taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
P1270364f.JPG

В первый раз за много лет день этот оставил чувство неудовлетворенности и незавершенности. Для меня это значимый день с очень противоречивыми чувствами, которым нужно дать выход. В этом году не удалось найти место и время, где настроения и чувства людей соответствовали моим личным. Без этого тяжело, чего-то не хватает.
Не буду рассуждать, что тому причиной - неудачно сложившиеся обстоятельства, или то, что с каждым годом уходят последние ветераны, или тот официозный посыл, который сопровождает праздник в последние годы. Просто покажу несколько сделанных вчера фото, а еще приведу текст, написанный вчера моей бывшей ученицей Алиной Антиповой по мотивам утренника в детском саду. Ну и еще одно старое видео, оно многим известно по фильму, а вчера я нашла оригинал.

2.Фотографии требуют небольшого комментария. На первых двух одна и та же семья, по-видимому с близнецами.
P1270363a.JPG

3.Продавец шаров по дороге к парку, где он будет торговать
P1270362f.JPG

4.В парке
P1270366f.JPG

5.
P1270365.JPG

6.Участники парада, (не знаю, Мосовского или нет) кадеты МЧС на станции
P1270367f.JPG

А теперь слово Алине:

Эти дети, которые правнуки Великой Победы (так их назвали в саду на празднике), очень легко приобретают чувство патриотизма. Не оправдана боязнь многих взрослых, что День Победы забудут отмечать. Все, что вам нужно, - попасть в такой Детский сад, как наш. Тогда это станет совершенно невозможно, учитывая, как с душой они поют военные песни и как искренне пересказывают историю во всех деталях: и про утреннее нападение, и про подписанный до этого Пакт, и про тяготы блокадной жизни. А еще некоторым особенно впечатлительным потом снятся сны, как они защищают свой дом, стреляя из пушки "по фашистскому врагу", хорошо, что без уточнения деталей национальности. А потом руки и ноги - "в пластырях", везде "течет кровь" и все кричат "ура!".
Что до нас, взрослых, вот именно эта часть памяти предков нам не нравится больше всего.
Не нравится не потому, что мы не хотим сказать им спасибо за мир над головой, нет.
А потому, что мы видим блеск в детских глазах и этот ненужный военный романтизм. И боимся за них. Конечно боимся.
В войне нет ни капли романтики. Не для тех, конечно, кто писал фронтовые письма и песни о Катюше, для них в этом был смысл выжить и вернуться. А для тех, кто сейчас пытается навязать им, совсем еще малышам, и нам идею "стоять до конца за Родину", транслируя военную мощь парадов по всем каналам задолго до 9 мая, нагнетая конфликтную сторону мировых отношений, рассказывая о супер-разработках ракет нового поколения, показывая молодежные военные корпуса, повышая ценность романтического патриотизма. Не объясняя, что война - это катастрофа. Точка. Хотя нет, катастрофа и поэтому нужно хоть что-то, чтобы не слететь с катушек. Типа фотографии семьи, которую ты может быть больше не увидишь ни разу. Потому что на войне умирают. Насовсем. Детям это рано? Не уверена.
Да, дети должны испытывать благодарность. К солдатам, к ветеранам, к защитникам. Безусловно. Но и мальчики, и девочки, должны при этом от души бояться попасть на фронт. Безо всей этой шелухи и красоты. Бояться, что такое может повториться. Только это может стать залогом их безопасности. А не "грудью на амбразуру", не "брось меня, капитан", нет.
В войне нет ни капли романтики!


И видео. 1945, Белорусский вокзал, "Первый поезд Победы прибыл в Москву", 10 мая


Date: 2018-05-10 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
Таня, вот эта "карнавальная" составляющая, стремление нарядить детей в военную форму и умиляться, меня коробит до глубины души! Вчера приятельница подсунула фото двухлетней, что ли, внучки в форме - я оттолкнула телефон, мо, убери, по мне это ужас ужасный.
Вооот.

Date: 2018-05-10 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] th3.livejournal.com
Дети всегда любили военную форму. У меня любимая одежда была матроска :-)

Date: 2018-05-10 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Никогда не думала, что матроска имеет отношение к военной форме :))

Date: 2018-05-10 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] th3.livejournal.com
Конечно имеет. Только военно-морская :-)

Date: 2018-05-10 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Не могу сказать, что меня так уж коробит на детях в сознательном возрасте. Но на грудничках...

Date: 2018-05-10 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] alena-15.livejournal.com
"на детях в сознательном возрасте."
Там есть хоть какой-то выбор, осознание. Опять же - танцевальные номера, сценки, кадетские классы, т.п.

А все остальное - ряженые, как есть.

Date: 2018-05-11 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] antigona88.livejournal.com
Для себя я сформулировала очень упрощённо: если я могу представить, что с этим ребёнком смотрят и обсуждают "Иди и смотри", "Восхождение", "Двадцать дней без войны", то почему бы и нет, а если "да вы что, такому малышу это только травму нанесёт", то маскарад. Опасный маскарад: военная атрибутика становится символом не горя, а веселья.

Date: 2018-05-11 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Согласна.

Date: 2018-05-10 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] th3.livejournal.com
Моя приятельница, подмосковная учительница литературы, пишет в ФБ, к сожалению, под замком: "Я недавно тут выкладывала рассказы одиннадцатилетних своих учеников из 5 "б" класса о том, что помнят о войне в семье .
Конечно, война от них далеко...но ведь рассказы написали, расспросив перед этим родных, разные очень истории.
Фрагменты этих рассказов я хотела прочитать в классе, но
забыла и тетрадки раздала. Тогда просто подходила к парте, брала тетрадь, читала и переходила дальше.
Тишина стояла мёртвая(а в классе этом тишина и порядок, увы, достигается бааальшими усилиями).
Тетрадки сами раскрывали, протягивали мне навстречу.
Всё не успела, обещала на следующий день закончить.
Назавтра перед уроком сразу несколько человек из "непрочитанных" : а читать сегодня будете?
Такие дела.
Зацепило вот это чтение больше всего."

Date: 2018-05-10 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я наверное ровесница бабушек этих пятиклассников.
У меня нет внуков, но если бы попала в такую ситуацию, думаю, такое сочинение повергло бы меня в ступор :(
О войне сейчас могут рассказать 11-летним либо очень немногочисленные оставшиеся в живых прадеды и прабабушки - ветераны войны и тыла, либо прадеды-прабабушки помоложе, заставшие войну в детстве.
У нас из всей родни помнит войну лишь 83-летняя тетя мужа. Остальные умерли :(

Date: 2018-05-10 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] oleghmel.livejournal.com
Немного раздражает это флешмоб, продажа пилоток на АЗС, цыгане в пробках с флагами и пилотками, ряженые детишки. С другой стороны сейчас детишек наряжают в форму поколение родителей, которое не застало в живых своих "семейных" ветеранов. Да еще и выросло это поколение в 90х и начале 2000х, когда вообще никакой идеологии в стране не было. Поэтому немного отношение другое. Мне кажется, что с каждым годом отношение к этому празднику будет меняться. Пересказ всегда будет восприниматься иначе рассказа участника события. Если этот участник твой близкий человек, ты скорее готов искренне сопереживать, готов разделять его чувства. А любой пересказ не вызовет тех же эмоций. Никто ведь не испытывает сейчас боли и горечи при упоминании павших во время Куликовской битвы. Поэтому особо винить родителей этих переодетых детишек может и не стоит?

Date: 2018-05-10 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я их совсем не виню. В худшем случае они просто следуют моде, в лучщем - действительно думают, что таким образом чтят подвиг предков.

Мне тоже "кажется, что с каждым годом отношение к этому празднику будет меняться", причем сейчас переломный момент: уходят из жизни последние ветераны.
Но разве обязательно, чтобы изменение отношения оборачивалось карнавалом младенцев в хаки?

Date: 2018-05-10 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] oleghmel.livejournal.com
Люди хотят на салют, чтобы скинуть в Инстаграм. По той же причине наряжают младенцев в хаки. Боюсь, что для нашего времени это уже нормально.

Date: 2018-05-10 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Похоже я ретроград :( Салют при случае могла бы и сама в Инстаграм скинуть (если бы обзавелась наконец Инстаграмом)
А вот младенцы в хаки коробят :(

Date: 2018-05-10 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] oleghmel.livejournal.com
Это символ нашего времени. Долгое время в стране не было идеологии. Советская рухнула, а новой не появилось. Теперь этот вакуум пытаются срочно заполнить патриотизмом. Но поскольку старые идеологи уже на пенсии, научить новых некому. В силу непрофессионализма этих новых идеологов, получается маскарад даже из таких праздников. По идее насаждать идеологию в стране ( а она нужна) должны люди вашей профессии, чтобы это было естественно и не раздражало. Но видимо у нас по прежнему "кухарка может управлять государством". Ведь законы принимают спортсмены и артиств, и никого это не смущает. Так и тут, все грубо топорно.

Date: 2018-05-10 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Не соглашусь. Мне кажется, современные идеологи работают неплохо, во всяком случае, нет противоречия между посылом и результатом. Теперь дети с пеленок усваивают, что война это круто, и хотят повторять подвиги предков. Что собственно и требуется. А о том, что война это катастрофа, думают только маргиналы и старики.
Edited Date: 2018-05-10 07:03 pm (UTC)

Date: 2018-05-10 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] oleghmel.livejournal.com
Нас так же воспитывали. Только пилоточка была красная и красный галстук. Помню даже серия детских книжек была "Пионеры герои". В общем нас тоже к подвигу готовили. Только мне кажется нынешний посыл был "не война - это круто". Скорее единственное за что можно зацепиться в новейшей истории - подвиги предков, национальная гордость на фоне общей нищеты. Не самая плохая идея, если не переборщить с гордостью, а иногда оглядываться и на действительность. А то главные патриоты одной рукой цветы на могилу Неизвестного солдата кладут, а другой внуков и правнуков этого солдата обкрадывают. Не знаю может раньше я был менее циничен и более наивен, может машина советской пропаганды работала ювелирнее, но не было ощущения спекуляции на этой теме. Не было торговли атрибутикой. Хотя в нынешнем празднике мне нравится идея "Бессмертного полка". Нравиться больше чем парады с самыми большими ракетами и самыми крутыми самолетами. Если бы я не был хромым, то наверно тоже участвовал бы.
Edited Date: 2018-05-10 08:43 pm (UTC)

Date: 2018-05-10 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Нас воспитывали так да не так. Во-первых, какой бы ни была риторика, нас воспитывало поколение помнивших войну, и у них в подкорке было "лишь бы не было войны" и частично (тоже в подкорку) нам передалось. Да и в официозной риторике было много про борьбу за мир, в отличие от нынешнего времени.
А во-вторых, было много фильмов и книг, рассказывавших именно о трагедии войны - да и вообще это было близко, этого нельзя было не чувствовать. Сейчас, мне кажется, это выхолощено, да и время действительно прошло.
Мне больше нравится коглда национальную гордость воспитывают на материале космоса. Да хоть бы и баскетбола - тоже лучше.
Что касается "за что зацепиться", я бы предпочла "мещанские" ценности: семья, любовь, благополучие. Вполне себе нормальные ценности.
А идея Бессмертного полка - да, человечная. Но я тоже ни разу не была :(

Date: 2018-05-10 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] oleghmel.livejournal.com
Мальчики всегда играли в войну. "Лишь бы не было войны" откладывается уже у взрослых. Инстинкт самосохранения у мужчин появляется ближе к 30 да и то не у всех. По себе знаю. Семья и любовь государство власть не сильно волнуют. Маленький мирок отдельного человека никому не интересен. Нужна общая идея. А общая у нас победа дедов и внешний враг. Все как раньше.

Date: 2018-05-11 08:53 pm (UTC)

Date: 2018-05-10 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kvakl_brodakl.livejournal.com
Вот и у меня, пожалуй, впервые вчера тоже такое чувство...

Date: 2018-05-10 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Жалею, что не пошла на местный Бессмертный полк, там, думаю, не было такой давки, как в Москве

Date: 2018-05-11 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Вот и мне что-то стало тягостно.. Борюсь с собой... но от официоза всегда тошнило.. Нет, я хорошо помню, как в брежневские времена все это тоже было, но тогда были живы те, кто мог сказать, что это шелуха и вранье.... А теперь кто скажет? Уж не говоря про растущий милитаризм и ненависть к западу (хотя говорят все же начали упоминать про союзников). Ох.... просто ох... уже и не знаешь как дальше пойдет, может придется праздновать 9 мая тайно... ,

Date: 2018-05-11 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ох... и ответить нечего :(

Date: 2018-05-11 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Хорошая у Вас ученица.
Хочется верить, что для родителей этих детей это карнавальные костюмы, вроде пиратов и богатырей. Но слишком похоже на современную.

Date: 2018-05-11 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Тут выше написали, про военную форму как повод для селфи.
Но ведь в подкорке откладывается

Date: 2018-05-13 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] myworld.livejournal.com
Большое спасибо за пост
Все так

Date: 2018-05-13 07:37 am (UTC)

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 06:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios