taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
Копирую свой комментарий из чужого поста, во-первых, чтобы не потерялся, во-вторых, потому что это неплохая затравка для "а поговорить...". Причем здесь, в отличие от оригинального поста, аудитория более старшая и более женская, так что результаты разговоров могут оказаться несколько иными.

Пост-оригинал
Вопросы: 1. Какие аспекты советской действительности 1960-80-х вы бы перенесли в наше время?
2. Без каких аспектов постсоветской действительности вы не можете уже представить свою жизнь?

Мой ответ (чуть отредактированный) - в порядке не значимости, а как в голову приходило
1а. Инфраструктура отдыха на территории страны. Большая сеть турбаз, 30%-ные путевки.
1б. Неуловимое нечто, которое можно назвать уверенностью в завтрашнем дне и чувством защищенности. Я не знаю, насколько эта уверенность и защищенность были реальны, насколько - следствием цензуры и дефицита информации, но чувства были
1в. Качество образования
1г. БОльшее место ценностей культуры в жизни, то, что было престижно читать и смотреть хорошие фильмы. Причем и у меня лично эти ценности тоже во многом утрачены, увы.
1д. Дружба народов, пусть насаждавшаяся сверху, но реальная.
1е. Не смейтесь, но моральный кодекс строителя коммунизма (если вычесть беспощадность к врагам социализма). То бишь, пропаганда общечеловеческих моральных ценностей.

2а. Свобода! Прежде всего, свобода передвижения и доступа к информации
2б.Товарное изобилие
2в. Отсутствие очередей, упрощение быта
2г. Мобильная связь и интернет мало соотносятся с общественным строем, но я помню, каковы были правила доступа к ксероксу в СССР, поэтому все-таки свободный доступ к современным средствам связи пожалуй упомянуть уместно.

Date: 2013-10-28 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] rosa-de-lux.livejournal.com
Согласна с вами по всем пунктам. Точнее, к тому, что хотелось бы взять, я много еще чего могу добавить, в отличие от списка того, что не хотелось бы при этом терять.

Date: 2013-10-28 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Спасибо за пост, Таня.
Я в последнее время то тут, то там сдуру ввязываюсь в дискуссию на тему "Ах как было плохо в СССР" или наоборот - "Все с тоской вспоминают СССР".
И все время какие-то обобщения, наезды. Утомилась. Но в хорошей компании почему бы и не порассуждать - без наездов, упреков, передергов.


Я себе утащу, просто - чтоб було, ладно?
PS
Буквально сегодня даже тег в своем жж сделала соответственный - "СССР".
PPS
У меня те же ценности и негатив.

Date: 2013-10-28 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Добавлю. По утраченным ценностям для меня главная потеря - та самая дружба народов. И ощущение потери великой державы. "Широка страна моя родная" - не пустой звук.

Date: 2013-10-28 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com
Увы, дружба народов в СССР - это регионально.
В ХлыВяКиНе (не ошибся адресом?) это наверное так,
а, скажем, в Ашхабаде - нет.

Date: 2013-10-29 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
А какая разница, Киров или Ашхабад? У нас в компании были ребята и из Таджикистана, и из Якутии, и с Украины, и с Кавказа. Национальность была не важна. Нисколечко.

(no subject)

From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meopemuk.livejournal.com - Date: 2013-10-30 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com - Date: 2013-11-05 05:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Уже поздновато для рассуждений, но все же..:)
Согласна плюс-минус с 1а,б.в.
Не понимаю выражения "престижно было читать и смотреть хорошие фильмы" Я помню, что да, когда выходил новый фильм, особенно иностранный, стояли огромные очереди за билетами и все старались посмотреть. Но, мне кажется, это было от недостатка интересного в жизни, от малого количества удовольствий, которые мы могли себе позволить. Книги покупали очень активно, но не могу сказать, что их читали. Я работала в строительной организации, все с высшим образованием... Но, конечно, не филологи. Покупали, даже в очереди стояли за книгами. Но вот в библиотеке книг не брали. Чтоб почитать. А классиков покупали - для книжного шкафа или "для детей".

Что понимать под дружбой народов? Когда приезжали отдыхать в Сухуми, например, или на Украину - относились друг к другу хорошо, но я почему-то думаю, что и сейчас точно так же было бы. Но если бы тогда в Москву приехало такое же количество народу из других республик - ни о какой дружбе не было бы и речи. Так же как и сейчас возникла бы ненависть.

О кодексе строителя коммунизма я ничего не могу сказать. Не читала. Но, полагаю, что он был фальшивым с начала и до конца. Вас больше интересует форма? Если принять это все за правду - лучшей страны не было. Но ведь это все фальшь была.

Что касается второй половины, конечно, согласна.

Date: 2013-10-28 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Насчет "престижно" возможно не очень точно, но ценности культуры были реально более значимыми. И мне не кажется, что это шло от недостатка интересного, скорее, это была государственная политика.
Про дружбу народов. К примеру, я переписывалась в дествте с девочкой из Ташкента, наша школа проводила фестиваль, на который съезжались школы с таким же номером из всех 15 республик. С нашего курса в Ригу по распределению уехали 4 человека из России и Украины (да, оккупанты проклятые), к нам на учебу приезжали эстонки, при этом мы тоже кое-чему у них поучились (несмотря на их отвратительный русский). И пр.
А моральный кодекс строителя коммунизма почитайте, он очень короткий и есть в Википедии.
К примеру:
Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Date: 2013-10-29 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Таня, постараюсь как могу короче. Много тут можно говорить. Мне так кажется, что да, если не дружба, но в общем - было, конечно, мирное существование. Как-то с этим совмещались обидные прозвища каждого почти народа, будем считать, что это - по доброму. Да, оскорблять людей другой национальности считалось плохо, это было привито с детства.
Но на деле - во многих республиках почти не было национальных школ, детей старались отдать в русскую. Все стремились быть "как русские". При поступлении а институт и на работу существовала процентная норма приема евреев, например, про других - не знаю. Знаю, что в республиках наоборот русским было трудно поступить в ВУЗ, брали своих больше. А вас никогда, простите, в детстве не обзывали жидовкой? Простите меня, пожалуйста. Но вы не можете этого всего не знать.
Да, именно русские относились к другим, как к менее развитым, покровительственно. Это была политика. А чем они лучше? Умнее?
Таня, ну не является доводом то, что вы охотно переписывались с девочкой из Ташкента. Тогда многие дети переписывались, марки присылали друг другу. Дружили. Потом они (мы) стали взрослыми и с отвращением и ненавистью смотрят на этих бывших девочек и мальчиков из Ташкента и Дербента, называют их чурками и мечтают об их выдворении. Что случилось вдруг? И ведь это не сегодня произошло. По мере увеличения количества прибывших в Россию - ненависть к ним возникла уже давно и увеличивается. Причем ее высказывают люди, от которых я никогда не предполагала услышать такое. Для меня это вообще стало "лакмусовой бумажкой" на порядочность.
А после той жизни, где царили " гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству" - прошло по времени совсем ничего. Куда все делось??
Так, может быть, это все было ненастоящим? Есть поговорка "Не буди лиха, пока оно тихо". Вот в тишине и спокойствии и было все хорошо. Я уж не говорю каким усилиями это спокойствие сохранялось - расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962, вторжение войск в Чехословакию, Венгрию, насильственное выдворение из страны "неугодных" - Бродского, Ростроповича с Вишневской, Солженицына и многих других - этого мало??
А мы пели песни о дружбе, примерно как в фильме "Кубанские казаки" в 1949 году и ничего не хотели видеть вокруг.

Date: 2013-10-29 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Рая, вы правы на 200%.
Ну разве что то, что меня лично никогда не обзывали: я была беленькой, курносенькой, фамилия непонятная и росла в интеллигентной среде.
Понимаете - в том-то и дело, что вся эта насаждавшаяся, фальшивая идеология сдерживала то мерзкой, но естественное, что есть в каждом человеке.
Если неприлично говорить про чурок и черно...ых, то дети это не слышати не знают, они и не начинают думать так впоследствии. Вот Алена искренне тоскует о дружбе народов.
А если отменить ограничения и моду на толерантность, то и будем иметь... то. что имеем.
Это очень коротко, сейчас нет времени.

(no subject)

From: [identity profile] meopemuk.livejournal.com - Date: 2013-10-30 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-10-30 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meopemuk.livejournal.com - Date: 2013-10-30 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-10-30 06:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meopemuk.livejournal.com - Date: 2013-10-30 07:02 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-10-30 01:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com - Date: 2013-10-30 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com - Date: 2013-11-05 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com - Date: 2013-11-05 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com - Date: 2013-11-05 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com - Date: 2013-11-05 05:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-29 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Соглашусь про дружбу народов.
И на отдыхе, куда бы меня не заносило. И в стройотрядах - рядом с нами работали ребята из Средней Азии, с удовольствием вспоминаю наши разговоры.

И про "человек человеку друг, товарищ и брат" - сто тысяч раз - да!

Date: 2013-10-29 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
Леночка, я параллельно "ругаюсь" в другом ЖЖ - вот прочти, интересные (в кавычках, конечно), комментарии. На мой взгляд - жуткие просто. http://melonicecream.livejournal.com/430156.html?view=12698188#t12698188

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-10-29 05:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com - Date: 2013-11-05 07:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alena-15.livejournal.com - Date: 2013-11-05 07:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2013-10-28 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Добавлю. Вы скажете, что все эти насаждавшиеся сверху формы дружбы народов была фальшь. Я скажу, что это так и не так. Пропагандистская машина работала эффективно, и с девочкой из ташкенат я переписывалась по собственному желанию.
(deleted comment)

Date: 2013-10-30 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Лучше фальшивая дружба народов, чем Югославия :(

Date: 2013-10-28 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com
И система отдыха-туризма, и значимая наука, и вполне приличное образование, и наукоёмкое производство - это всё следствие одного и того же.
А именно - сделать что-то не совсем как у остальных, хотя на ту же тему.
Любая альтернатива должна быть прежде всего альтернативой, т е отличаться, отсюда запреты, изоляция и т д.
Поэтому для самодостаточной системы нужны какие-то креативные ресурсы, прежде всего интеллектуальные.
Отсюда и культ знаний в СССР.
В результате такой альтернативы получилось похуже, чем в "первом мире", хотя бы за счёт меньшего общего числа ресурсов.
Когда стены пали, то какое-то время казалось, что Россиянам нужно всё, кроме России.
По крайней мере, у кого есть что платить.
Все товары купим импортные, отдыхать будем за границей, фильмы смотрим иностранные, и т д.
Берём всё тот же транспорт и туризм - зачем ехать по стране, когда можно в дальнее зарубежье? Там и необычнее,
и сервис лучше, и прочее, и прочее. Средства есть. А у кого средств нет - их проблемы.
И так, что из СССР?
1) Больше мысли
2) Больше морали
Из РФ
1) Больше техпрогресса (от строя не зависит, но важнее строя)
2) Больше свободы

Date: 2013-10-29 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] velta-1.livejournal.com
Вот голову сломала - ничего не хочу вернуть! Ни-че-го.

Хотя я понимаю, что речь идет о годах 60-80, а не позже, и не то что в 60 (когда я была ребенком), но и в сознательном возрасте не было у меня никаких "антисоветских" мыслей. Ну живем - и живем.
Сожаления о том, что тогда у меня было будущее, ожидание, что все сложится хорошо, плюс здоровье и физические силы - имеет отношение только к моему возрасту, но никак не к строю, согласно анекдоту "тогда было лучше, у меня ... стоял".
Никаких особых неприятностей. Хотя теперь я думаю, что заставь меня упахаться на месяц в колхоз (трижды) - я сегодняшняя была бы крайне возмущена и расстроена. Даже при гипотетическом условии, что я молода, здорова, и никаких физических лишений мне это не принесло. Просто потому, что "жизнь коротка, и время дорого"(с).

Турбазы, досягаемые для меня - были из рук вон плохи. Единственный шикарный отдых в пансионате "Правда" мне с подружками-студентками устроил папа одной из подружек, ибо был главным редактором... не Правды, но одной из не менее важных центральных газет. Так я это до сих пор помню - от столовой до паласов в коридорах - как в иной мир попала в 19 лет!

Качество образования... гм. В моей районной школе меня учили хуже, чем моего сына в лицее Вторая школа. У меня было 3 репетитора, у сына репетиторов не было. Другое дело, что мои родители могли бы озаботиться пхнуть меня в тот же лицей, как я озаботилась сыном - но тогда это как-то никого не беспокоило, где ребенок учится.
Дружба народов... у нас было пол- дома соседнего испанцев ( беглых от фашизма, и их детей соответственно пол-школы) - мы никогда не выделяли Кончиту, Татку Гонсалес и прочих из русских одноклассников. А отношение к редким экземплярам негров вообще было неоправданно восторженное. Но все это перевешивалось моими неоднократными столкновениями с еврейским вопросом, несмотря на то, что во мне еврейской крови вообще нет - но так получилось: подружка, "пол-мужа", папа, которого отстранили от приема экзаменов на химфаке, когда он отказался следовать указанию про трехпроцентную норму...
И не осталось - ничего.

Сегодня - для меня самое главное даже не свобода (хотя тоже) - а вот, будете смеяться - мобильные телефоны. Сколько километров нервов я потеряла в поисках подружки, с которой мы случайно разминулись, невозможностью остаться ночевать за городом (родители с ума сойдут), и позже - сына, который ушел на экзамен в 10 утра - а заявился в 10 вечера... Мой папа получил очередной (второй по счету) инфаркт, когда моя младшая сестричка (которая всегда считалась болезненной и менее меня самостоятельной) задержалась на пару часов из института...

Date: 2013-10-29 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ну вот, вы ничего не хотите вернуть, а мне рассказывают в оригинальной теме, какие в СССР были хорошие пионерлагеря, чудесные игрушки и удобная школьная форма.
Да здравствует плюрализм!

Date: 2013-10-30 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
На тему образования http://www.pravmir.ru/aleksandr-privalov-obrazovanie-pogiblo/
Понимаете, дело даже не в том, что вы сравниваете свое рядовое образование с сыновним элитнейшим из элитных, а в том, что сын у вас учился еще на остатках советской системы. А я сейчас учу детей, которые пошли в школу в 1993 году...
И не зная частностей школьного обучения, вижу результат, причем в динамике (контраст с теми, кого я учила 10 лет назад, ужасающий).
Edited Date: 2013-10-30 05:01 am (UTC)

Date: 2013-10-30 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] velta-1.livejournal.com
во-первых, уже не на остатках - он поступил в школу в 91 году, и школа была гнусная (под окном выросла). И только в 7-ой класс он уже перешел в лицей, почему я так решила - это отдельная история. Во-первых, после 3 месяцев в американской школе он наотрез отказывался возвращаться в свою. А во-вторых, после его несколько-месячного отсутствия я спросила в школе, надо ли ему что-то там досдать и пересдать (6-той класс). Мне ответили: "Ничего не надо. О, Ваш мальчик такой замечательный! Он... читает!" Повторяю - 6-той класс. После чего стало понятно, что надо срочно делать ноги. И со своих круглых пятерок он в лицее съехал на все тройки, два раза - четвертные двойки, потом немножко оклемался, но в аттестате все равно два трояка и практически нет пятерок.

Разумеется, та районная школа была хуже моей районной. Но она и в СССР такая была, моя сестра во вполне советские времена там училась - и это было столь же ужасно.

Но главное не в этом. В бытность мою в школе была такая история: перед 7-м классом в районо почему-то по-другому провели линеечку между микрорайонами. И две моих подружки угодили в соседнюю школу. Проучившись 6 лет, друзья, любимая учительница, любимый мальчик... Это было - море слез. Ничего нельзя было сделать. Они проучились там год, потом родители сумели вернуть их обратно, не знаю (но подозреваю) - как. Они за год отстали настолько, что одна еще к выпускному пришла в порядок, а вторая уже так и осталась на тройках. Это были две школы на одном дворе...
Когда понадобилось перевести ребенка в другую школу - мы перебрали четыре. Что-то не понравилось, в Лигу школ в Ясенево его не взяли, завалился во втором туре. Но зато тамошний директор сказал, что у него слабо с гуманитарными предметами, но супер с математикой, и ему прямая дорого во Вторую. И рекомендацию написал.
Экзамены на общих основаниях (кроме одного - письменную математику, ему зачли из "Лиги"), сдавал устную, физику и диктант.
Если б мои родители захотели в свое время меня перевести туда (хотя меня даже приглашали после какой-то олимпиады, сама дура не пошла) - это было бы в лучшем случае длинное бюрократическое дело. В худшем - взятка или поиски нужны знакомых каких-то других знакомых... как это и делалось.

Так что не говорите мне, что возможностей стало меньше. Были плохие школы - остались. Хорошие - остались хорошими. А вот процесс перехода при желании из одной в другую стал прозрачным, объективным (экзамены), и абсолютно доступным.

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2013-10-30 01:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] velta-1.livejournal.com - Date: 2013-10-30 08:43 am (UTC) - Expand

Date: 2013-10-30 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] meopemuk.livejournal.com
"1. Какие аспекты советской действительности 1960-80-х вы бы перенесли в наше время?
....
1в. Отсутствие очередей, упрощение быта
1г. Мобильная связь и интернет"

Где это вы видели в СССР в 1973 году? Какая мобильная связь и интернет в СССР? Вы это писали под действием наркотиков???

Date: 2013-10-30 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Супер!
Сколько народу читало на двух аккаунтах - и только один заметил, что я вместо двойки четыре раза хлопнула единицу.
Спасибо, исправила.

Date: 2013-10-30 06:35 pm (UTC)
(deleted comment)

Date: 2013-11-06 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] zdoh-pod-jj.livejournal.com
В ближайшее время - маловероятно.
Дело в том, что распад должен быть на какие-то субъектно самостоятельные части. Сейчас административные единицы Росии в большинстве очень маленькие и не очень самоидентифицируещиеся (например, Тамбовская или Костромская области), а более крупные образования, типа Урала или Дальнего Востока, крайне аморфны. Обвальный распад крайне маловероятен из-за достаточно благополучного материального положения и отсутствия существенных катаклизмов.
А в дальнейшем, по крайней мере в ряде мест - скорее всего, ряд частей отделится. Поскольку Россия - недораспавшаяся империя.
Что будет в остатке - боюсь гадать.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 07:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios