taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
На параллельном блоге я сообщала, что пошла учиться на журналиста. Обучение онлайн в Нетологии. Идея выкладывания учебных заданий вызвала довольно большой интерес, так что продолжаю.

Представляю свое эссе, тема которого формулировалась так: "Написать эссе о своём понимании журналистики, тенденциях её развития и месте, которое вы хотите занять в этой системе."
Работа очень быстро проверена, поэтому отзыв преподавателя представляю тоже. Он - ура - положительный, чему я очень рада.

Журналистика вчера и сегодня.

Когда я росла, журналистика была совсем другой (да, мне немало лет, столько не живут… и уж точно не учатся в таком возрасте). Газеты выходили на четырех полосах (“Правда” - на шести), а читать из них можно было обычно одну - последнюю. На телевидении существовало, кажется, четыре программы, правда у нас не было телевизора. Но каждый день я спускалась к почтовому ящику за “Комсомольской правдой” - и это была отличная газета. Во всяком случае, сегодня мне так кажется.

Какой же я помню ту, старую журналистику в ее лучшем варианте?
Она была очень интересной. Хотя в стране не очень-то много интересного происходило, журналисты отыскивали свои большие и маленькие сенсации, вроде семьи Лыковых, проживших в тайге “Робинзонами” несколько десятков лет. А кроме того, они могли сделать интереснейший текст из в общем-то рядовой ситуации. К примеру, помню огромную статью, почти на всю полосу, о молодой учительнице, которая пошла работать в школу, но была оттуда “выдавлена” руководством, несмотря на все свои достоинства. Читалось на одном дыхании.
Она была гуманной: защищала “маленького человека”, была на стороне доброты и справедливости.
Она была действенной: статья в центральной газете почти всегда означала, что проблема, ради которой она была написана, будет решена - и решена именно так, как призывал журналист
Это была журналистика личностей и “звезд”: в ней были прекрасные авторы, их статей ждали, их обсуждали, их имена знали. Сегодня я без труда вспомнила Василия Пескова, Инну Руденко, Валерия Хилтунена.
Это была пристрастная журналистика. То есть, позиция автора была недвусмысленно выражена, и когда автор был интересным человеком (а лучшие журналисты были именно такими), именно во взгляде незаурядной личности была ее главная сила.
Это была журналистика, адресованные к чувствам и эмоциям читателя, статьи вызывали интерес, возмущение, негодование, радость, замешательство, они в известном смысле были сродни художественным текстам.
Это была качественная журналистика: тексты готовились тщательно, они были хорошо написаны, ошибки случались редко
Это была многословная, назидательная и морализаторская журналистика. Даже некоторые ее лучшие образцы сейчас порой читать тяжело: слишком длинно, слишком навязчиво тебе объясняют, что такое хорошо и что такое плохо..

Излишне доказывать и обосновывать, что современная журналистика - совсем другая, она изменилась практически по всем перечисленным пунктам. Наивно рассуждать, хорошо это или плохо: журналистика - дитя своего времени, и она такая, какая есть. Остановлюсь на самом важном для меня - пристрастность и личный взгляд. Да, объективность и беспристрастность декларируются в качестве важных особенностей современной журналистики. Но…
Во-первых, отсутствие возможности высказать свое мнение обедняет журналистику, ухудшает качество статей, делает их менее интересными для читателя: попробуй напиши что-то действительно стоящее с наполовину заткнутым ртом.
Во-вторых, декларируемая беспристрастность журналистики - во многом кажущаяся. Есть много манипулятивных способов воздействовать на мнение читателя в требуемом направлении. В качестве примера приведу три заголовка, характеризующих одну и ту же новость: число заражений Ковид-19 в конкретный день. Все они создают разное представление у читателя о том, как развивается пандемия (или не создают его совсем). “В России за сутки выявлено 36818 случаев Covid-19” (РИА); “В России пятый день подряд снижается число заражений за сутки” (Коммерсант); “Петербург обогнал Москву по числу заболевших COVID-19”(РБК)

Возможно, я просто старомодна, но для меня “объективная”, “беспристрастная” журналистика неинтересна, хотя и здесь есть свои достижения, прекрасные материалы и добротные тексты. Поэтому, размышляя о своем пути в журналистику, я прежде всего озабочена нишами, где можно сохранить и реализовать собственный личный подход к теме. Таких возможностей я нашла три, причем одна - больше теоретическая, а о двух других стоит задуматься.

Первая, теоретическая: колумнист. Полагаю, шансов пробиться на эту весьма престижную позицию у меня немного.

Вторая, более реальная: журналист, работающий на “старомодную” аудиторию, которая привыкла к той же журналистике, что и я. Иными словами, речь идет о СМИ или их разделах, ориентированных на старший возраст. Поскольку тема “возраста счастья” сейчас в тренде, думаю, это вполне перспективный вариант.

Третья, уже реализованная: блогер. Я и сейчас - активный блогер. Правда назвать себя успешным блогером не могу и монетизировать эту деятельность никак не удается. Однако возможно, в будущем появится понимание того, как все-таки прийти к монетизации, сохранив при этом свое лицо и интересную для меня тематику.

Отзыв преподавателя - Сергей Якупов:

Татьяна, спасибо вам за ваше эссе. Что лично мне кажется в нём ценным — эта спокойная, взвешенная и обоснованная позиция. Это довольно редкое явление, особенно, когда речь заходит о таком своеобразном противопоставлении «старой» и «новой» школы журналистики, «западной» и «русской». Мне кажется, отличие и особенность русской школы — в её литературных корнях, в очень важном гуманитарном писательском наследии.

И вы указали в тексте — колумнистику. Я бы, возможно, пошёл чуть дальше и подумал про публицистику.





Date: 2021-11-19 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] letniy-vecher.livejournal.com
Отличное эссе! Читается легко и интересно. Мне тоже импонирует, когда личность журналиста видна в материале. У вас совершено точно есть своя аудитория. Современная журналистика, которая представляет из себя сенсацию с броским заголовком, высосанную из пальца, мне не близка.

Date: 2021-11-19 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо! Я так понимаю, что перед журналистикой остро стоит вопрос привлечения аудитории, а читатели сейчас "серфят", то есть, бегло просматривают ленту, и их нужно "зацепить" на бегу. Вот и цепляют заголовками...

Date: 2021-11-19 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] letniy-vecher.livejournal.com
Это касается молодежной аудитории, у них все по верхам и на бегу, так и есть. Наше поколение все-таки более вдумчивый читатель)

Date: 2021-11-19 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Сложный вопрос. Я к примеру, за собой замечаю ту же тенденцию, к сожалению.
С другой стороны, согласна, что журналистике пора осознать, что в сети уже давно не только молодежь. Я даже хотела вставить в эссе пассаж о том, что старший возраст — это давно уже не полунищие пенсионерки на лавочках, чей главный интерес — здоровье. Но потом решила, что это лишнее.

Date: 2021-11-19 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] misareg.livejournal.com
с интересом прочитал

Date: 2021-11-19 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-11-19 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Очень хороший текст. И почему вы, вроде как, извиняетесь в первых строках за свое погружение в учебу? Нормальная затея!
Я посмотрела сейчас с интересом этот сайт Нетология — столько заманчивых дорог. Кстати, сама короткая "Психология: путь к себе", всего три дня :). А вам сколько предстоит учиться?

Date: 2021-11-19 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо! Четыре с чем-то месяца.
Контингент слушателей, насколько я могла составить впечатление, от студентов младших курсов до пиарщиков около 30 лет. Я там как динозавр.

Date: 2021-11-19 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Я занималась на литкурсах два года в свои 65-67 лет. Да еще очно, и сидела за партой с 30-40 -летними. За мой возраст меня тогда назначили старостой :).
У вас он-лайн занятия?

Date: 2021-11-19 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да, онлайн, причем по организации у меня много вопросов, но это отдельная тема. А вашей способностью "сесть за парту" восхищаюсь!

Date: 2021-11-19 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
А я восхищаюсь вашим желанием пойти в журналистику в наше время. Когда я вначале 90-х попробовала осуществить подобную мечту, пошла в газету внештатным репортером, то быстро разочаровалась. Потому что поняла, кто платит, тот девушку и танцует. И пошла в психологию, "искать путь к себе" :).

Date: 2021-11-19 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я в ней и так уже оказалась, хотя скорее в копирайтинге, чем в собственно журналистике, впрочем, где окнчается одно и начинается другое, я пока не вполне разобралась.
Кроме того, сейчас такое многообразие форматов: тот же блог — это вполне себе журналистика. Нишу найти проще.

Date: 2021-11-19 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Это важно, что сейчас можно самостоятельную нишу найти.

Date: 2021-11-19 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2021-11-19 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] pryanik.livejournal.com
Прекрасное эссе, мне кажется. Вроде и своя позиция выражена, и читателю есть простор для размышлений.

Date: 2021-11-19 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2021-11-19 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] pryanik.livejournal.com
А насчёт анонсов в том Вашем блоге — да, они нужны. Этот-то у меня не в друзьях и уведомлений на него нет, пропущу же всё нафиг.

Date: 2021-11-19 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
ОК, буду делать в других постах, в той части, которая не под катом. Так нормально?

Date: 2021-11-19 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] pryanik.livejournal.com
Хотя бы так, да. Или, как сегодня, временный пост либо репост, который через пару дней можно удалить.

Date: 2021-11-19 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] panda-aunt.livejournal.com
Специально не стала пока читать другие отзывы, чтобы высказаться беспристрастно.
1) мне очень понравилось ваше эссе.
2) мне не понравился отзыв рецензента. Он "пустой" на мой взгляд, слишком общий...

И да, я подписалась на этот блог, так что новые задания не пропущу, надеюсь))

Date: 2021-11-19 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Мне не показался отзыв рецензента пустым, там есть вполне конкретные вещи. И хорошо, что их вообще пишут — и что вообще задания проверяют лекторы, а не какие-нибудь вчерашние выпускники этих же курсов. Учитывая то, как у них все организовано (плохо!), я не была уверена ни в том, ни в другом.

Date: 2021-11-20 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Хорошее эссе, хотя тема (это претензия к организаторам) мне кажется слишком банальной и не особо вдохновляющей. Пожалуй, хотелось бы чуть более энергичного темпа в тексте.
Согласна с тем, что отзыв очень поверхностный.

Date: 2021-11-21 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо!
По поводу темы согласна, с организацией там вообще много хуже, чем я рассчитывала, такое чувство, что у лектора просто не было времени придумать нормальное задание.
А отзыв, учитывая мои ожидания, кажется вполне содержательным.

Date: 2021-11-21 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
На мой взгляд, автор замечательно справился с заданием. Если выступать в роли "училки", то меня "покоробила" фраза: "... для меня “объективная”, “беспристрастная” журналистика неинтересна". Лучше было бы "...мне <...> журналистика неинтересна". Что касается отзыва, то, как мне кажется, рецензент угадал с публицистикой. Если вспомнить статистику блога, то наибольший отклик вызывали посты про московский ОТ, цены в магазинах etc. Самая настоящая публицистика.

Date: 2021-11-21 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
С замечанием согласна полностью, уже после отправки текста эта фраза тоже "резанула".
Что касается "жареных тем" — они по умолчанию будут иметь успех у ЖЖ-шной публики. Просто так устроен спрос. К качеству текстов это не имеет отношения. Сейчас стараюсь их избегать, потому что ответы на комментарии забирают уйму нервной энергии, не говоря уже о времени.
Кстати, сейчас вся эта энергия и время уходит на "прививочные" дискуссии, но на 90% — не на моих ресурсах.

Date: 2021-11-21 12:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Занятно, а о чём можно дискутировать на "прививочную" тему? Кажется, дихотомия "за" или "против" уже исчерпала себя. Какие могут быть новые аргументы?

Date: 2021-11-21 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Ооо, просто наверное у вас в лентах нет антипрививочников, а у меня их полно.
К примеру коллега (которая сторонник прививок и имеет отношение к маркетингу), пишет: смотрите, как хорошо составлено письмо от mos.ru за вакцинацию! А с моей позиции, оно составлено очень плохо (но это я еще снесла бы) и отдает махровым эйджизмом — а вот эйджизм, увы, для меня — красная тряпка. Результат — дискуссия на пару дней.
Но основной оппонент — коллега по специальности, профессор МГУ, с которым у нас общий подход к анализу цифр (это наш общий профессиональный фон), но сильно расходятся взгляды. Вот он — основной пожиратель моего времени в интернете :((

Date: 2021-11-21 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Зачем тратить время, если заранее известно, что переубедить невозможно?

Date: 2021-11-21 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Из слабости :((
Хотя с психологом у нас довольно сильно сблизились позиции как ни странно.
Да и нынешнюю коллегу удалось убедить, что так понравившееся ей письмо не столь прекрасно.
Но согласна, что это не оправдывает потерю времени.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 02:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios