taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
Так получилось, что этот вопрос стал в последнее время часто всплывать. То наш справедливый кандидат в мэры забрасывает комиксами о голодающих московских пенсионерах. То в комментариях проскакивает "на 200 долларов прожить невозможно", то "Вы меня поразили тем, что думаете, что на 8 тыс можно прожить... разве только на хлебе и кефире".
В общем, я дозрела до серьезного исследования вопроса. Не претендуя на оценку материальных затрат на жизнь московского пенсионера в целом, я остановилась только на "продуктовой корзине" и решила проверить, каковы минимальные затраты на питание.
При этом я исходила из следующих предпосылок:
- Корзина должна быть сбалансированной, сытной и подходящей для немолодого человека без выраженных физических нагрузок
- При заданных условиях она должна стоить как можно меньше. То есть, речь о вкусных или изысканных продуктах или о высоком качестве (при условии, что некий минимальный стандарт качества соблюден) не идет.
На основе поставленной задачи, было проведено исследование в два этапа.
1.Составлен месячный минимум продуктов по нашему личному (моему и дочери) разумению. То есть, примерно как на меня, но чтобы было как можно дешевле, урезая дорогие продукты и добавляя некоторые полезные, но те, которые я не ем (крупы, например). Поэтому если кому-то покажется низким расход масла или сахара, то учтите: в нашей семье их идет еще меньше, чем задано. Тем более, не очень-то они полезны.
2.Изучены минимальные цены на эти продукты в магазине Ашан. Иногда я брала все-таки не минимальные, а вторые-третьи от конца. Или минимальные цены на продукты не самого низкого качества (например, молоко - 3%, сметана - 20%, хотя есть и более дешевые).
Представляю результаты

Этап первый. Продуктовая корзина
Молоко - 4 пакета
Яйца - 20 штук
Масло сливочное - 100г
Сметана - 2 200-граммовые пачки
Йогурты - 8 штук
Творог - 1 кг
Масло растительное - 0,5 литра
Сыр - 0,5 кг
Мука - 1 кг
Макароны - 1 кг
Крупа гречневая - 0,5 кг
Крупа геркулес - 0,5 кг
Картофель и сезонные овощи (кабачки, баклажаны, тыква и пр.) - 5 кг
Окорочка куриные - 2 кг
Говядина - 2 кг
Рыба - 2 кг
Грибы - 0,5 кг
Чай - 1 пачка (100г)
Кофе - 1 банка
Сахар - 1 кг
Соль и специи
Булка большая - 10 штук
Хлеб черный - 4 буханки
Плитка шоколадная - 5 штук
Печенье и прочие сладости - 1 кг
Джем - 1 банка
Лук 1 кг
Морковь - 1 кг
Капуста - 2 кг
Свекла - 1кг
Апельсины - 2 кг
Бананы - 2 кг
Лимоны - 2 штуки (в сезон апельсины и бананы заменяются на сезонные фрукты)
Овощи свежие сезонные (огурцы, помидоры, перец, салат, зелень и пр.)

Этап второй. Цена "корзины" в Ашане
На всякий случай. Этот пост не спонсирован Ашаном и не согласован с ним. Магазин я посещала с целью закупки продуктов для нашей семьи, а перед этим прошлась по рядам и изучила ценники. Округление идет до рублей, как правило, "вверх".

Молоко - 4 пакета - 136р. (по 34 р., трехпроцентное)
Яйца - 20 штук - 74р. (С1 по 37р.)
Масло сливочное - 100г - 21р. (пачка 42.50)
Сметана - 2 200-граммовые пачки 44р. (22р. 20%-ная пачка)
Йогурты - 8 штук - 64 рубля (по 7.70, наверное лучне их было заменить глазированными сырками от 4 рублей, но раз записали, будут йогурты)
Творог - 1 кг - 135 рублей (200-граммовая пачка 9%-ного творога стоит 27 рублей)
Масло растительное - 0,5 литра - 25р. (50р. бутылка)
Сыр - 0,5 кг - 110р. (дешевле 220р. не нашла)
Мука - 1 кг - 21р.
Макароны - 1 кг - 25р (за эти деньги плюс-минус 2р. - неплохой выбор макаронных изделий)
Крупа гречневая - 0,5 кг - 11р.
Крупа геркулес - 0,5 кг 14р. (это 600-граммовая пачка)
Картофель и сезонные овощи - 5 кг - 70 рублей (картофель 10.50, баклажаны 24, кукуруза 35, тыква 30; вне сезона придется все сводить к картошке)
Окорочка куриные - 2 кг - 178р. (по 139р.)
Говядина - 2 кг - 506 р. (я выбрала "говядину для фарша" за 253 рубля, хотя был, к примеру, суповой набор за 98,60 - в "лихие 90-е мы были бы такому ну очень рады; если вообще исключить говядину из "корзины", она очень сильно подешевеет)
Рыба - 2 кг - 134р. (я выбрала "минтай потрошеный" за 67р., хотя был и карась за 47
Грибы - 0,5 кг - 64 р. (полкило весовых шампиньонов)
Чай - 1 пачка (100г) - 17р. (половина 200-граммовой пачки с бергамотом; можно пакетики примерно в ту же цену)
Кофе - 1 банка (100г) - 67р. (есть по 40, но я не рискнула)
Сахар - 1 кг - 33р.
Мед- 1 баночка - 70р. (250г)
Соль и специи - 30р. (это более, чем достаточно, учитывая, что пакетик петрушки стоит 4.50, укропа 10, карри 11.50, перенц 5-7 и выбор специй за такие деньги неплохой
Булка большая - 10 штук - 140р. (я выбрала батон французский 300г; хлеб в Ашане ну очень вкусный)
Хлеб черный - 4 буханки - 42р. (Дарницкий, по 10.40)
Плитка шоколадная - 5 штук - 70 р. (боюсь, плитка по 13.70 не очень-то вкусная, но нам надо дешевле)
Печенье и прочие сладости - 1 кг - 80р. (есть печенье 61 р., пряники 93р., зефир 108 р., конфеты карамель от 68 р., шоколад от 94р., пусть будет примерно по среднему арифметическому)
Джем - 1 банка - 60р. (400-граммовая банка французского апельсинового джема)
Лук 1 кг - 13р.
Морковь - 1 кг - 14р.
Капуста - 2 кг - 23р.
Свекла - 1кг 13р.
Апельсины - 2 кг - 80р.
Бананы - 2 кг - 70р.
Лимоны - 2 штуки (в сезон апельсины и бананы заменяются на сезонные фрукты) - 30р. (400г по 73 р.)
Овощи свежие сезонные (огурцы, помидоры, перец, салат, зелень и пр.) - 200р. (здесь сосчитать невозможно, поэтому просто дается некий минимум; даже зимой на эти деньги можно купить 4-5 немаленьких пучков салата, плюс зелень)

Итого 2684 рубля (за точность до рубля не ручаюсь, пересчитывала три раза, каждый раз получались разные цифры, но плюс-минус сто рублей, так что с точностью до 100 рублей сумма верна). Если вычеркнуть говядину, сыр и йогурты (останется более 100 граммов мяса или рыбы в день и немалое количество молочных продуктов), ужать свежие овощи и фрукты, то можно и в 2000 и даже немного меньше уложиться.
Напоминаю, что минимальная пенсия неработающего пенсионера в Москве - 12000 реблей, а если нет 10 лет Московской прописки, то 7137 рублей.
Вот теперь мне интересно, что будут писать в комментариях (если будут вообще писать)?
Варианты:
- Пенсионеры в Москве ваще зажрались с такими пенсиями и такими ценами. Опять Москва объедает провинцию
- С таким рационом будешь вечно голодным и ноги протянешь (вариант: пенсионер до Ашана не доедет, а в ближайшем магазине все вдвое дороже), поэтому на пенсию все равно прожить невозможно.

Date: 2013-08-17 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik-lera.livejournal.com
А одеваться, платить коммунальные услуги и вообще кроме еды как то жить, пенсионерам не надо?

Date: 2013-08-17 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
А десяти тысяч в месяц, которые остаются после расходов на еду (или пяти, если у вас нет "московского стажа") на это не хватит?
На коммунальные услуги, кстати, идет очень большая дотация, она покрывает существенную часть их стоимости.

Date: 2013-08-17 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik-lera.livejournal.com
не знаю,я -мне ничего не грозит, ни дотации ,ни московский стаж, пенсия тоже вряд ли , сколько живу никогда от государства ничего, кроме как налоги с меня)) поэтому не рассчитываю и не думаю. надо дожить еще до нее ))

Date: 2013-08-17 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да, а Питере сурово :(
В Питере в 2013 году всего 5157 рублей.
Так что именно эту сумму будет давать государство, независимо от стажа.
И дотации на жилье наверняка есть.

Date: 2013-08-17 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik-lera.livejournal.com
Честно не интересовалась, не знаю почему

Date: 2013-08-17 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Значит, не было повода интересоваться.
И это скорее хорошо, чем плохо.

Date: 2013-08-17 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik-lera.livejournal.com
Повод был , смысла нет - у меня свои особенности Мы вернулись на историческую родину ..Мне хватило оформления льготной пенсии мужа, полгода судебных тяжб и год получал и все -умер, поэтому надо дожить ,война план подскажет

Date: 2013-08-17 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да уж, особенности :(((

Date: 2013-08-17 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik-lera.livejournal.com
У всех есть, у каждого свои

Date: 2013-08-17 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] pandereta.livejournal.com
А это на одного человека, да? Мне кажется, мало мяса. Вообще это хороший вопрос. Частая проблема, думаю, необдуманные покупки без списка по настроению.

Date: 2013-08-17 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Мне кажется, что 200 граммов мяса или рыбы в день на человека (не очень молодого и не имеющего больших физических нагрузок) - это очень немало. Сужу по нашей семье, где на двухдневную порцию макарон с мясом на четверых я беру не больше 600 граммов - и иногда остается еще на третий день на блинчики.
Но я не диетолог, так что могу и ошибаться.

Date: 2013-08-17 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] potar1.livejournal.com
меня как раз сумма не смущает, мне приходилось жить в режиме жесткой экономии и я знаю, что в Москве можно есть на практически любую сумму.
Меня смутили два другие моменты.
1) рыбы-мяса мало. если человек не ест их, то он догоняется чем-то другим. По опыту моих знакомых пенсионеров в основном крупами. Всякие там гречка с луком и морковью и т.д. Тогда полкило гречки и овсянки на месяц мало. Ну или хлеба и картошки побольше закладывать. Хотя аппетиты конечно у всех разные.
2) У Вас написана хорошая, весьма сбалансированная корзина. Но вы, насколько я помню, придерживаетесь здорового питания, оттуда творог, овощи, говядина и т.д. Опять же, по моему знакомству с пенсионерами, они больше привычны не к говядине - курице-рыбе, а к колбасе и сосискам. Я допускаю, что у меня такая выборка кривая. Но сколько наблюдаю - чем купить кусок мяса, обсыпать специями и запечь в духовке, часто предпочитают купить колбасу. Это оже свою роль может сыграть.

Date: 2013-08-17 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
1.Заложить можно, бюджет это практически не поменяет, потому что стоит сущие копейки. Просто сужу по нашей семье, где мяса потребляется думаю меньше, чем здесь заложено. Хотя конечно согласна, что все разные.
2.Это другая проблема, на мой взгляд, гораздо более тяжелая, чем проблема материального благополучия пенсионеров (по крайней мере, московских). Проблема того, что тяжело, проблема одиночества и депрессий, и готовить не хочется или нет сил и конечно проще колбасы купить.
Но это совсем другая история...

Date: 2013-08-17 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] apelsinkav.livejournal.com
Не могу разобраться... Это месячный расход на еду??? И мин.пенсия 12 тыс.? Ну тогда еще все в шоколаде! У нас в семье сейчас, если смотреть процентное соотношение к зарплате, на еду больше выходит :))

Date: 2013-08-17 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
В том-то и дело, что когда я подсчитала, то получилось, что можно очень дешево питаться.
Только по-видимому, мало кто так питается. И не пенсионеры, а семьи с детьми и гастарбайтеры. У них часто денег гораздо меньше, чем у пенсионеров.

Date: 2013-08-17 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-cooks.livejournal.com
С рационом, может быть, все в порядке, а вот вариант не доехать до Ашана реален. не в 60, но в 80 +

Date: 2013-08-18 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Это да.
Но в 80+ уйма других проблем, гораздо более серьезных, чем нехватка денег на еду.

Date: 2013-08-18 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-cooks.livejournal.com
на еду хватит, на другое не хватит.
А у тебя пусть хватает на все, и на путешествия тоже :-)

Date: 2013-08-18 01:01 am (UTC)
From: [identity profile] strannik12.livejournal.com
Вот что касается не только пенсионеров, это всех касается - затронутый здесь вопрос качества продуктов (минимального стандарта качества?). В общем-то, понятно, в том числе из имеющихся на данный момент комментариев, что зависимость от качества от цены, ммм... нелинейная:) Я бы сказал, что здесь первостепенную роль играет информированность, грамотность, я бы даже сказал... То, что колбасу "есть нельзя", и при этом ее едят - общеизвестно. Я бы добавил сюда пару примеров "из жизни".

1. Собствеными глазами наблюдал: в переходе метро лежит собака, отдыхает. Какой-то доброхот положил ей несколько кусков "вареной" колбасы. Собака и носом не ведет. Прохожу в обратном направлении через n минут - собака и колбаса на том же месте, и уборщик, кажется, собирается эти куски колбасы как мусор веником смести, но я спешил и не увидел, чем там все кончилось. Я подумал, что собака, скорее всего, не знает, что это можно есть, да? "И что, люди едят этот мусор?"

2. Супермаркет, очередь в кассу. Компания студентов (кажется, по возрасту). Купили т.н. "мытую морковь" (грамотным людям понятно, что ее сроду не мыли, а выращивали в гидропонной установке:)), и .... один парень так просто берет морковь и отгрызает кусок (проголодался, наверное)! Как доверчивы люди к рекламе, однако... Думают, и правда мытая морковь, да? К вопросу о зависимости качества от цены: "немытая морковь" (отечественная грунтовая, со следами грунта) стоит примерно в два раза дешевле "мытой" (забугорная, гидропонная), хотя первая - полезнее (и вкуснее), хотя помыть ее, конечно, перед употреблением все же не помешает:)

Простите за столь пространный комментарий, но хотелось бы обратить внимание на то, какую роль играет информация (информированность, а следовательно - грамотность), причем, как видно из приведенных примеров, здесь "информация дороже денег"! Это я к тому, что простой подсчет "среднестатистических" корзин и т.д., без учета вопросов качества, на мой взгляд, не то чтобы совсем бесполезное занятие, но все же несколько "уводит в сторону" от сути проблемы (не упрек автору блога, разумется - просто "такова селяви":) - в нынешней системе).

Однако, весьма грустно то, что при маленьких бюджетах любые попытки в них (бюджеты) "уложиться" неизбежно ведут к потере качества:((( "Тришкин кафтан", как говорится. А все вот эти "прожиточные минимумы", которые нам "спускают сверху", явно недостаточны для необходимого (я считаю) качества жизни!
Edited Date: 2013-08-18 01:31 am (UTC)

Date: 2013-08-18 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я бы сказала, что Ашан - неплохой вариант в плане качества, сильно лучше, чем сомнительные точки на рынках.
Сама там регулярно закупаюсь, обычно более дорогими продуктами, но бывает, что беру самые дешевые. К качеству в целом нареканий нет.

Date: 2013-08-18 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] shurikbarne.livejournal.com
Для женщины-пенсионера может и достаточно, чтоб не помереть, а для мужыка, а тем более для работающего мужыка - мало. Тыщщ с 4 жизнь начинается.

Date: 2013-08-18 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
О работающих речь вообще не идет.
А вообще у меня наверное уникальный муж в смысле еды. Ему точно хватит. Правда он бы все мясо заменил на сыр.

Date: 2014-01-28 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] ukrfreelancer.livejournal.com
Чета мне кажется, что всего этого мне не хватит на целый месяц.

Date: 2014-01-28 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Возможно.
Это расчет на пожилого человека, не имеющего больших физических нагрузок.
У нас в семье по многим позициям идет еще меньше.

Date: 2014-01-28 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ukrfreelancer.livejournal.com
Но в целом вы близки к правде. Проблема только у многих в том, что они не умеют сравнивать. Мой дядя есть только хотдоги и прочий фастфуд - ходит тощим, так как денег всегда не хватает. И никак не поймет, что обычная еда здоровее и дешевле.

Date: 2014-05-02 08:43 am (UTC)
From: (Anonymous)
Да, а регионах оказывается это все дороже.

Date: 2014-05-02 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
В Москве тоже в основном дороже - и существенно.
Это цены Ашана, причем дешевая часть Ашановских цен.
К тому же почти год прошел, сейчас возможно дороже.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 12:21 am
Powered by Dreamwidth Studios