taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
P1290535f.jpg

Рассказ о Черногории несколько затянулся, и я пишу "практический пост", пока не забылись подробности. Основные пункты: жилье, транспорт, кафе, продукты в магазинах, информация, бюджет.

Для начала скажу пару общих фраз, чтобы вы лучше понимали детали. Черногория - прекрасная страна, но на фоне России - достаточно бедная и... я бы сказала слегка раздолбайская. К туристской инфраструктуре - основной статье доходов в стране - это относится в полной мере.

Жилье. В зимнее время предложение отелей очень невелико, поэтому мы выбирали апартаменты. На верхнем фото (снятом во время подъема к Которской крепости) крестиком отмечен дом, где находились наши апартаменты под названием "Лима". Выбрали мы их за название (так и не узнали, откуда оно взялось), вид из окна (действительно прекрасный, фото из окна я уже показывала), стратегически удобное расположение (примерно 15 минут до Старого города Котора и автостанции) и сравнительно небольшую цену (27 евро, плюс 2 евро налог) на общем фоне не очень низкого для зимы ценника. Отзывы на Букинге были довольно хорошими, и в целом все отзывам соответствовало, кроме... одного нюанса. Не могу сказать, что он был таким уж неожиданным, но не думала, что будет так тяжело.

Речь идет об отсутствовавшем отоплении в санузле (по словам хозяев, оно имелось, но не работало) и прихожей, где были все шкафы. Думаю, в ванной было не больше 10 градусов, а в прихожей еще немного холоднее. Каждый поход в ванную превращался в серьезное испытание и, думаю, реальный риск для здоровья. По счастью, обошлось.
В итоге, несмотря на массу достоинств, от нашего жилья остался скорее неприятный осадок.
И еще одно про жилье. Однажды в старом городе мы встретили русскую пару, которой надо было переночевать. По их словам, они обошли и обзвонили довольно много хостелов, числившихся на сегодня на Букинге, и везде было закрыто или не брали трубку. Ноу комментс.

Транспорт Автобусное движение довольно удобное и логичное (по крайней мере зимой, летом остро стоит проблема пробок), если в нем разобраться.
Транспорт из (в) аэропорта. Вот тут полный финиш: общественный транспорт отсутствует, как и такси по твердым ценам. Ближайшая остановка по требованию, думаю, примерно полкилометра, до автостанции - порядка 2 км. Правда если вам надо в аэропорт, то по вашей просьбе водитель высадит вас прямо у входа в аэропорт, а не на остановке. Автобусы из Котора примерно 1 раз в час, но на наше время был перерыв, и мы поехали на такси, которое по нашей просьбе вызвали хозяева, за 7 евро по счетчику (около 8 км). А при поездке из аэропорта мы сдались на милость таксишной мафии (которой нас заранее запугали) и доехали за 20 евро (думаю, можно было торговаться, но мы не стали), зато таксист сам звонил хозяевам и разбирался с ним, куда нас везти.
Междугородний транспорт ездит с автостанции, расписание есть в интернете и на самой станции. Автобусы достаточно хорошие, но есть большие и более удобные, а есть небольшие, типа "улучшенная маршрутка". Билеты у кассира, но на перроне есть контролер, который поможет соориентироваться. Расписание соблюдается с точностью плюс-минус 10 минут. Мы ездили в Херцег-Нови (около часа, очень красивая дорога, горячо рекомендую), в Подгорицу (но не доехали) и в Бар. Самый дорогой билет - 8 евро до Подгорицы. Большинство автобусов полупустые.
В городках побольше автобус заезжает на автостанцию, на остановках по пути останавливается по требованию.
Местный транспорт не заезжает на автостанцию, останавливается на городских остановках, которые далеко не всегда обозначены, но известны местному населению. Расписания и маршрутов мы не нашли, но его можно выяснить в информационном киоске Котора, у водителя, у местного населения. Деньги принимает водитель
2.Касса в автобусе.
P1290685f.jpg

Мы использовали два маршрута, но есть и другие. Один - в Пераст, второй - в Тиват, но не кратчайшим путем (как в аэророрт), а вдоль побережья. Оба маршрута замечательные, горячо рекомендую. Билет 1-1,5 евро, ходят 1 раз в час по расписанию.

Кафе. Несмотря на то, что в зимнее время существенная часть точек закрыта, работает достаточно мест, чтобы выбрать по вкусу. Еде добротная, порции большие, на наши скромные аппетиты мы брали одну порцию на двоих. Самый дорогой чек составил 20 евро с чаевыми, а чаще 12-15. Национальную кухню не дегустировали, предпочитали пиццы и пасты (6-9 евро порция).
Почти все точки, где мы ели, я сняла и вам показываю. Одно кафе в Херцег-Нови покажу, когда буду рассказывать про этот город.

3.Бар в Старом городе Котора, где мы пили чай
P1290550f.jpg

4.Пиццерия в Старом городе Котора
P1290562f.jpg

5.Пицерия "Сара", где мы пообедав один раз, стали заходить каждый день. В отличие от первой пиццерии, здесь было довольно обширное меню: местные блюда, пасты, салаты, блинчики. Обслуживание несколько более доброжелательное, чем в других точках, все довольно вкусно, так что мы остались довольны. Находится на одной из площадей Старого города. Дополнение про сервис из комментариев. Ничего плохого в обслуживании нет. Просто несколько раз была ситуация, когда персонал так оживленно общался между собой, что было как-то неудобно отрывать его на непосредственные обязанности. Все было культурно и быстро, но некоторое чувство, что ты тут лишний, возникало :))
P1290628f.jpg

6.Бар в городе Бар )) где нас в отсутствии электричества напоили отличным турецким кофе
P1290661f.jpg

7.
P1290660.JPG

8.Кафе в месте под названием Прчань, где мы оказались случайно. Покормили отлично, очень вкусные блины, быстро и - главное на тот момент - тепло, несмотря на то. что мы сидели на террасе.
P1290758f.jpg

9.А какой вид...
P1290759f.jpg

10.Немного про магазины. Они меня не вдохновили, ничего особенно вкусного мы не нашли. Пробовала каймак (местный творожный сыр) - не впечатлил. Рекламируемый негушский пршут неплох, но испанский хамон вкуснее и дешевле.  Цены похожи на российские. Вот несколько страничек из каталога магазина, где мы закупались, обратите внимание: это скидочные цены.
IMG_5170f.jpg

11.
IMG_5172.JPG

12.
IMG_5171f.jpg

13.
IMG_5173f.jpg

Хороший ассортмент в многочисленных пекарнях (Пекара), но нам далеко не все нравилось. Местные буреки не пошли.

Информация. У входа в Старый город стоит информационный киоск, там есть бесплатные карты Старого города (окрестностей нет), могут подсказать по расписанию автобуса и по окрестностям.

Бюджет поездки - около 65000 рублей за 6 ночей. Билеты 28000: S7, брали за месяц с небольшим. Кстати, S7 не зверствует с безбагажными тарифами (думаю, у половины пассажиров превышены размеры ручной клади) и не рассаживает пары в разные концы салона: и туда и обратно мы летели рядом и у окна. Потрачено около 450 евро, из них 174 жилье, около 80 - на втобусы, 28 такси в аэропорт, 10 лодка в Перасте, остальное на питание и мелочи.

Дальше пойдут рассказы о наших поездках по Черногории

Date: 2019-01-25 01:06 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Хочу поделиться небольшим лайфхаком для таких случаев: обычно в любом сетевом супермаркете можно купить небольшой кварцевый обогреватель за 10-20 евро. Он мгновенно начинает прогревать помещение, то есть в ванной уже через 3 минуты можно раздеваться и не дрожать

Date: 2019-01-25 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо! Теперь буду знать, хотя надеюсь, не пригодится. Но в тех магазинах, где мы были, скорее всего их не было, иначе светлая мысль о покупке, думаю, пришла бы в голову при их виде.

Date: 2019-01-25 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] vasiliy-eremin.livejournal.com
А мясарни зимой не работают, что ли? Нам осенью очень они понравились. Виноградная водка там - супер! - с нашей отравой не сравнить.

Date: 2019-01-25 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Возможно, не работают, а может быть, не заметили, названия тавкого на вывесках не припомню.

Date: 2019-01-25 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] softranger.livejournal.com
В Черногорию надо лететь летом. И недели хватит для того, чтобы и покупаться и посмотреть всю страну. Ну или почти всю.

Date: 2019-01-25 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ну, не знаю. Мы толком ничего не увидели. Неделю - это если с машиной и каждый день много ездить

Date: 2019-01-25 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] softranger.livejournal.com
не обязательно. День на автобусах по Бока-Которской бухте, день на экскурсию по заповедникам и каньону реки Тара. Остальное время пешком по берегу, совмещая с купанием. И можете считать, что практически всю видели. Красивая, но небольшая, "одноразовая" страна.
Меня еще напрягала (особенно, если сравнивать с Хорватией) проблема с английским языком. Единственная страна в мире, где я начал обращаться к людям на русском. Его они понимают и знают лучше.
Edited Date: 2019-01-25 05:54 pm (UTC)

Date: 2019-01-25 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
А теперь смотрите мою раскладку.Три дня, которые у нас были:
День - Котор с подъемом к крепости
День - бухта и Херцег-Нови
День - бухта, Пераст, Тиват
Чего не было:
День - горы поблизости от бухты: Ловчен, Цетинье
День - Дурмитор, каньон Тары (хотя по хорошему нужно два)
День - Скадарское озеро и окрестности
День - Бар и Ульцинь
Будву я вычеркнула, ее с чем-то можно совместить
Итого семь-восемь экскурсионных дней, если не совсем бешеным галопом
А еще можно съездить в Боснию и Албанию.
А еще можно водную поездку совершить.
То есть, на десять дней хватит только так

Edited Date: 2019-01-25 06:12 pm (UTC)

Date: 2019-01-25 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] softranger.livejournal.com
Котор, Пераст, Херцог-Нови - это один день. Пераст крошечный, старый город в Херцог-Нови тоже небольшой, а к Котору уже все эти средневековые городки кажутся одинаковыми, если учесть еще старый город в Будве.
Что делать два дня в каноне Тара? По дороге остановится негде, все движение и самое глубокое место - на мосту. В тот же день оба заповедника. Не будете же вы целый день бродить по лесу или сидеть на берегу Черного озера.
Вот мой отчет - https://softranger.livejournal.com/411215.html (https://softranger.livejournal.com/411215.html)

Date: 2019-01-25 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Посмотрела отчет. У вас получился один день - и впечатление, что все эти города похожи друг на друга, как две капли воды. У нас ушло три и мы получили массу положительных впечатлений.
Насчет каньона не могу достоверно оценивать, потому что мы туда не добрались. Но видела там энное количество чужих многодневных маршрутов.
Судя по вашему отчету, хорошо, что мы зимой поехали, уж лучше потерять дни из-за непогоды, чем толпы русских на жаре :)

Date: 2019-01-25 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] softranger.livejournal.com
Я на следующий год поехал в Дубровник на неделю специально из-за старого города. Это был не лучший выбор. Море чище на островах. А вот когда я в жару пришел в старый город, увидел кучи туристов и то, что он очень большой, то первая мысль у меня была: "Нафига я вообще сюда пришел?. Все эти узкие улочки я видел уже не раз в Черногории."

Date: 2019-01-25 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я не настолько насыщена еврогородами, Котор плюс Пераст плюс Херцег-Нови было как раз в меру. В Черногорию еще съездила бы не прицельно, но в сочетании с чем-то, если бы возник такой вариант. Из-за плохой погоды у нас остальсь не охваченными горы, и это жаль.

Date: 2019-01-25 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] softranger.livejournal.com
Да, в горы обязательно нужно съездить, лучше арендовав машину. В том и прелесть Черногории, что на маленькой территории и красивые морские бухты, и старые города, и реки, и заповедники, и каньоны. Компактно и разнообразно. Можно совместить с Дубровником, благо он рядом. Еще меня очень впечатлила поездка из Дубровника в Мостар.

Date: 2019-01-25 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com
Отсутствие нормального отопления, каменные полы и отсутствие хотя бы каких-то ковриков это самая большая беда зимой на Балканах. И да, часть гостиниц и едален на зиму закрывается из-за отсутствия спроса. Зато нет толп туристов и это огромный плюс.
Билеты, конечно, адски дорогие. Мы Победой летели, на двоих туда-обратно по-моему около 5-6 тыс.

Date: 2019-01-25 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
С отоплением комнаты был полный порядок. И даже коврики были.
У нас был новый год и мы поздно брали. На день раньше вообще 40 тыс. на двоих получалось.

Date: 2019-01-25 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com
у нас везде были каменные полы, отопление кондиционером ( тепло, но дышать сложно) и нигде ни одного прикроватного коврика.

Date: 2019-01-25 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] yeti-pr.livejournal.com
Фраза "Обслуживание несколько более доброжелательное, чем в других точках" оставляет простор для фантазий о черногорском сервисе :)
А холодный санузел - это просто нереальная жесть, сочувствую:(

Date: 2019-01-25 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ничего плохого в обслуживании нет. Просто несколько раз была ситуация, когда персонал так оживленно общался между собой, что было как-то неудобно отрывать его на непосредственные обязанности. Все было культурно и быстро, но некоторое чувство, что ты тут лишний, возникало :))

Date: 2019-01-25 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
Вспомнила, как в Грузии, в гестхаусе в горах вход в общую ванную комнату был с галереи. Т.е. идти было фактически по свежему воздуху, а там минус три. :) Помещения тоже не отапливались совсем. Короче, у нас только у Тани хватило смелости (или безрассудства) принять душ и помыть голову.

А на каком языке вы общались?

Date: 2019-01-25 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
У нас отопление комнаты было отличное
По языкам три варианта:
- русский (самый частый)
- каждый на своем родном
- английский (самый редкий)

Date: 2019-01-25 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
В той хевсурской деревне, как и везде в Хевсуретии, нет трубопроводного газа и поэтому они не проводят центральное отопление, как нам сказали. Но! В другой деревне в других горах, в Сванетии, при таких же условиях отопление провели. На чем оно работает, не знаю (дизель?), но очень тепло. Так что всё зависит от подхода и традиций, которые им лень ломать. К слову, в селах у них очень дешевое электричество для владельцев мелкого бизнеса (10% от стандартного тарифа).
В Европе много где не очень тепло в домах. На Уэссане у нас тоже была холодная ванная комната, хотя в комнате и кухне было тепло. Но там не было таких морозов, как у вас.

Date: 2019-01-26 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marusik02.livejournal.com
Я тоже писала о Черногории, в основном, про кулинарное.
https://marusik02.livejournal.com/tag/Черногория

Мне понравилась страна очень, хотя, да, в плане экономики много проблем.

Date: 2019-01-27 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Прочла, интересный взгляд. Но нас страна с кулинарной стороны не особо впечатлила.

Date: 2019-01-26 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] marusik02.livejournal.com
И ещё билеты вы купили дорого. Мы летом покупали где-то за 16 тысяч в 2017 правда

Date: 2019-01-27 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Так новый год и поздно брали. Пока я смотрела было 10-11 тысяч, пока стали покупать, уже 14 оказалось

Date: 2019-01-28 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] winnie-olga.livejournal.com
А airbnb вы не пользуйтесь?

Date: 2019-01-29 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Нет. Я вообще не люблю апартаменты, но тут выбора не было практически

Date: 2019-01-29 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] winnie-olga.livejournal.com
Любите гостиницы?

Date: 2019-01-29 01:15 pm (UTC)

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 10:24 am
Powered by Dreamwidth Studios