taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars


Сериалу "Триггер" - моя горячая благодарность как зрителя и масса претензий как психолога. Суть их проста: этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Это же касается, кстати, не только психологии, но и массы других сфер нашей жизни, к примеру, суда и следствия. Но если допустить, что нам показана сказка из современной жизни, то эта сказка окажется интересной и поучительной, в том числе и с точки зрения психологии. Об этом я и хочу поговорить.

Но для начала - несколько слов от благодарного зрителя. Сериал блестяще выполнил свою главную задачу: отвлечь от коронавируса. Фильм захватывает с первого кадра до последнего, интрига выстроена отлично - да еще с абсолютно неожиданным финалом (завязка еще на несколько сезонов), актерские работы хороши, в героя по ходу дела почти влюбляешься - в общем, когда ложишься спать, в голове - мысли и образы из фильма, а не из новостей. Что, собственно, и требовалось. Да, местами многовато мордобоя и откровенных сцен, но думаю, просто я не вполне типичный зритель. Тем более, что сюжетом все это оправдано.

Что не так в работе психолога - героя "Триггера"?
Очень хочется в ответ на вопрос категорически написать "всё"! Действительно, ни один психотерапевт в здравом уме и твердой памяти не будет работать так, как герой фильма Артем. И дело тут не только в том, что он нарушает пресловутый "сеттинг" (постоянное место и ситуация приема) - ведет "прием" (без кавычек не обойдешься) не только в кабинете, но и на крыше небоскреба, в стриптиз-клубе, туалете театра и т.п. Кстати, в реальности провокативная психотерапия, поборником которой является Артем, проводится в обычном кабинете, а экзотические "сеттинги" придуманы сценаристом для зрелищности.
Главное - в том, что о герой в своей профессиональной деятельности абсолютно неэтичен и категорически небезопасен. Он хамит, издевается, окольными путями добывает личную информацию о клиентах. А еще постоянно создает абсолютно недопустимые ситуации: запирает клиента в горящем сарае, заставляет его раскапывать могилу любимого отца, провоцирует на суицид и многое другое. Да, очень зрелищно. Но... создает ложное представление, что именно так работают психологи.

В фильме показано, как методы героя обсуждают на некой вымышленной этической комиссии сообщества психологов, заседающей в роскошных интерьерах (что-то вроде нового здания Президиума Академии наук). К сожалению, подобное сообщество, обладающее реальными, значимыми для психологов санкциями, существует только в фантазии сценаристов. Но действительно существующие профессиональные сообщества психологов даже не стали бы всерьез обсуждать методы героя (тем более, защищать их под девизом "Но он же помогает"): они бы просто не подпустили его на пушечный выстрел. Впрочем, и он вряд ли стал заморачиваться членством.

Я уже молчу о том, что герой крайне самоуверен в работе и в жизни, весьма категоричен в оценках, постоянно дает советы (как известно, психологи советов не дают), направо и налево раздает диагнозы своим знакомым, а также незнакомым: к примеру, заявляет своему соседу в самолете, что его ждет будущее серийного убийцы. Конечно, и  в повседневной жизни он хамит, манипулирует и нарушает писаные и неписаные нормы поведения. И при этом чертовски обаятелен. Сначала это возмущает, но постепенно понимаешь, что замысел создателей фильма тоньше и сложнее.

Что достоверно в работе психолога?
На самом деле истории клиентов, которые нам показывают в каждой серии, в основном достоверны и даже типичны. И если отвлечься от экзотических методов "лечения", то дают неплохое представление о проблемах, с которыми люди приходят с психологу и о типичных причинах этих проблем. Супружеская измена. Невозможность забеременеть. Страхи и паническая атака. Самоповреждения. Патологическая скупость. Лишний вес. В большинстве случаев корни всего этого обнаруживаются в прошлом, часто  в отношениях с родителями. Весьма сложные  идеи о причинах психологических проблем показаны просто, убедительно и часто пронзительно. Ставя клиентов в экстремальные ситуации (которые недопустимы в практике реального психолога), герой подводит их к взрыву чувств, связанному с полученной в прошлом травмой (у психологов есть для него специальное слово - "катарсис"), который и становится залогом исцеления. Другое дело, что реальная работа психолога не завершается, как в кино, в момент катарсиса.

Не менее интересно и то, как на протяжении 16 серий происходит эволюция героя. Постепенно становится ясно, что его самоуверенность и прочие неприглядные черты - не более, чем отражение его собственного неразрешенного конфликта. Что он уязвим, может ошибаться (для него самого - это болезненное открытие) и не умеет строить отношения с близкими людьми. Любопытно что конфликт героя подан почти в классическом психоаналитическом ключе: он вовлечен в соперничество с отцом - преуспевающим психоаналитиком. Развязка конфликта, я бы сказала, излишне психоаналитична, но тут спойлерить нельзя, иначе вся интрига пропадет.

За рамками психологии
Мир, который показывает нам сериал, я называю пластмассовым. Это мир офисных "аквариумов", дорогих интерьеров, ресторанов и тренажеров.  Иногда мне кажется, что россияне, насмотревшись подобных сериалов, начинают дружно ненавидеть Москву: они уверены, что ЭТО и есть вся Москва. А иногда думаю,  что такая Москва существует только в воображении создателей фильма и узкого круга их друзей. Права ли я в этих мыслях? Не знаю.
Могу лишь сказать, что ляпов в фильме немало. К примеру, в середине сериала герою грозит обвинение по довольно серьезной статье, его выпускают на время следствия, а потом ситуация грозящего обвинения просто исчезает. Или дело четырехлетней давности почему-то стоит на полочке в канцелярии, как будто к нему обращались несколько дней назад.

Я думаю, теперь вы согласитесь, что  "Триггер" - это увлекательная и поучительная сказка. Важно только не путать ее с реальностью, во всяком случае, не думать, что настоящие психологи похожи на Артема Стрелецкого и работают так же, как он.
Источник фото

Date: 2020-03-26 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Психология (https://www.livejournal.com/category/psihologiya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2020-03-26 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
А где Кино? Или сериал это не кино?

Date: 2020-03-26 11:39 am (UTC)

Date: 2020-03-26 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] stranikmegzvezd.livejournal.com
К лучшему или к худшему сериал не смотрел, но с описания знакомых и с Вашего текста это типичный доктор Хаус только от мира психологии. Хаус тоже хамит направо и налево и не кому-то конкретно, а практически всем. Он же посылает своих подчинённых в дома и квартиры пациента, чтоб они там всё обыскали на предмет возможных истоков болезни, когда в реальности не то что врачам, но даже полицейским приходиться потрудиться, чтобы получить орден на обыск. Ой, конечно, Хаус посылает своих подчинённых без обыска и они, посомневавшись, соглашаются, потому что пациенту нужно помочь. А ещё ему плевать на правило, только он их не нарушает, а попросту игнорирует. И, естественно, такого бы попёрли куда подальше просто без шансов вообще.

И я не знаю как Триггер, но ничего не могу с собой поделать, потому что Хаус один из моих любимых персонажей от мира сериалов)

Date: 2020-03-26 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Каюсь, не смотрела Хауса, поэтому содержательно ничего сказать не могу.
Могу только заметить, что работа врачей обычно знакома людям лучше, чем работа психологов, поэтому легче отличить сказку от реальности.
Edited Date: 2020-03-26 11:49 am (UTC)

Date: 2020-03-26 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] stranikmegzvezd.livejournal.com
Ну раз уж такая тема можете как-нибудь посмотреть пару серий на досуге. В конце концов, сценаристы здорово смешали медицинский детектив и медицинскую драму с комедией. Примерно посередине сериала этой комедии стало несколько перебор, а Хаус превратился в клоуна, но потом этот недуг прошёл) И да, восприятие этой комедии сильно зависит от восприятия сарказма по жизни, потому что львиная доля шуток как раз и построена на сарказме, да язвительности) Мне хорошо, а одна знакомая терпеть не может такой юмор, поэтому и Хаус ей отвратителен по определению.

Что до личного отношения к Хаусу и Триггеру, скажу просто... Если бы я не знал кто они такие, как работают и т.п., я бы, наверное, сбежал от обоих, а потом активно отговаривал бы других от визита. Но, если бы мне кто-то вкратце обрисовал кто они такие и каких результатов добиваются, я бы без сомнений доверил бы такому диагносту и психологу свою жизнь и потом убеждал бы людей сделать тоже самое.

Потому что в том же Хаусе для меня лично очень ценно то, что сначала ему запросто может быть абсолютно начхать на пациента, но, если он заинтересуется, если что-то каким-либо образом его тронет, он пойдёт до конца, поставит на кон карьёру и ночей спать не будет, чтобы вылечить и помочь. Согласитесь, такой самоотверженности не только во врачебной среде, но и в целом маловато.
Edited Date: 2020-03-26 02:37 pm (UTC)

Date: 2020-03-26 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Скорее всего посмотрю, тем более, уже не в первый раз встречаю параллель с этим персонажем.

Date: 2020-03-26 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Хаос выглядит правдоподобнее, потому что там больные похожи на больных, а больница на больницу.
а в Триггере, верно замечено автором, весь окружающий героя мир - пластмассовый.

Date: 2020-03-26 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] stranikmegzvezd.livejournal.com
Пусть так. Потому что я всё-таки говорил не про антураж, а про реалистичность образа в целом. Потому что знавал я книги, фильмы и сериалы, в которых какой-либо персонаж с оригинальным поведением занимался каким-либо делом, выкидывая по ходу неслабые коленца, но его всё равно с одной стороны осуждали и мечтали послать во все стороны, а с другой ценили и нахваливали. И, если в одном случае я всё-таки проникаюсь сюжетом, то в другом мне вроде бы интересно, но в тоже время тяжко, потому что Станиславский не верит =\

Date: 2020-03-26 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Мне показалось, что большинство клиентов вполне жизненны. И даже квартиры у них иногда "нормальные"

Date: 2020-03-26 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimirdar.livejournal.com
Любопытно. Если есть столько ляпов, то либо консультант слабый, либо сценарий и конечный (коммерческий) результат изначально определяют продукт!)
На самом деле-то, правда никому не нужна, нужно "правильное шоу"!)

Date: 2020-03-26 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Думаю, второе

Date: 2020-03-26 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] feona2003.livejournal.com
Так почти все сериалы такие.
И про сыщиков и медицинские. И про другие профессии.
Красивая художественная сказка))

Date: 2020-03-26 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Наверное, я просто редко сериалы смотрю.
Но в данном случае психологическая общественность возмущена. Собственно, по этой причине я про сериал и узнала.

Date: 2020-03-26 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] feona2003.livejournal.com
Да, просто редко смотрите.
Вот есть Тайны следствия. Они там допросы аж в борделе ведут. А уж других ляпов и несоответствий куча. Но главное, преступник пойман и посажен.
А один врач мне сказала про американскую Скорую помощь - Что ее смотреть? Как четырехдневных Лазарей воскрешают?

Date: 2020-03-26 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (http://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2020-03-26 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] dinus.livejournal.com
Пыталась смотреть несколько раз, но больше 15 минут не выдерживала. Возмущало все! Такие "произведения о психологах", по-моему, вредят имиджу профессиональной психологии.

Date: 2020-03-26 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я оказалась более толерантной, но судя по интернету, основная реакция психологов именно такая.
Однако судя по комментариям, неискушенные в психологии читатели понимают границу между сериалом и жизнью, и имидж страдает не так сильно, как нам кажется.

Date: 2020-03-26 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com
конец фильма какой-то странный... видимо будет продолжение

Date: 2020-03-26 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Зацепка на следующий сезон. Правда непонятно, будет ли он в связи с коронавирусом. Вообще странно, что фильм снят в 2018-м, а показали только сейчас. Второй сезон был обещан осенью.

Date: 2020-03-26 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nerca88.livejournal.com
Это же не учебный фильм и не документальный, а развлекательный сериал.
Вот и развлекают мордобоями, пожарами, раскопанными могилами.

Date: 2020-03-27 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Здесь большой вопрос в том, в какой степени зритель понимает, что все это не имеет отношения к действительности.
Психологам кажется, что не вполне понимает, поэтому они негодую.

Date: 2020-03-27 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] nerca88.livejournal.com
Не думаю, что нынешний зритель столь же наивен, как и лет 50-70 назад.
Наверняка уже понимает, что жизнь это одно, а кино — другое.

Date: 2020-03-27 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Мне сложно судить, я редко сериалы смотрю.
Но похоже, психологам так не кажется.

Date: 2020-03-29 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] thevaleks.livejournal.com
фильм отличный кроме финала
финал туповат

Date: 2020-03-31 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Нужно же было заставить зрителя ждать следующего сезона

Date: 2020-03-30 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vikni.livejournal.com
Фильмы и сериалы, связанные с определенной профессией, редко бывают правдоподобными. Возможно, что никогда) Я думаю, что киношников больше интересует зрелищность, чем правда жизни. А зрителей складывается неверное отношение к профессии. Поэтому было очень интересно почитать ваше профессиональное мнение, спасибо!)

Date: 2020-03-31 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
И вам спасибо!

Date: 2020-04-09 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ajushka.livejournal.com
Интересно, что актер, играющий эту роль, Максим Матвеев, после этого сериала уволился из престижнейшего театра МХТ и стал больше времени проводить с детьми и женой. Так на него повлияло общение с психотерапевтом, который стал прообразом героя.

Date: 2020-04-09 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я бы разделила факт (уволился) и интерпретацию - проводить время с семьей, общение с психотерапевтом. Он очень востребован сейчас и возможно, просто не орстается времени на работу в театре, которая, сколько знаю, оплачивается хуже, чем съемки.

Date: 2020-04-09 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ajushka.livejournal.com
Эту информацию я не придумала, а взяла из его интервью.

Максим Матвеев, актер, исполнитель главной роли в «Триггере«

«Готовясь к роли, я сначала вообще не понимал — неужели так можно с людьми? Начал смотреть, как работают психологи, сходил на промо-тренинг Насибяна, откуда вышел растерянным — то, что он делал, было очень круто. Я был не уверен, что смогу что-то подобное прожить в кадре. После разбора очередной сцены я вдруг сказал: «Сережа, а покажи это на мне? Теперь хочется почувствовать это на собственной шкуре, не только через своего персонажа». И начал ему выкладывать свои собственные интимные детские штуки. Вдруг почувствовал себя в кресле его пациента. Сергей слушал и потом так коротко сказал: «Понятно, почему ты стал актером. Если мы с тобой еще пару сеансов проведем, может, ты уже и не захочешь им быть». Тут прибежала продюсер и говорит, нет, сначала доснимем кино!». А если серьезно, после общения с Сергеем я много чего для себя решил. Например, ушел из театра (Матвеев был актером МХТ им. Чехова, — прим. ред.), стал больше времени проводить с детьми. Стал иначе смотреть на себя и свое будущее».

Отсюда (https://www.forbes.ru/ontology/394013-posle-triggera-ya-ushel-iz-teatra-akter-matveev-o-tom-kak-ego-izmenil-serial)

Date: 2020-04-09 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Тогда да. Правда связь между уходом изтеатра и больше времени с детьми неочевидна (это я занудствую)

Date: 2022-04-24 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] ba-ko-ni.livejournal.com
Все фильмы немного сказка), без этого их было бы совсем не интересно смотреть!

Date: 2024-02-10 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Оооо, какое хорошее чтение привалило медведю! Читаю не спеша.
Люблю, когда профессионалы пишут.

Date: 2024-02-11 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Спасибо, надеюсь, оправдала ожидания ))

Date: 2024-02-13 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Да, прекрасный текст, очень внятный по всем пунктам, спасибо!
Всё думаю над одним из вопросов: будут ли люди по таким фильмам судить (и создавать себе ложное представление) о работе профессионалов.
У меня пока получается, что эта опасность невелика, что есть две большие категории зрителей:
1. Которые вообще никаких выводов не делают, смотрят себе и смотрят, без какой бы то ни было работы по умозаключению, соотнесению с реальностью, обобщению и пр.
2. Которые понимают, что такое кино, для чего развлечение, в чем смысл сказки, какова мера условности и т.п.
- и одна маленькая, между ними, которая как раз и сделает выводы.
Почему маленькая? Потому что они, кажется мне, не аудитория "Триггера".
Но чувства психологов понимаю! Если бы мне показали кино, в котором ученики доказали теорему Тарского (или, скажем, выучили немецкий язык) в результате того, что преподаватель стоял перед ними на голове, я тоже был бы... недоволен.

Date: 2024-02-15 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Спасибо за высокую оценку!


Я там мало смотрю сериалы, что реакцию зрителя просто не берусь предсказать.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 12:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios