taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20251129_151216(1).jpg

Гидские итоги осени оптимистичны, возможно, даже чрезмерно.
Во-первых, была потрясающая обратная связь и благодарность, это было невероятно приятно.
Во-вторых, было два больших, интересных и статусных проекта, и один из них (тренинг по подготовке к аттестации) принес много прекрасных откликов и надеюсь, будет продолжен (уже есть дата начала следующего потока).
В-третьих, эти проекты неплохо оплачивались (хотя второй проект пока не оплачен, я оптимистично плюсую еще не полученные деньги), а также повысился средний чек за экскурсию: не за счет роста цен, а за счет наполняемости групп. В связи с чем мой гидский труд стал отдаленно напоминать оплачиваемое занятие, а не развлечение пенсионерки, которое само себя, кажется,  окупает.
Если же говорить о минусах и проблемах, то главная из них - дефицит времени и сил. Я уже ничего не успеваю, а планов экскурсий гораздо больше, чем могу реализовать. Ну и отсутствие стабильности: есть ощущение, что успехи могут в один прекрасный день развеяться как мираж.

Но пишу я этот пост не столько , чтобы похвастаться и поплакаться, сколько для того, чтобы собрать в одном месте интересные мысли моих читателей из комментариев. Да, это будет сеанс самолюбования, но иначе они потеряются, а там много ценного. Ценные идеи касаются попыток понять, в чем причина моего успеха как экскурсовода, а также интересной дискуссии о том, стоит ли гиду идти за желаниями экскурсанта или лучше "гнуть свою линию". На вторую тему будет пара неплохих фотографий в качестве иллюстрации.
Заголовок - из комментария [livejournal.com profile] dinus. Именно гида она назвала проводником по связи времен. Фото - вчерашнее, из интереснейшей локации, которую хочу включить в экскурсию, но не факт, что она получится (вчера прикинула: 4 километра по окраинам и задворкам, Михаил Быковский, Кекушев, Мельников,  Иофан, несколько выдающихся сооружений от менее именитых архитекторов, плюс необычная смотровая, с которой сделано фото). В кои то веки мне скорее понравилось собственное фото без очков. Перекрученную лямку заметила только на фото, и это "послание" кажется уместным: да я такая, немолодая (мягко говоря) и несовершенная, но кому-то нравлюсь именно такой. Спасибо!!

Итак, после одной из экскурсий пришел отзыв:

Огромное спасибо за экскурсию, как-то вы умеете рассказывать так, что информация, ощущения от маршрута остаются надолго, не могу понять в чем секрет: тембр, интонации, подача, а скорее всего все вместе, ну и тщательно и очень умно подобранный материал.

Процитировав его в Телеграме, добавила: И только одно меня смущает на фоне огромной радости и благодарности за такие слова: я тоже не знаю, в чем мой секрет Да и есть ли он? А вы как думаете?

В ответ получила немало интересного:

Татьяна, конечно , СЕКРЕТ есть! Он заключается в вашей ЛЮБВИ к городу и её жителям, а также очень Интеллектуально - Эмоциональной подаче ! ❤️
Вы вдохновляете экскурсантов!
Благодарю вас за это!❤️

На мой взгляд, секрет очевиден. Любовь к тому, о чем рассказываешь; высокий профессионализм; умение структурировать и отсекать ненужное ([livejournal.com profile] alena_15).

Мне кажется, секрет не просто в любви к объекту показа или городу в целом, а еще и в любви и большом внимании к людям: и героям, о которых идет речь, и гостям экскурсии.

Секрет всегда один - любовь ;) ([livejournal.com profile] mrs_mcwinkie)

Присоединюсь. Знания есть у многих. Но мы ходим на экскурсии сегодня за другим, мне кажется, и это другое в Вас, Татьяна, есть. Энергетика, харизма, азарт, свет, горящие глаза, открытость миру и людям, глубина и Любовь. ❤️


Вот такие "секреты" получились...
А вторая дискуссия возникла в ответ на размышления о связи психологии и экскурсий и на такое мнение:

Экскурсантов может привлечь нечто совершенно неожиданное и возможно, "неправильное" с твоей позиции экскурсовода. И наверное стоит скрыть свое разочарование, не перевоспитывать их, а порадоваться тому, что люди благодаря тебе получили удовольствие.
Из ответов:

Экскурсия это коммуникации: в текущий момент - с экскурсантами и через время - с создателями и жителями города или дома, по которому идет экскурсия. Гид объединяет эти коммуникации. По-моему, чем более психологически правильно построена экскурсия, тем лучше эта связь. У вас получается! Поэтому к вам приходят москвичи, которым знакомы эти места, а недостающую информацию почти всегда можно где-то найти. Но нужен проводник по связи времен, сквозная коммуникация. ([livejournal.com profile] dinus, психолог и любимый экскурсант)

И по-другому, но тоже про проводника...
Задача гида — познакомить людей с определёнными местами и их историей, помочь им совершить открытия и получить впечатления, которые они запомнят. А какими будут эти открытия — не так важно, тут нет правильного или неправильного, главное — что открытия и впечатления есть. Возможно, через "неправильное" с точки зрения экскурсовода открытие человек откроет заново что-то в себе или в каких-то личных историях, о чём мы не знаем. Гид или экскурсовод — не учитель, который должен стремиться заложить определённое восприятие, он проводник, открывающий пути, а по какому пути пойдёт восприятие аудитории — это от него не всегда зависит ([livejournal.com profile] pryanik)

Чем меньше группа, тем больше времени может быть уделено тому, что заинтересовало экскурсантов вне плана экскурсовода, при этом экскурсовод должен стараться не столько выполнить свой план, сколько соблюсти баланс интересов всех экскурсантов, т. е. если нечто заинтересовало большинство, рассказать/показать более подробно, если кого-то одного – более кратко. ([livejournal.com profile] personal_point)

Иногда интересно совсем не то, что тебе пытаются показать. Особенно, если экскурсия индивидуальная. Разный кругозор, разные предпочтения.
В плане групповых, наверное, я бы думала в сторону того, что на экскурсионном маршруте стоит знать каждый любопытный кирпич, чтобы при необходимости легко свернуть с намеченного пути в тот бок, куда потянуло людей, а потом ненавязчиво вернуться на круги своя, вроде как и учтя их желание, но вместе с тем сохранив общее направление.
([livejournal.com profile] kagury)

А с Олей [livejournal.com profile] luchar получилась фотообсуждение ))

Помнишь, в Мичуринске, нас водил по городу гид, завёл на одну улицу, что-то показывал, рассказывал, оглядывается – а почти никого нет! Все заглянули в обшарпанную подворотню и фотографировали двор-колодец типа питерского. Он очень удивился. Одна из лучших моих мичуринских фотографий. :)

Я не помнила этот момент, но в своем посте из Мичуринска нашла такое  собственное фото. Не знаю, тот ли двор, но фото мне понравилось.


А еще я вспомнила, как на экскурсии Оля увидела подснежники около дома Мельникова, сделала фото, но подснежники мне не показала. Мне кажется, это был тот самый случай, когда находку стоит показать всем, потому что это маленькое чудо: подснежники внутри Садового кольца. И соответствует  экскурсии. До сих пор жалею, что не увидела "вживую", но зато фото осталось.



До весны - всего три месяца. На этой радостной ноте разрешите закончить.

Date: 2025-11-30 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Поздравляю вас, с такой обратной связью крылья вырастают. Я согласна со всеми отзывами, если бы была возможность я ходила бы на все ваши экскурсии. Рада, что все потихонечку становиться так как надо и ваш труд получит достойную оценку и оплату.

Date: 2025-11-30 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо!! Да, вырастают. Насчет "начинает становиться как надо": всё пока еще слишком зыбко.

Date: 2025-11-30 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] pryanik.livejournal.com

Про секрет: мне кажется, он в т. ч. в том, что Вы создаёте экскурсии не "на потребу", т. е. не по тем темам, которые пользуются максимальным спросом и которые легче продать, а по тем, которые интересны Вам. Это как с постами в ЖЖ: если человек пишет на интересную ему самому тему — это чувствуется, такие посты интереснее читать и они легче оседают в памяти. Вот и Ваши экскурсии потому же запоминаются.

Date: 2025-11-30 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Не совсем. К примеру, я так и не сделала экскурсии по Вознесенскому, хотя очень хотела. Один из "тормозов" был в том, что я понимала: она не будет продаваться ((


Примерно половина, если не больше моих актуальных экскурсий — это темы для подготовке к аттестации, их не я придумывала. Но есть другое: каждую тему я стараюсь развернуть так, чтобы она была мне интересна, важна и по возможности не очень соответствовала "проторенным дорожкам".

Date: 2025-11-30 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2025-11-30 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com

Убедительная история успеха, Татьяна! А часто ли муж ходит на ваши экскурсии как экскурсант?

Date: 2025-11-30 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Ох... надеюсь, что это действительно история успеха.


Муж ходит почти всегда, если совпадают три условия, но они совпадают не очень часто: группа (а не индивидуальный заказ на свою компанию), выходной день, я являюсь организатором экскурсии (а не школа гида, к примеру).

Date: 2025-11-30 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Кстати, я согласна с Алёной, мне тоже нравится «умение структурировать и отсекать ненужное». Для меня, математика по образованию и складу ума, это очень важно. И энергетика, увлечённость. Помню, после одной экскурсии я искала подробности либо что-то спросила у тебя, и оказалось, что это у тебя есть, ты просто не рассказала, чтобы не утяжелять рассказ. И это меня очень впечатлило. Убрать жёстко интереснейшие детали, потому что чутье подсказывает, что они будут лишними для большинства и усложнят восприятие.
Я не показала тогда подснежники, потому что думала, что их видели все. :) И в этот момент все нормальные люди слушали интересный рассказ, а я чуть ли не лёжа на земле снимала цветы. Кстати спустя некоторое время я очень радовалась, что ты ввела наушники, и я уже могла не бояться пропустить интересное, даже если отставала от группы, чтобы что-то сфотографировать.
Да, фото из Мичуринска я нашла, оно оказалось не таким интересным, как по ощущениям, но могу показать.

Edited Date: 2025-11-30 11:24 am (UTC)

Date: 2025-11-30 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

А двор в Мичуринске — тот, что у меня или другой? Покажи, интересно.


Чтобы экскурсия прошла нормально, мне кажется, соотношение сказанного и того, что ты знаешь желательно как верхушка айсберга и весь айсберг. Хотя бывают исключения, конечно.

Date: 2025-11-30 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
Понятно про айсберг. Это как с преподаванием.

Image

Date: 2025-12-01 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо! Похоже, на моем фото двор тот же, но не на 100%. Фото атмосферное получилось.

Date: 2025-12-01 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Тот же, только в другую сторону. У меня в сторону выхода.

Date: 2025-11-30 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] dinus.livejournal.com

Спасибо за цитату и "любимого экскурсанта"! Я отвечала на ваш вопрос о психологии на экскурсии, а точный вопрос и есть основа ответа.

Date: 2025-11-30 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2025-11-30 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] gromkovsky-v-v.livejournal.com

Успехов!

Date: 2025-11-30 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2025-11-30 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Просто рада за вас! Пусть и дальше всё складывается.

Заметила вот что. С тех пор, как вы стали экскурсоводом, вас интересуют экскурсии других. До этого, как я помню, в основном был скепсис и вы предпочитали самостоятельные прогулки.
Это вообще изменилось или только в отношении "своих" экскурсоводов?

Date: 2025-11-30 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Это изменилось вообще, правда, мне кажется, несколько раньше, чем я стала учиться на гида: скорее когда стала ездить с Живым наследием, где экскурсии были неизбежны. Мне кажется, и общий уровень экскурсий повысился, а еще экскурсии для гидов ведут обычно гиды уровня как минимум выше среднего.


Но есть еще такой нюанс: по Москве мне нужна более глубокая информация, которую проще получить на экскурсии. А вне Москвы я по-прежнему предпочитаю ходить самостоятельно: от экскурсий, даже прекрасных, устаю, а на самостоятельных прогулках отдыхаю.

Date: 2025-11-30 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] elena-kolbasa.livejournal.com
Таня, пусть и дальше все складывается хорошо. Успехов тебе.

Date: 2025-11-30 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо!!

Date: 2025-11-30 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lord-vitinari.livejournal.com

Как писал Гиляровский — "ну-к что ж" )) Удачи и успехов! Радуюсь за вас )) Жил бы сейчас постоянно в Москве — обязательно на вашу экскурсию сходил бы.


Ха, кстати! Можете занести себе в в плюс — я ведь вас только в жж читаю. Но именно после каких-то ваших постов я прям увлёкся конструктивизмом. Хотя вообще к архитектуре всю жизнь был равнодушен. Я тут уже писал, вроде, что самое моё главное хобби в жизни — музыка. Я вообще барабанщик )) Но вот у вас почитал про конструктивизм, покопался в этой теме, посмотрел вживую в Москве эту тему — и прям пропёрло. Теперь любитель конструктивизма. Блин )) Хотя всё равно нихрена в этом не понимаю ((

Date: 2025-11-30 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Востребованность придает смысла жизни. А "отсутствие стабильности" остаётся просто принять. Пресловутая "уверенность в завтрашнем дне" ушла в историю вместе с Союзом ССР. Что касается дилеммы: экскурсия "на потребу" или "не могу молчать", то в качестве примера приходит на память Стивен Спилберг, который поочерёдно снимал что-нибудь "кассовое" типа "ПАрка Юрского периода" или "Индианы Джонса", а потом какой-нибудь "Амистад" или "Мюнхен". Положительные отзывы, несомненно, вдохновляют. Пусть число их полнится.

Date: 2025-11-30 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо! Честно говоря, у меня в этом году вообще не было экскурсий "по зову сердца", разве что переделанный Высоцкий. Точнее, вообще была единственная полностью новая экскурсия — под заказ. Все остальное — переделки старых, иногда весьма радикальные: либо под заказ, либо по обстоятельствам, к примеру, перекопанные Чистые пруды.

Date: 2025-11-30 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Я прочитал про замысел экскурсии с М,Быковским, Кекушевым, Мельниковым и Иофаном в придачу. Ломал голову, но так и не смог связать их в один маршрут. От Быковского-отца мало что осталось, как и от Иофана. Постройки последнего вообще разбросаны по городу: Щербаковская, Ленинский, Тимирязевка, Сиреневый бульвар. Разве что Мельников с Иофаном на Стромынке.

Date: 2025-11-30 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

3-я Рыбинская (Мельников), Алексеевский монастырь (Быковский), богадельня Геера (Кекушев) и да, Иофан на Стромынке (образцовый квартал или что-то в этом роде).

Date: 2025-11-30 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Ага, понятно. Начать с богадельни. Потом — монастырь. Следом — Иофан (Русаковская,7). Сесть на трамвайчик к клубу Русакова (Мельников). ИМХО, удобнее 3-й Рыбинской. Рядом с монастырем стоит ТЦ "Тройка", который закрыли, т.к. здание начало разваливаться. Можно поговорить о современной архитектуре. :))

Date: 2025-12-01 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

О, про Тройку я не знала. Маршрут другой и кроме обозначенных корифеев, там еще много чего есть. Клуб Русакова — это другой маршрут, там тоже интересно, но я на таком примерно была, кстати, ссылка в комментариях к этому же посту.

Date: 2025-12-04 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-tiana.livejournal.com

Отличная обратная связь! Удачи, Татьяна!

Date: 2025-12-04 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com

Спасибо!!

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 08:13 am
Powered by Dreamwidth Studios