taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars


Существует мнение, что величие ученого можно определить по тому, насколько он затормозил развитие своей области науки. Это в полной мере относится к Ивану Петровичу Павлову и советской науке. А вот развитие американской психологии наш соотечественник, наоборот, подтолкнул. Давайте разберемся, почему так получилось, а заодно поговорим о том, что за человек был Иван Павлов, первый российский нобелевский лауреат.

Идеи Павлова: психология или физиология?
Известно, что Павлов штрафовал своих сотрдуников за использование психологической терминологии: "собака подумала", "собаке показалось". Сам он себя психологом никогда не считал, и это неудивительно:психология, которая существовала во времена Павлова, не имела ни малейшего отношения к его идеям и методам. Научная психология в то временя делала свои первые шаги и занималась в основном изучением сознания на основе самонаблюдения. А как еще можно исследовать субъективную реальность, которая есть предмет психологии? - так думали психологи конца XIX  - начала  XX века.

В итоге образцом психологического иссследования было примерно следующее:
Возникло ощущение красного и впечатление круглого, а также быстро преходящее мускульное ощущение в правой руке
(Перевод на "человеческий" язык: я увидел яблоко и взял его в руку).

К началу 20 века непродуктивность такой психологии стала очевидна. И если Павлов предпочитал не связывать свои исследования с психологией, то практичная Америка взяла именно его теорию для создания новой психологии

Бихевиоризм - новая американская психология

Наш разум извращен пятьюдесятью годами, напрасно потраченными на изучение сознания... Психология является объективной отраслью естественных наук. Ее теоретическая цель - предсказание и контроль поведения.

Я процитировала фрагменты лекции "психология с точки зрения бихевиоризма", которую прочитал в 1913 году Джон Уотсон. С этой лекции началось новое направление психологии.
Джон Уотсон (1878-1958) призывал отказаться от изучения внутреннего мира как недоступного для объективных методов. Он считал, что наука может иметь своим предметом только то, что доступно объективному изучению, поэтому предметом психологии должна стать не нечто непонятное и непостижимое под названием "психика", или "сознание", но поведение, доступное объективной регистрации. Тогда задачей психологии должно стать изучение соотношение между тем, что вызывает поведение в окружающем нас мире (стимул) и этим самым поведением (реакция). По Уотсону, в полностью разработанной схеме психологии, зная реакцию, можно определить стимул, а зная стимул, предсказать реакцию.

Как только психология научится объективно определять эти соотношения, она получит ключ к управлению человеческим поведением: можно будет задавая стимулы, вызывать желаемую реакцию Как только методы контроля станут доступны, общественные лидеры будут в состоянии использовать наши данные
(как психологу хочется поуправлять людьми...)

Уотсон взял на вооружение схему условного рефлекса Павлова и считал, что человек отличается от животного в основном тем, что у человека очень мало безусловных рефлексов. Поэтому его поведение  - это результат многолетнего усвоения условных рефлексов.
Как и у многих выдающихся психологов, его взгляды отдавали научным экстремизмом.

Дайте мне дюжину здоровых младенцев и создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно по выбору - врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.
(вам это ничего не напоминает?)

Самая известная и самая скандальная работа Уотсона- статья "Обусловленные эмоциональные реакции", выполненная совместно с аспиранткой Розалией Рейнер на грудном младенце, названном в статье Альберт. Статья вышла в 1920 году.

В этой статье Уотсон рассматривал формирование эмоции страха по механизму условного рефлекса; он считал, что примерно так же формируются основные эмоциональные реакции у людей. Уотсон использовал безусловный рефлекс страха, который возникает, когда человек слышит неожиданный громкий звук.

Вот над ухом у Альберта ударяют молотком по металлической поверхности. С первого раза он задержал дыхание и поднял ручки, со второго - у него задрожали губы, на третий он расплакался. Все в порядке - безусловный рефлекс работает, можно переходить к основному эксперименту.
Альберт совсем не боится белой крысы. Но исследователь успешно сформировал условного рефлекса - сочетание крысы с ударом молотком.
И скоро Альберт, когда ему показывают крысу, сразу же начинает плакать и быстро-быстро уползает (интересно, Хаксли читал эту статью до того, как написал "Прекрасный новый мир"?).
Утсон установил, что у младенца происходит генерализация (обобщение) условного рефлекса - Альберт начинает бояться всего белого и пушистого, например, бороды Деда Мороза. Можно садиться писать научную статью.



Тем, кто будет резонно сомневаться в этичности проведенного исследования, напомню, что сто лет назад были совсем другие представления об этике.
Я читала версии, по которым Альберт был сыном самого Уотсона и Розалии Рейнер: у них действительно был роман, который завершился скандальным разводом Уотсона и его браком с Розалией. Однако по более достоверной версии, опыты проводились над младенцем, который лежал в больнице.

Таким образом, новое направление в психологии решительно выкинуло из нее все, что к тому времени составляло ее предмет. Время показало плюсы и минусы такого подхода, и это другая история, которую, надеюсь, еще расскажу.
Примерно то же самое произошло через 30 с лишним лет и в советской психологии, только и контекст и результаты были совсем другими.

Репрессии имени Павлова


В 1950 году состоялась совместная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, печально известная как "Павловская сессия". Фактически она была посвящена тому, что учение Павлова - единственно верная основа физиологии, психологии, медицины и педагогики. Всех, кто недостаточно строго ее придерживается, надо осудить и заклеймить. Те, кого осуждали и клеймили, каялись и обещали исправиться.
Для психологии это означало, что ее надо заменить физиологией высшей нервной деятельности, то есть, по сути, уничтожить. Поэтому психологи тоже каялись...
Даже в том узком безопасном поле, которое было оставлено для психологов, нашлось место для интересных и продуктивных исследований. Но в целом отечественная научная психология после Павловской сессии потеряла несколько десятков лет в своем развитии. И не в первый раз, кстати. Последствия пожинаем до сих пор.
Думаю, нет необходимости делать выводы о том, почему влияние Павлова на психологию в разных странах оказалось противоположным, вы это сможете сделать сами. А я лучше расскажу немного о том, что за человек был академик Павлова. О его жизни знают горазо меньше, чем об открытиях, а жаль.

Иван Павлов - ученый и человек


Ученый-естествоиспытатель, Павлов всю жизнь был религиозным человеком, его первым образованием (неоконченным) было Рязанское духовное училище. И похоронить себя он завещал по религиозному обряду.

Павлов был фанатично (другого слова не подберешь) предан науке. Все свое время и силы он посвящал работе, и жене приходилось напоминать ему, чтобы он получить зарплату. Между тем, материальное положение семьи был неважным. Первый ребенок родился болезненным и вскоре умер - денег на его лечение и приличные условия жизни не было. Когда родился второй ребенок, жене пришлось поселиться с ним у родственников, а Павлов ночевал в лаборатории: денег на жиье не было. Узнав об этом, студенты собрали для Павлова денег, которые тот потратил на лабораторных собак...

Другой удивительной особенностью Павлова было его бесстрашие. Он высказывал свою позицию даже когда это было смертельно опасно - если учесть его весьма критическое (мягко говоря) отношение к советской власти. Так, вскоре после революции Павлов написал письмо Ленину, где были строки

Я не социалист и не верю в ваш опасный социальный эксперимент

Ответом на это письмо было постановление Совнаркома об обеспечении Павлову всех условий для работы. Особо подчеркивалось необходимость полноценого питания собак, и злые языки шутили, что в голодном Петрограде собаки Павлова были единственными сытыми существами.

Вот еще одно характерное воспоминание

Те, кто поутру, примерно в половине девятого садились в трамвай №9, который следовал по Литейному проспекту до Военно-медицинской академии, обычно встречали там скромно одетого старичка с седой бородой, который громко, не боясь, ругал советскую власть: религию уничтожили, Бога не признают, рабочим есть нечего, все продукты в складах для партийных, при царе жилось свободнее и т.д. и т.п. Пассажиры слушали внимательно, прикрывая лица газетами. Некоторые из них специально садились в этот утренний трамвай только для того, чтобы послушать едкие критические речи старика. Сходил он с трамвая у входа в Военно-медицинскую академию. Этим стариком и был Иван Петрович Павлов.

При всем том, Павлов был патриотом своей страны и не покидал ее даже в самые тяжелые годы, невзирая на блестящие предложения из разных стран.
Он умер в 1936 году в своей постели, что можно считать выдающимся достижением для такого человека в то время.

Date: 2019-09-26 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] evko68.livejournal.com

Интересная история(но нобелевский номинант это вовсе не показатель для ученого).Так почему ж его не прижали за антисоветские комменты в трамвае? Ктото ж крышевал поди?

Date: 2019-09-26 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Власть и "крышевала". В смысле не трогала, потому что понимала, что иметь в СССР живого и работающего Павлова ей же и выгодно.

Date: 2019-09-26 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lvan-petrov.livejournal.com
Религиозным?

В то же время в научной жизни он по-прежнему не видел места для проявлений религиозности и бывало допускал бестактности, о которых потом горько сожалел. Ежегодно в день кончины С. П. Боткина проходило совместное заседание Общества русских врачей и Хирургического общества. Начиналось оно с панихиды, которую служили в здании Пироговского музея, а затем с научным докладом, в котором отдавалась дань памяти великого клинициста, выступал кто-либо из членов одного из обществ.

В 1906 г. председателем Общества русских врачей избрали Павлова. Когда секретарь общества пришел к нему, чтобы согласовать кандидатуру докладчика на предстоящем заседании, разговор принял неожиданный характер:
«Вдруг Иван Петрович в присутствии всех работников лаборатории говорит:

— Черт его знает, что это за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы, ученые, собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида. Я думаю надо изменить этот порядок.

Все молчат. Потом он говорит:

— Так что вот вы так и распорядитесь — никакой панихиды устраивать я не буду, с какой стати? Я приду на заседание Общества и должен буду нюхать запах ладана! Совершенно непонятно!»
На заседание как обычно приехали вдова С. П. Боткина, его сыновья — профессора-терапевты с женами, дочь с мужем. Память ученого почтили вставанием, и затем председательствующий объявил доклад.
«На следующий день приходит Иван Петрович в лабораторию, — вспоминал Орбели. — Только снял пальто… и сразу же говорит:
— Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать, они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду, они же верующие люди. Я не верующий, но должен же я все-таки считаться с верующими. Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел выражение лиц вдовы и остальных членов семьи» (. Самойлов В. О., Мозжухин А. С. Павлов в Петербурге—Петрограде— Ленинграде. Л., 1989. )


религиозным он не был... А отношение к религии можно увидеть из
По моему глубокому убеждению, гонение нашим правительством религии и покровительство воинствующему атеизму есть большая и вредная последствиями государственная ошибка. Я сознательный атеист-рационалист и потому не смогу быть заподозрен в каком бы то ни было профессиональном пристрастии <...> Религия есть важнейший охранительный инстинкт, образовавшийся, когда животное превращалось в человека <...> и имеющий огромное жизненное значение (Из письма Г.Н. Каминскому).

Edited Date: 2019-09-26 05:53 pm (UTC)

Date: 2019-09-27 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Лишний раз убеждаюсь, насколько все сложно и насколько любое категорическое высказывание упрощает действительность. Думаю, отношение Павлова к религии сложнее, чем и в том варианте, что я изложила (не из головы, естественно), и в том, который представет из ваших цитат.

(no subject)

From: [identity profile] lvan-petrov.livejournal.com - Date: 2019-09-27 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-27 04:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lvan-petrov.livejournal.com - Date: 2019-09-27 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-27 06:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lvan-petrov.livejournal.com - Date: 2019-09-27 07:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/sharper_/ - Date: 2019-09-28 01:45 am (UTC) - Expand

Date: 2019-09-26 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2019-09-26 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Спасибо. Интересное чтение.
У Ивана Петровича Павлова была впечатляющая биография. Достаточно вспомнить его сотрудничество с принцем Ольденбургским в Институте экспериментальной медицины в СП-б. И еще "штрихи" к портрету (https://vm.ru/history/750850-pochemu-lichnaya-zhizn-nobelevskogo-laureata-ivana-pavlova-byla-pod-grifom-sekretno) из недавней "ВМ".

Date: 2019-09-27 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо, очень душевный текст.

Date: 2019-09-27 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] lvan-petrov.livejournal.com
Где днями пропадает Ванька, знали все: в библиотеке отца. С тех пор как он нашел там книгу Льюиса «Физиология обыденной жизни», парень как с ума сошел.
Крестьянская закваска оказалась крепкой: годы шли, а Иван Петрович оставался крепким, бодрым и трудоспособным. ...Она появилась в 1912 году — крепкая, сбитая, с румянцем на щеках. Такие женщины ему нравились

Ну дык... чой-та представляется, прямо свечку держала Оленька... Авторша энтого панегирика. Или пасквиля. Не припомню энтих словес окаянных... прямо нутряным духом сермяжной правды повеяло... ;)

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2019-09-28 12:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-29 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] smirnov-vasilii.livejournal.com
"сотрудничество с принцем Ольденбургским в Институте экспериментальной медицины" - это не совсем точно. Принц Ольденбургский на свои деньги основан ИЭМ, в который пригласил на работу Павлова. Конечно, владелец завода сотрудничает со своим рабочем.

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2019-09-29 01:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] smirnov-vasilii.livejournal.com - Date: 2019-09-29 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com - Date: 2019-09-29 04:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-26 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Какое полярное влияние Павлова на науку здесь и там!
А он изобрел что-либо малоизвестное среди широкой публики :)?

Date: 2019-09-27 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Мне сложно судить, потому что я Павлова "проходила". У нас был такой предмет, физиология высшей нервной деятельности, который примерно на две трети состоял из учения Павлова. Я это выучила, сдала и почти все забыла.
Мое субъективное мнение заключается в том, что Павлов не столько открывал что-то, значимое для психологии, сколько строил модели. Модель условного рефлекса оказалась жизнеспособной. А к примеру, свойства нервной системы сейчас тоже изучают, некоторые из свойств, выделенных Павловым в том числе, но сейчас все это представляется на порядок сложнее, чем в совсем простой модели Павлова. А в изначальном виде она уже давно устарела. Примерно то же касается двух сигнальных систем, о них, мне кажется, уже забыли.

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2019-09-29 08:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-29 12:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com - Date: 2019-12-14 08:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-12-14 09:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-26 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] Максим (from livejournal.com)
А вот развитие американской психологии наш соотечественник, наоборот, подтолкнул. Да подтолкнул, да так что у каждого второго американца есть психолог, а у их кошечек или собачек зоопсихолог. )))

Date: 2019-09-27 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ну, к этому Павлов отношения не имеет, тут скорее надо дедушку Фрейда вспоминать

(no subject)

From: [identity profile] Максим - Date: 2019-09-27 08:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-27 11:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Максим - Date: 2019-09-27 12:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-27 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Максим - Date: 2019-09-27 04:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-27 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Максим - Date: 2019-09-27 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-27 07:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Максим - Date: 2019-09-27 07:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-26 09:04 pm (UTC)
From: [identity profile] yeti-pr.livejournal.com
Каждый раз, как читаю об этом эксперименте с младенцем и крысой, меня аж колотит от злости :(( Хотя все понятно вроде, что раньше все было иначе с этическими нормами.
Мне вот тоже стало интересно теперь, был ли все же Павлов религиозен :) - прочла один из комментариев выше.

Date: 2019-09-27 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Что Уотсон, что Павлов были весьма специфическими личностями. И с этим экспериментом, думаю, многое соталось за рамками публикации.
Не в первый раз сталкиваюсь с взаимоисключающими версиями из жизни великих психологов. Думаю, реальность сложнее интерпретаций.

(no subject)

From: [identity profile] yeti-pr.livejournal.com - Date: 2019-09-27 08:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lvan-petrov.livejournal.com - Date: 2019-09-27 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yeti-pr.livejournal.com - Date: 2019-09-27 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lvan-petrov.livejournal.com - Date: 2019-09-27 03:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-27 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] st-jacobus.livejournal.com
ну положим, Павлов ничего такого криминального в отношении Советов не предпринимал, ну а его старческий пистеш в письмах в расчет не брали...

Date: 2019-09-27 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Соглашусь. Он был слишком ценен для СССР, чтобы за слова "принимали меры"

Date: 2019-09-27 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] newkos.livejournal.com
О религиозности и безбожии, это одинаково, по отношению к Непознаваемому и Недоказуемому
Любое мнение, не связанное с массовыми убийствами, допустимо
А Павлов полюбился идеей о возможности дрессировки-воспитания Нового человека
И у большевиков была, таки, религия ... что то вроде матрицы сущностей
Почитайте про О Лепешинскую (у Рапопорта)

А Советскую власть тогда все ругали, нельзя было ВЕРХ трогать Маркс-Ленин
а сов власть, это вроде, ЖКХ

Это сейчас можно ругать ВЕРХ
а за ЖКХ башку проломят

Date: 2019-09-28 01:41 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/sharper_/
О! Антисоветчина на марше. Теперь Павлов. Когда ж вас разрешат уже бить ногами?

Date: 2019-09-28 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
В этом блоге не разрешат

Date: 2019-09-28 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] nikipavl.livejournal.com
Стоит только подумать: "Как только психология научится объективно определять эти соотношения, она получит ключ к управлению человеческим поведением"...
Так и начнётся "зарабатывание" грантов от Фондов.
И выдумывание "новых религий".
Много полезнее понять структуру 1-й, 2-й и (говорят...) 3-ей сигнальных систем высшей нервной деятельности человека.

Date: 2019-09-28 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Согласна, но с оговоркой, что само понятие сигнальных систем сейчас уже мало используется. А про третью я не слыхала :( Это не телепатия часом?

Date: 2019-09-29 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Ваша запись Наследие Ивана Павлова по разные стороны Атлантики (https://taanyabars.livejournal.com/484253.html) в LiveJournal Media - Наследие Ивана Павлова по разные стороны Атлантики (https://taanyabars.livejournal.com/484253.html?media)

Date: 2019-09-29 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] ass-ruero.livejournal.com
Первая и вторая сигнальная система? Да это ерунда. Вот Кало обломал, не захотел с ней шпилиться.

Date: 2019-09-29 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] carpodacus.livejournal.com
На самом деле то, что написано про психологию времён Павлова и Уотсона - это конкретный Титченер, который всегда был чудаком и достопримечательностью конкретного Корнельского университета. Он им оставался и с появлением бихевиористов тоже, а слушать его слишком много не слушали и раньше. Вундта, конечно, можно было упрекнуть в непрактичности всяких опытов с метрономом, но это лет на 20-30 раньше. Кстати, Павлов знал ли Титченера? Скорее Челпанова?

К началу XX века уже были опыты Эббингауза и закон Йоста со вполне практичными результатами. Была Вюрцбургская школа, где интроспекцию сочетали с более научно ценными исследованиями мышления. Бине и Симон уже делали первые тесты интеллекта. В самой Америке был Мюнстерберг со вполне практичным профотбором. Да и сам бихевиоризм вырос не только из павловского учения - в США до него существовал функционализм Дьюи (тоже писавшего о рефлексах), опыты Торндайка с "проблемным ящиком" начались раньше программной статьи Уотсона.

Так что желавший увидеть практичность и сциентичность в психологии её бы нашёл. Скорее, и у Павлова, и Уотсона была установка, которую они выразили несколько резко, но актуально для их обществ, так что идея научно и практически ценных исследований напрочь с этой установкой срослась.

P.S. Разве у маленького Альберта была крыса, а не кролик? Или я с Питером уже путаю? Кстати, кто-то из этих детей имел психическое расстройство и помер безвременно. Возможно, и уотсоновские опыты тому помогли.
Edited Date: 2019-09-29 08:54 am (UTC)

Date: 2019-09-29 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я с вами полностью согласна (не считая вопроса про крысу и кролика, все-таки там была крыса, по крайней мере так было в тех источниках, которые я читала). Очень уважаю Эббингауза, который, мне кажется, опередил свое время на полсотни лет как минимум. То же самое касеется Бине. Но в короткий пост все это не влезет, поэтому да, скорее бесплодность психологии - это позиция Павлова и Уотсона, впрочем, не только их, еще много кого.

Date: 2019-09-29 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] somikand.livejournal.com
Павлов страшный человек. Он, вместе с Бехтеровым, разобрал человеческий мозг по "косточкам" и показал как можно и нужно управлять личностью. И этим с большим успехом стали пользоваться и коммунисты, и капиталисты в своих интересах.

(no subject)

From: [identity profile] concluder.livejournal.com - Date: 2019-09-29 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-29 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] concluder.livejournal.com - Date: 2019-09-29 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-29 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] concluder.livejournal.com - Date: 2019-09-29 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com - Date: 2019-09-29 07:08 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-29 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] ghj1.livejournal.com
тут бы пруфами порадовать про религиозность Павлова, его письма и ругание совка.. а то ведь тут недавно выяснилось что оказывается битву под МОсквой выиграли иконами.. попы как лдн - лезут везде где вкусно.

Date: 2019-09-29 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
По поводу религиозности действительно все запутанно. С одной стороны, Павлов неоднократно называл себя атеистом, с другой стороны, его действительно отпевали. Википедия, статья про Павлова: "Отпевание по православному обряду, согласно его завещанию, было совершено в церкви в Колтушах". Вот относительно серьезная статья: https://cyberleninka.ru/article/v/i-p-pavlov-i-religiya

По поводу цитаты о социализме и взглядах Павлова: в сети этой цитаты довольно много, но вот научная статья https://cyberleninka.ru/article/v/vklad-i-p-pavlova-v-razvitie-psihologii

Достаточно?

(no subject)

From: [identity profile] Иван Петров - Date: 2019-09-29 05:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-09-29 05:15 pm (UTC)
From: (Anonymous)
В сети есть информация (на английском), что Павлов ставил опыты на детях.
Есть какие-то подтвеждения этому?

Date: 2019-09-29 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Выше ссылка с подтверждением, правда не на уровне научной статьи, но публицистики.
Но исходя из общих соображений, скорее всего, правда.
(deleted comment)

Date: 2019-09-29 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Насколько знаю, получил и целиком потратил на научные цели.

Date: 2019-09-30 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] Александр Александров (from livejournal.com)
Астрономия - астрология.
Химия - алхимия.
Психиатрия - психология.

Date: 2019-09-30 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Из уважения к психиатрии и замечательным психиатрам не смогу сделать то, что захотелось после прочтения комментария: поменять местами слова в последней строчке

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 12:22 am
Powered by Dreamwidth Studios