taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
На прошлой неделе мне удалось посетить мероприятие, которого я ждала очень долго - не меньше десяти лет. Я впервые побывала на психодраме (или, если хотите, на психодраматическом тренинге), причем именно у того человека, у которого стремилась побывать - у Екатерины Михайловой. Да и тема тренинга, которая в заголовке, много чему соответствовала. Про психодраму как психологический метод я много знала, много читала и... ни разу не была. Давно хотела попробовать, потому что было чувство, что это "мой" метод. Наконец звезды сошлись.

Не буду описывать то, что происходило на тренинге. Во-первых, это невозможно: изложенное словами, звучит непонятно и неправдоподобно. Адресую к книге той же Екатерины Михайловой "Я у себя одна, или веретено Василисы" (в сети можно еще найти, невзирая на борьбу за копирайт). Там немало невероятных личных историй, теперь могу свидетельствовать: да, все так и происходит, зрителем и немного участником не менее невероятных личных историй я была. Во-вторых, есть такая штука, как конфиденциальность.

Но думаю, что ничего не нарушу, если расскажу о своих личных впечатлениях и личном опыте.
Начну с высказывания, которое приводили на тренинге, по памяти могу слегка переврать, но смысл такой: Старость требует много отваги и много достоинства. А кто-то добавил: и чувства юмора. На мой взгляд, очень точно.

Я пришла частично из любознательности (наконец попасть на психодраму), но и с весьма актуальным запросом (что я хотела бы получить) из разряда, "почему". Для того, чтобы получить максимум, нужно вызваться быть "центральным персонажем" психодрамы (таких за однодневный тренинг прошло человек 5-6 из 14-ти участников). Не знаю, была ли я к этому готова: когда спрашивали, кто хочет, я поднимала руку, но последней, и моя робкая рука, похоже, осталась незамеченной. В каждой истории участвует еще один или несколько человек, которых выбирает "героиня", они ей помогают. Мне досталась такая "вторая роль", и она дала столько переживаний, что, думаю, на центральную роль уже не хватило бы. Да и не нужно уже это было, по большому счету.

Так вот, я играла ребенка. По-видимому, внутреннего ребенка "героини", но не люблю эту терминологию. Было много эмоций и в "сухом", рациональном остатке - понимание ребенка (то ли внутреннего, то ли не знаю, какого) как моего личного ценного ресурса. Старость роднит с детством то, что это достаточно безответственный период: ты больше не отвечаешь за детей, за карьеру и многое другое. И можно искренне и по-детски послать нафик то, что тебе не нравится, и вместо этого искренне и по-детски радоваться жизни. И это - своего рода ответ на запрос, с которым я пришла. Да, я не узнала, откуда берутся мои трудности и возникают проблемы на ровном месте, но яжпсихолог, я не меньше пяти объяснений могу придумать. Но я поняла, что та детская радость и легкость, которую почувствовала - средство для их решения. Хорошо бы еще получалось...

И еще один странный опыт. Одно из упражнений было обращения "Я" из будущего к "Я" сегодняшней. Детали упражнения опускаю, поверьте на слово, все было естественно и... удивительно. Потому что сказано было следующее: Не останавливайся! У тебя есть силы еще на один кульбит! В общем, получила индульгенцию на авантюры. Приятно, но...

На всякий случай. Если кому-то покажется, что мы весело играли в игры, то это не так. Было много болезненного, я перетряхнула лет 20 из своего прошлого, почти ничего из этого не озвучила, но сама для себя многое прояснила - не мыслями, но чувствами. Залезла в уголки воспоминаний, которых тщательно избегала, наверное это было нужно. Была сопричастность сильным чувствам других, было много чего, о чем не расскажешь. И было общее чувство правильности и гармоничности происходящего.

И еще одно, косвенно соотносящееся с тренингом. После долгого перерыва я пришла в место, с которым у меня были связаны многочисленные профессиональные контакты. Я смотрела на книги по психологии, которые в этом месте издаются и продаются (и одна моя книга там тоже издавалась). Смотрела и понимала, что ни одну из этих замечательных книг не хотела бы прочесть. Психология, которой было отдано 40 с лишним лет, которая принесла мне много-много хорошего, ушла в прошлое. Удивительно, но мне совсем не жаль. Хотя... психология возвращается вот такими странными "психологическими приключениями", как психодрама, в которых на первый план выходит личное, но еле заметным фоном все-таки идет профессиональный опыт. В последние месяцы было еще одно такое приключение, о котором, надеюсь, как-нибудь расскажу. Быть может это еле заметная тропинка возвращения в профессию? Кто знает...

Date: 2021-12-13 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com
Очень интересно! Я вспомнила и свой опыт участия в психодраме, где довелось побывать центральным персонажем, только я общалась не с возрастными субличностями, а с кусочками моего характера.

Татьяна, а что не так в термине "внутренний ребенок"? Я сейчас над мемуарами работаю и часто с ним общаюсь :).

Date: 2021-12-13 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com
Мне кажется, что психология (и философия, кстати, тоже, хотя вроде и о другом), это такой этап, который проходит почти каждый. Сначала это интерес, знакомство с собственным сознанием (и, наверное, бессознательным тоже), в том числе через опыт других - описанный, прочитанный, попробованный в том или ином виде. Это поиск каких-то правил, методик, в общем того, что работает на уровне общения, контактов, манипуляций и прочего. Применяешь к себе, пробуешь границы (комфортного, возможного, неприемлемого, всякого). Чему-то учишься, или думаешь, что учишься.

Потом это все начинает раздражать. Потому что, в общем, все это не работает. Кроме банального, "возьми себя в руки, тряпка" .. :)
Потому что на самом деле можно научиться жить с собой и своим характером, но не изменить в корне. Скажем, я интроверт, да ещё и застенчивый. Это довольно неудобные в жизни качества.

Потом понимаешь, что ты себя в целом устраиваешь. И если тебе не комфортно на шумной дискотеке, то не потому, что это в тебе что-то не то. А потому, что ты получаешь удовольствие от другого. Начинаешь любить себя таким, как есть, и книжки по психологии перестаешь читать. Незачем.
Другая сторона этого (скорее отрицательная, но не факт) - то, что в итоге ты организуешь себе более-менее удобный круг жизни и общения, но не особо стремишься его расширять. Опять-таки, незачем. Углублять - возможно, а вот проверять, вдруг тебе стало уже нравится то, что раньше нет, и не появилась ли у него ещё какая грань, которая тебе может быть симпатична - все реже.

Date: 2021-12-13 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
В целом согласна. Если ты себя в целом устраиваешь, то психология действительно нужна разве что из любопытства. Но иногда можно натренировать какие-то простые вещи, к примеру, если интроверту приходится сравнительно много общаться по работе.
Психология — это скорее для тех, кто себя не устраивает. Или для тех, кому интересно знать о себе больше. Или для тех, кому интересно больше знать о других и помогать им.

Date: 2021-12-13 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Мне кажется, что общение по работе - это зона комфорта почти всегда (ну, если только какой-нибудь козёл не попадётся, но это уж не исправить). Ты в теме, делаешь любимое, полно общих интересов, привычка к людям, опять же. Другое дело, в незнакомой компании (вне профессиональных интересов - в смысле, не на конференции выступить, а, допустим, на тусовке байкеров вылезти с комментариями).

Кстати, если найдёте возможность подробнее рассказать об опыте пстходрамы, это было бы очень интересно. Я раза два была на психологических тренингах (или вроде того, не уверена в названии), и каждый раз были люди, которых пронимало до слез. А были те (включая меня), кто воспринимал все игрой и не более. Потому ваш опыт, как взрослого состоявшегося человека, особенно интересен.

Date: 2021-12-13 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Есть самые разные ситуации, в том числе такие, когда приходится делать что-то, совершенно не совпадающее с твоими наклонностями, в том числе и на работе. К примеру, если ты программист-интроверт, но тебе приходится выполнять функции службы поддержки и общаться с клиентами.
Что касается личного опыта — здесь важно мастерство ведущего, гораздо больше, чем то, в какой традиции проводится тренинг. Ну и то, насколько ты с ним совпадаешь в чем-то важном, но трудноформализуемом. Я неслучайно столько лет ждала, пока срастется психодрама именно с Михайловой. Но важно и изначальное доверие и интерес к тренингу. Не исключаю, что у вас и с Михайловой бы не получилось ничего интересного. Вряд ли бы воспринммалось как игра, но... прошло бы мимо.
Что касается личного опыта. По ссылке https://taanyabars.livejournal.com/79729.html как раз есть критическое описание психодрамы. И достаточно подробно про личный опыт тренингов, не психодрамы (закрытый пост, но у вас вроде бы есть допуск) https://taanyabars.livejournal.com/205485.html Кстати, там еще комментарии довольно интересные
Edited Date: 2021-12-13 09:00 am (UTC)

Date: 2021-12-13 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Спасибо, почитаю!

Date: 2021-12-13 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Прочитала. Довольно интересно, но, конечно, хотелось бы побольше деталей. Трудно составить общее впечатление о методике, как психодрамы, так и лайфспринга. Пойду пока погуглю Михайлову.

Date: 2021-12-13 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Я бы сказала: не трудно, а вряд ли возможно.

Date: 2021-12-13 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Но если вы докопаетесь до упомянутой книги, там есть некая реальность, которая соотносится с психодрамой и достаточно интересна. Хотя это текст, и он выстроен именно как текст.

Date: 2021-12-13 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Конечно, мне больше бы хотелось почитать ваши комментарии, как участника, причём профессионального. Не уверена, что хочу читать книжку по психологии. Но может быть гляну по диагонали для общего образования.

Кстати, как журналистские курсы? Я, почитав посты, подумала, что в этой нише ваши тексты очень удачны. Может стоит использовать свою сильную сторону чаще?

Date: 2021-12-13 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Думаю, что я написала все, что имело смысл написать, не пытаясь описать неописуемое и не нарушая границ конфиденциальности.

Спасибо за добрые слова. Журналистика в том виде, в каком нас ей учат — это весьма специфическое ремесло, не сказала бы, что приятное. На данном этапе обучения к созданию нормальных интересных текстов она никакого отношения не имеет.
Я вообще-то автор нескольких вполне успешных книг по популярной психологии. Но как легко догадаться, ни славы, ни денег это не принесло.

Date: 2021-12-14 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Ого!
Даже на работе регулярно возникают сложные ситуации, даже когда все мимими и лапочки. У людей могут быть разные представления о прекрасном, можно внезапно натолкнуться на границы собственной компетенции, может возникнуть необходимость объяснять какие-то вещи, которые кажутся очевидными, а коллегам совсем не очевидны.

Date: 2021-12-14 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Ну я же не о том. Разумеется, проблемы возникают везде. Но с точки зрения интроверта, в знакомой обстановке, в кругу знакомых людей (даже, если они не особо милые и симпатичные) все проще, чем в новой компании, где надо ещё привыкнуть и понять, кто есть кто, и как себя вести.

Date: 2021-12-14 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Конечно, проще.
Но всё равно есть чему поучиться у психологов.

Date: 2021-12-14 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Например, разным способам кооперации.

Date: 2021-12-14 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] kagury.livejournal.com

Зачем?

Date: 2021-12-13 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Уж очень заигран и чрезмерно популяризован этот термин, мне кажется, он употребляется к месту и не к месту (гораздо чаще).

Возрастная субличность была в данном случае, а в целом набор "ролей" для каждого случая был индивидуальным.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] kagury сослался на вашу запись в своей записи «Мой комментарий к записи «Старение как квест. Как я была на психодраматическом тренинге» от… (https://kagury.livejournal.com/989011.html)» в контексте: [...] которая тебе может быть симпатична - все реже. Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий [...]

Date: 2021-12-13 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2021-12-16 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Меня один раз звали в психодраму, но я не пошла... Все -таки я скорей за индивидуальный подход (хотя училась именно на социального психолога).

Date: 2021-12-16 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Тут дело в том, что психодраматический подход, сам по себе очень интересный, легче реализовать в группе. Хотя есть и индивидуальная психодрама

Date: 2021-12-22 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] gearhere.livejournal.com
Спасибо! ..большое

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 08:13 am
Powered by Dreamwidth Studios