taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
20250308_134811.jpg

Намеренно пишу "Шанхай", а не "Китай", потому что отличия, как я поняла, существенно больше, чем к примеру, между Москвой и Россией. Шанхай - самый "космополитичный", самый богатый, самый современный и бурно развивающийся  город Китая, центр экономики страны, а возможно и всего мира. Средняя зарплата (около 200 тысяч рублей на наши деньги) здесь более, чем в полтора раза, выше средней по Китаю (если я правильно запомнила цифры, которые приводили наши гиды), стоимость квадратного метра жилья - порядка миллиона рублей. До кучи это самый большой город в мире (по варианту Википедии - по другим подсчетам, он и в Китае не самый большой) - 26 миллионов и самый большой в мире порт.
И все же Шанхай - часть Китая, со своим весьма специфичным (чтобы не сказать тоталитарным)  режимом и стилем жизни. К примеру, чтобы получить Шанхайскую прописку, нужно прожить в городе 7 лет и иметь хороший социальный рейтинг (да-да, социальный рейтинг действительно существует), а Шанхайский автомобильный номер стоит от 10 тысяч долларов, но для обладателей автомобилей, работающих на электричестве - бесплатно. 99% платежей осуществляется по QR-кодам в единой системе Алипей - и далеко не везде удастся расплатиться налом, не говоря уже о банковских картах.
Я не претендую на большее, чем очень беглый и возможно неверный взгляд иностранца, но полагаю и он будет интересен тем, кто мало знает про этот удивительный город удивительной страны.

Для начала - очень короткая историческая справка.
Шанхай для Китая - сравнительно молод: городом он стал лишь в XVI веке, а заметную роль  стал играть в середине XIX века, когда в ранее закрытой стране несколько портов были открыты для внешней торговли, а расположение  Шанхая в устье реки Янцзы выдвинуло его на первый план. Поэтому здесь есть англо-американский, французский и другие кварталы (так называемые концессии) с интересными образцами архитектуры конца XIX - середины XX века.
А второй расцвет Шанхая начался в 1992 году, когда новый глава страны, бывший мэр Шанхая Цзян Цзимин стал активно привлекать  иностранные и внутренние инвестиции. Начался взрывной рост города - до 15% экономического роста в год. И получился  Шанхай, который сегодня изумляет и поражает.

При всей открытости и благополучии, иностранному гостю в Шанхае ой как непросто. Так,  при попытке регистрации в местном мессенджере WeChat меня выкидывало еще до этапа обязательной рекомендации  проверенным пользователем. А уж как глючил сайт Chinese Eastern - то требуя с меня 5000р за выбор одного места и отказываясь подсоединить второго человека на соседнее место, то утверждая, что пассажира с моим номером билета не существует... При этом в последний день неожиданно разрешил выбрать места, причем бесплатно и сам предложил выбор мест на обратный рейс. И даже россиянам, привыкшим к Роскомнадзору, нелегко осознать, что на китайских СИМках не работает ни один сервис Гугла и ни один привычный мессенджер, при этом на российской СИМке всё нормально работает. В зале прилета гигантского аэропорта мы нашли ровно один банкомат (хорошо хоть один нашли). В роскошнейшем отеле зачем-то берут депозит, причем возвращают его без всякой проверки состояния номера, увеличивая и без того долгое время в очередях...

В общем, подготовка к поездке была тяжелой, правда на месте всё оказалось проще, чем виделось в моем пессимизме, и далеко не всё, о чем я читала, подтвердилось. Да, количество видеокамер на каждом столбе впечатляет, да, всюду очереди, но допустим без Алипей несколько дней обойтись можно (за остальной Китай - не ручаюсь). Большинство вывесок дублируется латиницей, так что ориентироваться не очень сложно. И на этой оптимистичной ноте я заканчиваю затянувшееся введение, и мы переходим к просмотру фотографий с комментариями.

2.Первое изумление - на подлете. Откуда здесь столько каналов?? Это же Китай, а не Голландия! Таки каналов не меньше, чем на подлете к Амстердаму.
20250308_034847(1).jpg

3.На заднем плане, похоже, столбы Маглев - линии на магнитной подушке, который соединяет аэропорт с городом, пролетая 30 км за 7(!!) минут. Мы конечно им воспользовались, но были так замучены погранконтролем и первыми минутами в новой стране, что особого впечатления Маглев не произвел.
20250308_035115(1).jpg

4.Что сказать о городе в целом. Если не считать "картиночного" района небоскребов Пудун, который на всех фото, то небоскребов и просто высотных домов много, но они какие-то... слегка несуразные, неуловимо напоминая "лужковскую" архитектуру (или "капром", если хотите). В общем, неудивительно: рост города начался в те же 90-е, что и у нас. Во всяком случае дочка в ответ на фото из окна гостиницы написала удивленно: "Я сначала подумала, Москва". Мне правда представлялся скорее Нью-Йорк, в котором я правда никогда не была.
20250308_125558(1).jpg

5.Но что отличает Шанхай  от Москвы: современной высокой застройки много. Кошмарно много. Это довольно быстро начинает угнетать, хотя мне обычно интересна современная архитектура. Но не в таких количествах...
20250316_164828(1).jpg

6.Но если застройка в центре хотя бы разнообразна, то новые кварталы угнетающе одноообразны. Подходящих кадров, увы, нет, придется довольствоваться вот этим, из удаленного от центра храма. Просто представьте пустырь с десятками совершенно одинаковых домов ровными рядами. Московские новостройки на их фоне кажутся почти архитектурными шедеврами.
20250309_083404.jpg

7.
20250309_112307(1).jpg

8.Что впечатляет - так это эстакады: их количество и многоуровневость. Здесь нам до Шанхая далеко
20250316_160156.jpg

9.Пока большшинство жителей города машин не имеет, довольствуется более дешевыми средствами передвижения. Мотоциклисты на светофоре
20250309_075353(1).jpg

10.Просто улица
20250309_085829.jpg

11.Что не подтвердилось по моим впечатлениям - нет обещанных толп людей повсюду. Да, на этом фото людей не много, а очень много, но это "топовое" место в погожий воскресный день. В Москве на Красной площади в новогодние праздники толпа будет не меньше. И забегая вперед, в Японии в подобных местах народу тоже не меньше.
20250308_162429.jpg

12.Вообще стереотипы о китайцах  - шумят, бесцеремонны (с позиции европейцев), всюду пробиваются, постоянно едят и пр.  - по моему опыту, не подтвердились. Правда, повторю, мой опыт - благополучный Шанхай и небедные пассажиры круизера. Единственное, чем на мой взгляд китайцы (и японцы тоже)  отличаются от европейцев - они чаще носят маски. В остальном - люди как люди...
Очень приятны парки, которых много. И даже в погожий выходной количество народу не мешает спокойной прогулке.
20250309_103450.jpg

13.Несколько слов о еде. Прокормиться в Шанхае европейцу труда не составляет. Местные закусочные-кондитерские похожи на наши, только лучше: в них полно кондитерских вкусностей и выпечки, приемлемых для европейца, их можно либо выбрать там, где самообслуживание, либо показать пальцем продавцу. Мы в основном или и питались с немалым удовольствием. Есть немало привычных брендов, лидирует, пожалуй, Старбакс.
"Настоящая" китайская еда представлена стрит-фудом, с которым мы сталкивались несколько раз. Его длинные ряды приводили меня в состояние... что-то вроде эстетического восхищения в сочетании с суеверным ужасом. Мысли о том, чтобы там что-то съесть не возникало, даже на фотографирование стоял какой-то внутренний блок. Поэтому фотографий обидно мало, причем на них далеко не самые впечатляющие прилавки.
20250309_114034.jpg

14.
20250309_110858.jpg

15.
20250309_110852(1).jpg

16.Мы вылетали из огромного несуразного аэропорта, где после бесконечных досмотров нам в последний момент поменяли гейт, о чем было сообщение, слышное только в пределах гейта, мы же сидели чуть в стороне и его не слышали. Так что пришлось довольно резво двигаться к новому гейту, который к счастью оказался не очень далеко от старого. Поэтому главным чувством, с которым мы сели в самолет, было облегчение.
Благодаря победе над сайтом Chinese Eastern  у нас были места у окна. И неожиданно под нами оказался самый центр Шанхая с его знаменитыми небоскребами и неизвестно куда исчезнувшей с фото телебашней.
Великий город, для знакомства с которым два с половиной дня - почти ничто. И как здорово, что нам удалось в нем побывать.
20250317_094858(1).jpg

Date: 2025-03-20 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Да, интересно, конечно. Таня, а как в итоге вы платили?

Date: 2025-03-20 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Платили наличными, обменянными заранее в России. Пару раз были проблемы в небольших торговых точках

Date: 2025-03-20 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Спасибо.

Date: 2025-03-20 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com

Интересные наблюдения. Исходя из всяческих впечатлений третьих лиц, у меня сложилось впечатление, что китайцы и японцы должны поведенчески существенно различаться.

Date: 2025-03-20 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] dront-decadent.livejournal.com
Японцев реально почти не слышно и не видно, они не напрягают своим присутствием. Хотя тоже есть разные, в Риме один втёрся а середину очереди в собор Святого Петра, прибившись к группе соотечественников, а потом даже стал на них покрикивать, мол, шевелитесь, чтобы убедить стоявших позади гайдзинов, что он действительно член группы.

Date: 2025-03-20 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Я бы сказала, что различия настолько тонкие, что боюсь, не смогу их сформулировать. Хотя на интуитивном уровне, мне показалось, что они все же есть.

Date: 2025-03-20 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
В Китае я не был, но в Японии китайских туристов (несмотря на непростые отношения между этими странами, их там реально много, по крайней мере в туристических местах) начинаешь отличать от местных очень быстро. Самых ужасов (типа плюют на пол в помещениях, расталкивают очередь локтями) я правда не видел, но китайцы в отличие от японцев очень шумные и “толплтвые”. Ну а китайские девушки еще часто одеты в стиле “колхозный гламур”.

Date: 2025-03-21 02:28 am (UTC)
From: [identity profile] algarphoto.livejournal.com
“колхозный гламур”.
))) точно точно ))

Date: 2025-03-21 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Вот не замечала. То ли слишком мало времени было, то ли времена поменялись.

Date: 2025-03-21 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Может и так. Я в Японии был (страшно подумать!) семь лет назад, в 2018

Date: 2025-03-20 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com

Впечатляет!

Date: 2025-03-20 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Очень!

Date: 2025-03-20 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2025-03-21 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] algarphoto.livejournal.com
/// ... несуразные, неуловимо напоминая "лужковскую" архитектуру ///

это вы очень правильно подметили, те же мысли и у меня )

Date: 2025-03-21 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] elena-kolbasa.livejournal.com
Безумно интересно. Жду продолжения.

Date: 2025-03-21 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Будет!

Date: 2025-03-21 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Замечательно интересно, спасибо!


что-то вроде эстетического восхищения в сочетании с суеверным ужасом.
Там на палочках-то вроде симпатичное что-то.

Date: 2025-03-21 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Это скажем так: вариант "лайт"

Date: 2025-03-22 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Угу. Я ужасно люблю китайскую кухню в ее европейском изводе (в каждой стране она совершенно разная), а аутентичной вообще не знаю. Вероятно, оно и к лучшему.

Date: 2025-03-22 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Я про вкус даже не говорю, с меня хватило беглых визуальных впечатлений.

Date: 2025-03-23 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Да. Это критически важно — как оно выглядит.

Date: 2025-03-21 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] vaf.livejournal.com
По сравнению с Бангкоком любой китайских город тих, пустынен и малолюден.

Говорят, Манила ещё хлеще Бангкока, но там не был.

Date: 2025-03-21 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Возможно. Для меня этот регион совсем новый.

Date: 2025-03-21 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com

А иностранцы к их платежной системе как-о присоединиться гут?

Date: 2025-03-21 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Теоретически да. Но нужно занести все паспортные данные, фотографию и привязать карту или положить деньги на их счет (второй вариант для россиян не работает). На практике не пробовала, не знаю, насколько это сложно по факту. Решила ради двух с половиной дней не заморачиваться.

Date: 2025-03-21 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com

Подозреваю, что российскую карту не привяжешь((

Date: 2025-03-21 03:57 pm (UTC)

Date: 2025-03-26 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] algaedo.livejournal.com
Алипэй заводят через паспорт без привязки карты, деньги хранятся на Алипэе. Сейчас сделали сервис пополнение Алипэй через Сбербанк, но это странная идея. Курс грабительский и как я прочитала, Сбербанк переводить деньги партнеру в Таджикистане, этот непонятный партнер перекидывает деньги на алипэй, причем он может перекинуть "черные", "грязные" (связанные с махинациями) деньги и алипэй все блокирует. Деньги вернуть невозможно, потому что Сбербанк свои обязательства выполнил и посылает людей разбираться с партнёром, который накосячил.

Телебашня вроде бы вот здесь:

Image

Date: 2025-03-26 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Спасибо за обведенную башню, ни за что бы не нашла!


Что касается Алипей, то на тот момент, когда я смотрела правила, везде было написано, что способов положить на него деньги из России нет. То есть, либо это появилось уже позже, либо способ настолько "кривой" (хотя у нас сейчас все аналогичные операции "кривые"), что приличные сайты о нем не пишут.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 10:43 am
Powered by Dreamwidth Studios