последних сил мы идем к морю и вдруг понимаем: ДОЖДЬ КОНЧИЛСЯ.
На следующее утро нас встречает ослепительная синева и невероятно прекрасный Большой Заяцкий остров. Наконец-то удается проникнуться красотой и гармонией этих мест. Но и здесь нас настигают ужасы ГУЛАГа...

Итог поездки для меня субъективен и противоречив. Этот край насквозь пропитан верой в бога и людскими страданиями. Религиозный человек возможно сможет достичь здесь гармонии, просветления или чего-то в этом роде. Нерелигиозному (каковым я являюсь) остается лишь постижение бесконечных страданий.
На самом деле всё не так однозначно. Я часто испытываю сильные и светлые переживания в святых местах и отнюдь не избегаю их посещения. Соприкосновение с духовным - очень тонкая вещь, никогда не знаешь заранее, чем оно обернется. Чаще - хорошим, но здесь - не тот случай. Возможно, своего рода наказание за неготовность к встрече...
14.
20250707_125532.jpg
P.S.Дам еще раз ссылку на свой пост "Восхождение в Иерусалим". Уж очень похоже...

Date: 2025-07-15 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] irina-sc.livejournal.com
выглядит всё очень живописно. На дождь я таскаю дождевик, он же меня от кондеев безумных спасает. Такой самый простой - пакет-пончо, что б с рюкзаком прятаться.

Date: 2025-07-15 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Главные красоты будут в других постах.


У меня нет положительного опыта с дождевиком. Как ни наденешь — промокаю. Поэтому предпочитаю плотную ветровку, почти плащ, которая защищает и от дождя и от ветра. Но и она не защищает на 100%.

Date: 2025-07-15 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2025-07-15 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Спасибо за небанальный текст. А насколько там многолюдно: группа за группой или всё-таки возможно относительное затишье?

Date: 2025-07-15 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

В монастыре плотно. В остальных местах на Большом Соловецком особых толп не припомню. На Заяцком острове приезжает катер и группы идут плотно, но полагаю, что можно как-то вклиниться между катерами или пойти по нестандартной дороге

Date: 2025-07-15 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Впрочем, полагаю и в монастыре можно найти время, когда групп нет.

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2025-07-15 07:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-15 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2025-07-15 07:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-15 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luchar.livejournal.com - Date: 2025-07-15 09:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 05:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luchar.livejournal.com - Date: 2025-07-16 08:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2025-07-16 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luchar.livejournal.com - Date: 2025-07-16 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2025-07-16 12:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luchar.livejournal.com - Date: 2025-07-16 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2025-07-16 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luchar.livejournal.com - Date: 2025-07-16 10:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-15 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] antigona88.livejournal.com
Спасибо. Очень надеюсь туда съездить.

Date: 2025-07-15 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Мне кажется, что вас Соловки примут.

Date: 2025-07-15 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] shura-2008.livejournal.com

Всё довольно интересно:)

Date: 2025-07-16 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Очень!

Date: 2025-07-15 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] coshevka.livejournal.com

Интересно. Меня, похоже, Соловки приняли. Потому что я была совершенно очарована и потрясена всем, что увидела. И катастрофически мне не хватило общения с этим местом. Оченьхочу вернуться, но не уверена, что соберусь. Потому что возвращаться надо вне круизов, конечно.

Date: 2025-07-16 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Совсем не хочу вернуться.

(no subject)

From: [identity profile] coshevka.livejournal.com - Date: 2025-07-16 05:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 05:52 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-15 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Жаль, что так вышло Соловками. Мне там очень понравилось. Но все же это место не для посещения галопом. Может потому и не сложилось. Туда надо на неделю, хоть дня на три. Чтобы не спешить никуда.

Date: 2025-07-16 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

У меня обычно складывается с местами галопом, даже если они для этого не предназначены. К примеру, из сильнейших впечатлений — Иерусалим за полтора дня, Брюссель за два часа и пр.

(no subject)

From: [identity profile] kagury.livejournal.com - Date: 2025-07-16 06:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 07:01 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-15 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
У нас было гуманнее. Приехали комфортно на поезде до станции Кемь, полчаса на такси, далее на теплоходе.

Date: 2025-07-16 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

По большому счету автобусная часть была вполне комфортабельна. Просто я уже давно исключила из путешествий ночные переезды автобусами и поездами. Хотя ночные перелеты остались, а они ничем не лучше, даже хуже, т.к. джетлаг. Так что ничего особенного.

(no subject)

From: [identity profile] luchar.livejournal.com - Date: 2025-07-16 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 05:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-16 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Жаль,что у вас так получилось. Для меня Спасо-Преображенский монастырь — уникальный пример силы человеческого духа. Удивительно, что в таком суровом краю люди не просто кое-как выживали, а создали великолепный архитектурный комплекс. Причем, сделано это очень давно. Всё-таки очень мало на тех широтах памятников такого уровня и такой древности.
Edited Date: 2025-07-16 12:44 am (UTC)

Date: 2025-07-16 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Вот эту уникальность я не почувствовала. Может быть, потому что широты для меня совсем не экстремальные, да и климат в этих краях, судя по Википедии не такой уж суровый. Норильск как пример несоответствия среды и человека впечатлил гораздо больше.


Что касается архитектурных комплексов в местах, предназначенных скорее для выживания, то это буддийские монастыри в Тибете. Не умаляю заслуги создателей Соловков, просто размышляю, почему именно так воспринималось.

(no subject)

From: [identity profile] chastye.livejournal.com - Date: 2025-07-16 06:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuba.livejournal.com - Date: 2025-07-16 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 05:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-16 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com

Очень сильные фотографии. Я от них не почувствовала дискомфорта вашего состояния, а увидела и ощутила мощь той земли и людей, которые там жили, в том числе и не по своей воле. И прекрасная природа, это очень чувствуется.

Date: 2025-07-16 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо, рада, что именно так воспринимается.

Date: 2025-07-16 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] chastye.livejournal.com

Ну, чужды вам Соловки, а Израиль — по душе, так в чем проблема? Сели и поехали, никто в России силком не держит. Мне вот Иерусалим не понравился, и вся история вокруг Храма Господня — тем более. Там верующий станет атеистом. Все насквозь коммерционализировано, кругом сумасшедшие — кто на четвереньках ползает, кто надгробный камень какими-то тряпками трет. Брр. И это все вам зашло в душу -ахаха!

Date: 2025-07-16 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Я вообще-то на такое не отвечаю, но в данном случае отвечу, потому что вы правы. Мы заблудились на барахолке, в которую превращены окрестности Храма, когда поняли, что сбились с пути, то решили не возвращаться, ибо — да, совсем не те чувства, которых ожидаешь, вызывают эти мета.


Полагаю, по ссылке не ходили, там совсем другие места упоминаются.

(no subject)

From: [identity profile] chastye.livejournal.com - Date: 2025-07-16 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 06:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com - Date: 2025-07-16 07:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kuba.livejournal.com - Date: 2025-07-16 03:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2025-07-16 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
могут, да

Но главное в Соловках - сила. Противостояние природе. Дождь и шторм- обычное дело посреди Белого-то моря. Впрочем, я-то дважды ездила из Северодвинска, а тамошняя жизнь заставляет хорошей погоды не ждать, берём, какую дают.

Date: 2025-07-16 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, море там суровое.

Date: 2025-07-16 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] mik3000.livejournal.com

На Соловках нет никаких удобств для человека — он там не званный гость. Это со стороны природы.


Но, природа человека там проявила себя много хуже — устроили филиал ада, заместив собою сотворенный там святыми филиал Рая.


Соловки — прекрасный пример того, как может быть создана "мерзость запустения" душ человеческих в столь удивительном месте встречи — Бога и человека.


Соловки — это дважды потерянный Рай.

Date: 2025-07-16 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] elena-kolbasa.livejournal.com
Наверное, меня Соловки не примут. Ограничусь знакомством у тебя.

Date: 2025-07-16 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Да, если нет реального желания туда попасть, то мне кажется, можно более эффективно потратить время и деньги.

Date: 2025-07-16 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] personal-point.livejournal.com

Жаль, что наиболее интересная для Вас часть круиза не состоялась, но, учитывая прошлогодний инцидент, вряд ли можно это считать полной неожиданностью. То есть какие-то варианты действий можно было обдумать заранее. Как следует из отзыва, оставленного в сети, у части участников этого круиза сложилось мнение, что объективных оснований для отмены прохода по каналу не было, но не исключено, что это не личная прихоть капитана (как думают эти участники), а неофициальная позиция руководства компании (чтобы в случае повторения ЧП теплоход не выпал из дальнейшей навигации).


Рассуждений в стиле какое-то место «приняло / не приняло» я не понимаю. На мой взгляд, ожидания могут оправдаться или не оправдаться, но если человек хотел посетить какое-то место, то любой результат будет для него положительным, поскольку он осуществил свое желание. А если


«Я не стремилась особенно на Соловки» и «Знания были самые общие»,


то любые неприятности (плохая погода, раздражение от изменения программы) с высокой вероятностью приведут к тому, что «В голове каша».


Фотографии, кстати, как уже некоторые отметили, весьма удачные. Ваше состояние они не показывают, а вот монастырь – вполне.

Date: 2025-07-16 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

О, сколько интересной информации!


Во-первых, что за прошлогодний инцидент? когда не удалось пройти по ББК из-за поломки самого канала?


Во-вторых, что за отзыв, оставленный в сети? Можно ссылку?


По поводу прихоти капитана — не согласна. Но где-то уже писала, что был еще один вариант: сократить Соловки с двух дней до одного. Возможно, были препятствия к тому, которых я не знаю, но если их не было, то думаю, причина была чисто меркантильная: программа второго дня оплачивалась дополнительно и недешево, если бы ее сократили, были бы финансовые проблемы и претензии. А так формально программа выполнена полностью, а что не меньше 20 человек от нее отказались, а из тех, кто не оплатил дополнительную программу, было много недовольных — это уже их личные трудности.


В-третьих, у меня в практике путешествий были разные ситуации. И такие, что "выстреливало" место, от которого мало что ждала (к примеру, Вытегра в этой поездке) и почти ничего не знала, и погодные катаклизмы. В посту я смягчила формулировки, а в комментарии напишу как есть: полагаю причина проблем с Соловками — в чрезмерной "православнутости" экскурсионной программы

Edited Date: 2025-07-16 08:05 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] personal-point.livejournal.com - Date: 2025-07-16 08:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-16 08:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-17 09:43 am (UTC) - Expand

Date: 2025-07-17 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] kvakl_brodakl.livejournal.com
Надо же как...
Я тоже слышала про то, что Соловки принимают не всех, но нам там было отлично всё пребывание, поэтому я решила, что это легенда.

Date: 2025-07-17 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Каждая легенда на чем-то основана.


С возвращением?

(no subject)

From: [identity profile] kvakl_brodakl.livejournal.com - Date: 2025-07-17 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2025-07-17 10:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kvakl_brodakl.livejournal.com - Date: 2025-07-17 10:39 am (UTC) - Expand

Date: 2025-08-23 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com

Нам, наверное, проще. Мы прожили на Соловках дней 10, очень насыщенных. И воспринимали архипелаг как природу, а вся история с ГУЛАГами и прочее прошло мимо. Нет, конечно, мы про все это знаем и на Б.Заяцком у нас была классная экскурсия, но все же сначала природа. Та, на Соловках, несколько лет назад еще работала шикарная тур.компания с офигенными гидами (уж насколько я не люблю экскурсии, но тут была в восторге). А пару лет назад ее основатель разбился на мотоцикле и, как я понимаю, все распалось. Именно они нас приглашали на остров.

Date: 2025-08-24 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Здорово!


Я как-то никогда не стремилась на Соловки, поэтому всё сумбурно получилось

Date: 2025-10-29 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Белое море, водная ширь

Море Белое — водная ширь,
Соловецкий былой монастырь.
И со всех концов русской земли
Нас любовно сюда привезли.

Припев:

Всех, кто наградил нас Соловками,
Просим, приезжайте сюда сами,
Посидите здесь годочков три иль пять —
Будете с восторгом вспоминать.

Соблюдая кодекс трудовой,
Охраняет нас милый конвой.
А зимой стерегут от беды
Целых полгода крепкие льды.

Хороши по весне комары,
Чуден вид от Секирной горы.
И от разных ударных работ
Здоровеет веселый народ.

Привезли нам надежд полный куль
Бокий, Фельдман, Филиппов и Вуль.
А назад повезет Катанян
Только грустный напев соловчан.

Так живем мы, не зная тоски,
Благовонной покушав трески.
И, вернувшись в родительский дом,
С умилением тихо споем.

Журнал "Соловецкие острова", Соловки, 1926.

История Соловецкого лагеря поражает своим… гротескным, жестоким абсурдом. Иногда кажется, что это была какая-то жестокая пародия, в которой сочеталось несочетаемое. Зеки, среди которых было много интеллигенции, издавали свой журнал, который распространялся по подписке по всему Союзу. Как раз в нем и была опубликована песня — фактически гимн Соловков. Этот гимн даже исполнялся зеками на самодеятельных концертах с позволения администрации (это — несмотря на его очевидный сарказм). В общем, это несколько напоминает… какой-то пионерский лагерь для взрослых. Но при этом Соловецкий лагерь был именно лагерем (не пионерским), со всеми сопутствующими страданиями.

Date: 2025-10-29 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Судя по тому, что я поняла, не просто с сопутствующими страданиями, скорее полигоном, где модель этих страданий отрабатывалась для дальнейшего распространения.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 03:41 pm
Powered by Dreamwidth Studios