taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
Это материально выгодное, но не очень-то приятное событие случилось со мной сравнительно недавно и оказалось весьма растянутым во времени. Весь процесс  длился почти полгода, а его "ключевой" этап (от первого визита в инстанцию до первой выплаты) - около двух с половиной месяцев.
Основные субъективные выводы по итогам несколько затянувшегося квеста под названием "оформление пенсии:
- Все устроено довольно логично и компьютеризовано почти полностью
- Следствием компьютеризации является то, что самостоятельно прикинуть размер пенсии практически невозможно: я безуспешно пыталась разобраться в инструкции по подсчету раза три, и даже опытная тетенька - сотрудник пенсфонда - промахнулась с прикидкой на 1000 рублей.
- Информации в сети  мало, к примеру, по сравнению с процедурой получения загранпаспорта - небо и земля. Если оформлять загранпаспорт, начитавшись интернета, я пришла полностью информированная и нигде не тормозила, то здесь постоянно натыкалась на разнообразные грабли
- В обслуживании посетителей все вежливы, предупредительны, совка нет, очередей нет
- При этом хуже всего сработала такая почтенная организация, как МГУ, где меня сначала не очень вежливо (но по правильному адресу) послали, а потом делали справку три с половиной месяца
- Бюрократия кошмарно избыточна: к примеру все документы сканируются, но при этом надо предоставлять ксерокопии, причем два раза одни и те же в два места. Правда если я  и не приносила нужное число ксерокопий, меня не посылали, а делали их на своих ксероксах и бесплатно
- В ключевом  действии, от которого в основном зависит размер пенсии (не для всех, но для многих,прежде всего для тех, кто не имел хороших белых доходов после 2000 года), вам никто не помощник: вы сами должны вспомнить свои заработки 15-30 лет назад с точностью до месяца и сообразить, в какие именно месяцы они были максимальны, но не в абсолютном исчислении, а в соотношении со средней зарплатой по стране
Дальнейшее есть инструкция по оформлению пенсии, составленная на основе собственного не очень горького, но занудного опыта, актуальная прежде всего по Москве, но в общих чертах, думаю, и для других регионов. На ее составление меня сподвигло то, что подобная инструкция очень пригодилась бы мне самой, но ничего похожего в сети я не нашла.

Итак, пошаговое руководство.
1.Заявление о назначении пенсии вы не можете подать раньше, чем за месяц до наступления пенсионного возраста. Но позже дня рождения это невыгодно, потому что пенсию назначат тогда не со дня рождения, а со дня подачи заявления. Стоит по возможности подать его в самом начале возможного времени. Для этого желательно наведаться в ваше отделение Пенсионного фонда примерно за два месяца до дня рождения. Зачем?
- Найти его и убедиться, что оно расположено там, где и должно находиться ("мое" отделение успело переехать, а в сети был старый адрес)
- Выяснить обстановку, узнать, ведется ли первичный прием по записи или в порядке живой очереди (я легкомысленно посетила Пенсфонд за 20 дней до дня рождения, и мне еле-еле нашли место по записи за два дня до него) и записаться, если надо. Учтите, что Пенсфонд работает только в рабочее время, и то, что вы работаете, никого не интересует.
- Получить точный список документов, которые вы должны представить. Формально их ровно три - паспорт, карточка пенсионного страхования и трудовая книжка; фактически от вас потребуется еще куча мелочей: ксероксы, номер счета, печать отдела кдров по месту работы и пр.
2.У вас есть месяц на то, чтобы спокойно собрать документы. И вот здесь есть важная: вы должны решить, будете ли вы заранее брать справку с мест работы до 2000 года (или будете это делать после визита в Пенсфонд, когда вам скажут, нужна она или нет). Дело в том, что есть три варианта расчета пенсии (можно выбрать самый выгодный для вас), причем в каждом из них ваша зарплата сравнивается со средней по стране на тот год, но если она превышает среднюю более, чем в 1,2 раза, то это уже значения не имеет. Ваша задача - по возможности найти период, где вы наберете эти самые 1,2 или близко.
1)после 2002 года - заработок есть в компьютере Пенсфонда, вам его сосчитают при первом визите
2)2000-2001 год - аналогично
3)Любые пять лет (60 месяцев) подряд до 2000 года, которые подтверждаются справками со старых мест работы.
Если у вас малы белые доходы до 2000 года, то напрягайте память, вспоминайте, когда и где вам хорошо платили, и идите отыскивать эту организацию. Если это крупная контора, то там уже знакомы с подобными запросами и направят вас к нужному человеку. К примеру, в Медакадемии, где я брала такую справку, есть специальная тетенька, которая называется "бухгалтер по работе с пенсионными фондами", в МГУ этим занимается архив, возможно есть еще варианты.
Вы приходите к нужному человеку и пишете запрос, где указываете, за какие месяцы вам указывать заработок; как я уже писала, никто вам на этом важнейшем этапе не помощник, кроме вашей памяти: какие месяцы напишете, за такие и выпишут справку. Эту справку мне делали две недели, но это хороший вариант, в МГУ мне делали справку (к счастью, не эту, другую) три с половитной месяца.
Все это можно сделать и после первого визита, но тогда оформление пенсии затянется, или вы будете оформлять ее без справки, а потом приносить справку и вам будут делать перерасчет.
Если вы работали в другом городе или ваша организация прекратила свое существование, лучше дождаться приема в Пенсфонде, там думаю, вам объяснят, что делать в таких случаях.
Неспешно собираем остальные бумажки, если не жаль денег, лучше сразу ксерить все в двух экземплярах, и ждем заветного Первого визита.
3.Во время Первого визита со мной работали полтора часа. Все документы внимательно изучаются, сканируются, заполняется куча бумажек от руки и на компьютере, запрашиваются из базы ваши доходы после 2000 года и решается вопрос, нужно ли вам нести справку о заработке до этого времени. Потом вам дают список документов, которые надо донести. А если очень повезет, то окажется, что вы все принесли с первого раза. Мне пришлось приходить трижды: на второй раз, когда я донесла все бумаги, не работала база, и компьютер не мог рассчитать мне пенсию.
Если пока вы всем этим занимаетесь, вы уже достигли пенсионного возраста, то вам дают справку, по которой вы получаете временные бесплатные проездные билеты на три дня, отдельно на метро и на наземный транспорт. Каждый три дня получать новые - волынка та еще...
4.Ура, вам назначена пенсия, выдано пенсионное свидетельство и еще какие-то бумажки. С ними вы идете в отдел социальной защиты (называемый в народе собес) и второй раз проходите оформление бесконечных бумаг. Документы нужны те же самые, плюс то, что вам дали в Пенсфонде. Там процедура все-таки покороче. Если вы работаете, то скорее всего с Собеса вы поимеете только социальную карточку. Оформляют ее месяц, а на этот месяц дают временную на проезд, которую уже не надо постоянно обновлять, нужно только паспорт с ней носить, чтобы не возникло проблем.
5.Через месяц вы получаете социальную карту, к этому времени вам скорее всего уже придет первая пенсия и вы наконец можете почувствовать себя пенсионером. Хорошего заслуженного отдыха!

Date: 2013-11-13 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Татьяна, спасибо. Такие инструкции, как теперь принято говорить, надо "отливать в граните". Прочитал с большим интересом, хотя мне довольно долго до этого вожделенного дня.

Date: 2013-11-13 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Такие произведения быстро устаревают - не знаю, к счастью или к сожалению.

Date: 2013-11-13 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Пожалуй, только процесс не становится проще.

Date: 2013-11-13 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Прочитала с содроганием. Не думаю, что за ближайшие пять лет что-то сильно изменится... Вся эта бюрократия меня очень пугает. Инструкцию сохраню, спасибо!!!

Date: 2013-11-13 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Обязательно изменится.
Только не знаю, в какую сторону.

Date: 2013-11-13 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Да, я оптимист. :)))

Date: 2013-11-13 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] maya-cooks.livejournal.com
Мне уже плохо.

Date: 2013-11-13 07:55 pm (UTC)

Date: 2013-11-13 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] haydamak.livejournal.com
У меня половина трудовой книжки - уже не существующие организации в других городах, а другая половина - липовые печати неизвестных питерских фирм.
К тому времени как я на пенсию пойду это все уже нафиг никому не нужно будет.

Date: 2013-11-13 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Во-во, я тоже в "лихие девяностые" думала, какая к черту пенсия, платят - и спасибо. И тоже думала, что через 20 лет это никому нафик не будет нужно.
А вот оказывается нужно.

Date: 2013-11-14 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] haydamak.livejournal.com
Ну, минималку никто не отменял, а остальное все равно на данный момент у меня восстановлению не подлежит.

Date: 2013-11-14 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] haydamak.livejournal.com
Слава богу не Китай, где пенсия отсутствует в принципе, как класс

Date: 2013-11-13 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] user-collect.livejournal.com
Пока не начался джаз
(deleted comment)

Date: 2013-11-14 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Вот меня почему-то (знаю, что глупо) задевает, когда пишут на тему (как мне написала по другому случаю одна весьма симпатичная дама): "Подмосковные пенсионеры могут рыдать от зависти (к московским)". Пока ты работаешь, твоя пенсия совершенно одинакова хоть в Москве, хоть в Урюпинске.
Хотя вообще совершенно не понимю, почему, пока ты работаешь, нужно платить, в общем, не самые маленькие суммы, плюс уйму льгот, на фоне приличной зарплаты совершенно не критичные.
Как я поняла (но не факт, что верно, потому как не интересовалась), уволившись с работы, нужно рысью бежать в собес, а не в пенсфонд.
Edited Date: 2013-11-14 05:16 am (UTC)
(deleted comment)

Date: 2013-11-14 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
А, теперь понятно.
Люди предпочитают работать вчерную, чтобы получать лишние несколько тысяч.
Мне, как сотруднику госконторы, где не может идти речь о таком, это действительно не пришло в голову.
Боюсь, что я обижу тебя еще больше, если скажу, что мне непонятно, зачем и тебе и мне и этим липовым неработающим пенсионерам вообще платят эти деньги. Лучше бы подняли пенсии тем, кто действительно не баботает.
Конечно, разница в пенсиях в зависимости от прописки несправедлива. Как несправедливо то, что люди, получая приличную зарплату, числятся неработающими пенсионерами. Но я уже давно не рассуждаю в терминах справедливости.
(deleted comment)

Date: 2013-11-14 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ну, у нас вообще как-то странно рассуждать о том, что запрещено, а что нет.
Не знала об изменениях, и надеюсь, что фриланс прокормит.
А морализировать не буду, самой потом стыдно будет.

Date: 2013-11-14 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] luka55.livejournal.com
Спасибо! Ужас! Про то, что нас ожидает, даже для меня, человека не случайного, в делах проверки финансовой и бухгалтерской отчетности, читать страшно! Никогда не соприкасался со всем этим, решая проблемы личного будущего. Это кажется кошмаром!

Date: 2013-11-14 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Даже странно, что это воспринимается, как кошмар. Обычная бюрократия, без хамства и очередей, хорошо налаженная процедура.
Ну, затянутая немного.

Date: 2013-11-14 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] luka55.livejournal.com
Не знаю. Мне страшно. Занимаясь всю жизнь подобными аудиторскими заморочками в рамках служебных обязанностей, всячески избегал их в личной жизни.
(deleted comment)

Date: 2013-11-14 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да, понимаю, Оля, тволю горечь.
Но... у нас ничего у государства не надо выпрашивать и доказывать. Безнадежно. Надо просто рассчитывать только на себя и радоваться, если это у тебя получается. Особенно зная, что твой партнер может в любую минутут поменять "правила игры", смухлевать, и ему, в отличие от тебя, ничего за это не будет.
Просто наше поколение наиболее активные трудовые годы провело в той самой "игре без правил", когда было не до справок и бумажек. А теперь за это же и расплачивается.
Кстати, если вопрос не покажется нескромным (если покажется - не отвечай): названная тобой сумма - это то, что тебе насчитали в итоге или областная "минималка"?
(deleted comment)

Date: 2013-11-14 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ирин, прости ради бога!
Причем даже знаю, почему вдруг Олей назвала (да и ты поймешь, наверное).
А с размером пенсии любопытно получилось.
Я была в СССРе вполне себе неплохо оплачиваемым сотрудником. У меня набралось ровно требуемых пять лет на приличной зарплате (кажется, на месяц я промахнулась, определяя этот период). У меня всегда трудовая книжка была заполнена и стаж шел.
В итоге мне насчитали на 500 рублей больше, чем тебе. Бешеные деньги! На этой неделе последнюю справку донесла, может еще сотня добавится.
Кстати, если есть силы, ты сходи все-таки в собес, может быть, какие-то доплаты неработающим пенсионерам и положены.
(deleted comment)

Date: 2013-11-14 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ирин, там должны идти какие-то копейки компенсации за лекарства и санатории.
Точно не знаю, но может что-то капнет с этого.
Ну а у меня была приличная зарплата по тем временам - в расчетный период от 170 до 230 кажется, рублей.
А результат?
Почти такой же...

Date: 2013-11-14 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] apelsinkav.livejournal.com
Что ж, поздравляю с очередным этапом! И пусть в нем будет много-много хорошего. В первую очередь - свободное время и возможность публиковать и дальше интересные репортажи.

Date: 2013-11-14 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да какое к черту свободное время??
Как работала, так и работаю.
Иногда мысль греет, что можно все бросить.
Но это только в теории можно.

Date: 2013-11-14 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] apelsinkav.livejournal.com
А чего вы не бросаете - из-за денег или любви к делу?

Date: 2013-11-14 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Интересная постановка вопроса :)
А с какой стати бросать?

Date: 2013-11-14 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] apelsinkav.livejournal.com
Ну вы же на пенсию вышли!!! На пенсию! Наконец можно все послать и путешествовать, жить в свое удовольствие, плевать на режимы и тд :)

Date: 2013-11-14 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Знаете, мне это даже в голову не приходило.
Тем более, на пенсию не очень-то разбежишься "все послать и путешествовать, жить в свое удовольствие".
Но даже не в этом дело.
Не очень понимаю. что такое "жить в свое удовольствие"

Date: 2013-11-14 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] apelsinkav.livejournal.com
Может, у меня превратные представления о пенсии - после того, что увидела в Европе :) Пенсионеры там на роликах катаются, цветы высаживают, кофе пьют в кафешках, беседуют...

Date: 2013-11-16 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] sveta.russianblogger.ru (from livejournal.com)
Тааня, спасибо за хорошую инструкцию! Можно я ею в G+ поделюсь?

Date: 2013-11-16 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] sveta.russianblogger.ru (from livejournal.com)
Спасибо, поделилась :).

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 07:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios