taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
Неожиданно я получила доступ к гидскому обучению несколько более серьезному, чем предполагала. Времени перед Новым годом нет, но стараюсь слушать хотя бы те лекции, где меня интересуют либо тема, либо хороший уровень подачи материала. Мой бесспорный фаворит из прослушанного - лекция о подходе к "необычным" экскурсантам, или как это сейчас можно говорить к экскурсантам с особыми потребностями.
Тема имеет отношение ко мне как гиду и как к человеку больше, чем можно подумать - и возможно больше, чем хотелось бы.

Во-первых, людей совсем уж со специфическими потребностями у меня пока не было, но большой процент экскурсантов старшего возраста - это тоже учет специфических потребностей, и я стараюсь их учитывать. К примеру, принимаю оплату наличными, отказалась от многоразовых наушников, потому что видела, что многие испытывают трудности при их надевании (но вообще-то надоело протирать и по пакетикам раскладывать )), трепетно отношусь к наличию туалетов по маршруту, и т.д.
Во-вторых, я сама, увы, лицо старшего возраста и на своей шкуре испытываю некоторые нюансы отношения к людям со специфическими потребностями.
Ну и наконец, был в моей жизни короткий опыт, приближенный к инвалидности - когда я ломала ногу. Это было давно, но оставило очень яркие воспоминания, так что мысленно к этому опыту периодически возвращаюсь.

Так что расскажу о некоторых тезисах, которые оказались созвучны моим мыслям.

С первым из них столкнулась как только поняла, что не знаю, как назвать людей, о которых мы будем говорить. Думала-думала, ничего умного не придумала.

- Так вот первый тезис: избегайте названий (как в общении, так и в "третьем лице"), которые им неприятны. Да, мне иногда кажется, что назвать слепого слабовидящим - это странное иносказание, но... сама бешусь, когда слышу или читаю "старики", "бабушки и дедушки". При этом эвфемизмы типа "возраста счастья" или "серебряного возраста" тоже кажутся не очень уместны. И обсуждения в этом блоге показали, что мои "тараканы" разделяет не так уж мало людей. Однако "бабушки и дедушки" повсеместны - от мэра до благотворительных обществ. И если раньше думала, что это личная проблема и личные тараканы (не только мои - многих), то лектор подтвердил мое представление о том, что такие выражения неэтичны, если они неприятны целевой группе. Что ж, если названия, неприятные инвалидам, уже выведены за рамки нормы, возможно, дождемся и мы изменений.

Дальше короче, ибо тезисы не вызывают возражений, но вот с их реализацией в повседневности сложнее.

- Общайтесь прежде всего с человеком, а не с носителем диагноза
- Не помогайте без спроса: часто это мешает, а не помогает
- Уважайте личные границы: к примеру, не дотрагивайтесь без разрешения, то же самое касается, к примеру инвалидной коляски, которая - часть личного пространства

И менее очевидные тезисы.
- То, что делается для "особых" людей, часто востребовано совсем для других категорий. К примеру, пандусы - это мамы с колясками, велосипедисты, обладатели тяжелых сумок и чемоданов на колесиках и пр. Простые надписи-объяснения, рассчитанные на лиц со сниженным интеллектом - это и для детей, и для тех, кто читает на неродном языке, и пр.
- Доступная среда - это не только гуманизм, это еще и новые категории потребителей, так что она вполне может быть экономически оправданной.

Ну и еще немного о личном. Потихоньку привыкая к гуманизму и толерантности по отношению к формализованным группам лиц с особыми потребностями (инвалидам, пенсионерам), среда безжалостна к тем, чьи реальные трудности не отмечены диагнозом (или - как меня поправили в комментариях - отмечены диагнозом, не предполагающем инвалидизации). Приведу пример, который меня беспокоит - смартфон. Наша среда уже совершенно не приспособлена для лиц без смартфонов. А между тем, смартфон это проблема:
- для солдат-срочников и многих военнослужащих (запрещены)
- для дальнозорких и лиц со сниженным зрением
- для лиц с риском по зрению, которым желателен щадящий режим для глаз
- для тех, кто испытывает трудности с тонкой моторикой
- для лиц старшего возраста, которые испытывают трудности в освоении новых приемов работы и/или просто боятся
- и есть еще люди (знаю лично) с особым строением кожи пальцев: у них проблемы с управлением сенсорным экраном

До всех их обществу дела нет. Хотя их на порядок больше, чем к примеру, слепых, которым нужна направляющая плитка.
Но может быть, и до них дойдет очередь...

Date: 2025-12-23 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] myworld.livejournal.com
спасибо за пост!

Date: 2025-12-23 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Спасибо!

Date: 2025-12-23 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Согласна про смартфон. Сама не так давно стала постоянно носить очки именно из-за него. И стало гораздо лучше! :) А так приходилось носить в кармане, надевать, когда надо что-то прочитать -- сообщение, посмотреть карту, расписание автобусов/электричек. Хорошо, что есть прогрессивные линзы и проблема была решена, теперь и надписи в метро стали видны. :)
А с обращениями к людям недавно столкнулась очень неприятно. Ехала в автобусе, народу полно -- только приехала электричка и набились. На станции я стала пробираться к выходу, чтобы было проще выйти на следующей, а мне одна женщина говорит -- "тетя, что, проспали?" Меня это так выбесило, не сколько хамский тон, сколько обращение (хотя вежливый человек так не спросит, конечно). Когда она второй раз ко мне обратилась так же, я не выдержала и ответила -- "бабушка, <не помню что>". Это к вопросу о бабушках, напомнило. Ты про другое, я понимаю, но проблема есть. Это причем касается не только бабушек/дедушек, вообще у нас нет обращения к человеку на улице типа фрау, мадам, синьора... Наша беда.
Еще случай. Ездили мы с Пашей когда-то довольно давно в горы, больше 10 лет назад. Я не написала наш возраст, потому что не понимала, как об этом сказать. И маршрут нам подготовили для молодых. Паша в какой-то момент просто не мог идти дальше -- сердце не справлялось с такой нагрузкой (мы фактически с самолета пошли в горы). Так что вопрос указания возрастной категории актуален. Скорость ходьбы, выносливость, те же туалеты.

Edited Date: 2025-12-23 06:44 pm (UTC)

Date: 2025-12-23 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Странно, но у нас действительно нет универсального вежливого обращения. Раньше хотя бы "товарищ" было

Date: 2025-12-23 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Но оно было искусственным. Товарищ, разрешите пройти — так никто не говорил. По крайней мере на моей памяти.

Date: 2025-12-23 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Да, но хоть изредка помогало.

Date: 2025-12-23 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Мне вообще не помогало. :( И не скажешь мужчине средних лет "молодой человек". :) Господин/госпожа в разговорной речи тоже не приживется.

Date: 2025-12-24 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

У Лены Магаляс последний пост. Там она про людей старшей категории написала "серебряный возраст"...

Date: 2025-12-24 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Это неплохое, мне кажется, название, но не очень известное, мне кажется

Date: 2025-12-23 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mike bardin (from livejournal.com)

Типа есть — "Уважаем(ая|ый)". Но уж слишом длинное. Предлагаю (и сам часто использую) — "Дорог(ая|ой)"

Date: 2025-12-24 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] mishemplushem.livejournal.com

Вот я его и использую. Еще существует паллиатив "извините" (в функции обращения к постороннему). А вообще да, в этом месте в языке зияет дыра. Еще при социализме предлагали "сударей" ("сударынь"), но не прижилось.

Date: 2025-12-24 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com

Мне нравится сударь/сударыня, но почему-то не прижилось.

Date: 2025-12-24 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Да, согласна

Date: 2025-12-23 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] rosa-de-lux.livejournal.com
Вы очень хорошо подметили, что у людей без диагнозов (а существуют ли такие после 50?) тоже могут быть особые потребности. И как быть, если потребности разных групп вступают в противоречие?

Date: 2025-12-23 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Не знаю. Без конкретики сложно. Но я поправила в тексте — факт не в том, что без диагнозов, а в том, что диагноз диагнозу рознь

Date: 2025-12-23 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] rosa-de-lux.livejournal.com
Простой пример: мне врачи, напротив, запретили сидячий образ жизни, велят больше гулять, двигаться на воздухе и соблюдать диету. А работа (что тоже, по сути, есть одна из форм социального давления) требует противоположного. И вместо работы можно подставить что угодно.
Наверно, немного не по теме вашего поста, но где-то близко.

Date: 2025-12-23 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Поняла. Это как раз нормальные противоречия. Надо искать компромиссы или рубить гордиев узел

Date: 2025-12-23 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] panda-aunt.livejournal.com
Очень много сложностей, это да... Я вот многое узнала нового и важного, когда побывала у нас на "программе" "Мир на ощупь". Сейчас они, вроде развернулись и у них постоянная площадка есть. Это Мир слепых, они и гиды и организаторы. Рассказывают о себе, есть возможность "побыть слепым" - дорогу перейти, продукты разобрать, по комнате походить... Кстати, оказалось, что в полной темноте иногда невозможно на вкус определить, что ты держишь.
Я оттуда вынесла очень полезное знание (поскольку часто помогаю слепым в метро, иногда на улице) -- никогда не берите их под руку! и это не из-за границ дичного простанства.

Date: 2025-12-23 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] panda-aunt.livejournal.com
...когда их держат, они чувствуют себя скованно. А надо, что бы человек сам за вас ухватился. А многие этого не понимают...

Date: 2025-12-23 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Надо же, у нас училась на курсе слепая девочка, даже кажется красный диплом получила, я несколько раз ее водила, но не помню, кто кого под руку брал

Date: 2025-12-23 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] panda-aunt.livejournal.com

Вот и мне это в голову не приходило никогда. А потом я специально оценила свои ощущения, когда я иду, держась за кого-то (призакрыв глаза), и когда меня "ведут"... Они абсолютно разные! Вашу сокурсницу можно понять... она просто из деликатности ничего не объясняла, наверное. РЕчь ведь не о жизни и смерти, а о бОльшем или мЕньшем комфорте (с её точки зрения... помогли — спасибо! )


А у нас -то была именно Лекция!

Date: 2025-12-23 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] ignorantis.livejournal.com

Тема тяжёлая. И актуальная!

Date: 2025-12-23 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Я бы сказала, противоречивая. Когда идет замалчивание, это тяжелее

Date: 2025-12-23 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] rosa-de-lux.livejournal.com
Об этом однозначно нужно говорить. Потому что очень сложно со стороны понимать особые потребности. Помнится, сколько было копий сломано, нужны ли привилегии женщинам с маленькими детьми, и я, когда читала, всё думала: неужели они не понимают? — да, не понимают. Когда не хотят понимать — не объяснишь и не докажешь, но есть те, кто может и хочет, им можно объяснить.

Date: 2025-12-24 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

А некоторые просто подчиняются установленным правилам, если их вводят. А потом привыкают

Date: 2025-12-25 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] rosa-de-lux.livejournal.com
Бывают трудносовместимые потребности. И несовместимые.

Date: 2025-12-23 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] pryanik.livejournal.com

Спасибо, очень много созвучного, в т. ч. и потому, что у самого проблемы со зрением и слухом, хоть формально и нет инвалидности (раньше тупо не хотел, а сейчас некогда заняться оформлением).


Про "не помогать без спроса" добавлю: такая помощь может не только мешать, она может ещё и унижать/оскорблять. Пытающийся помочь (из самых добрых побуждений, конечно) волей-неволей акцентирует внимание окружающих на "особенности" человека, которую многие склонны воспринимать как ущербность. И не каждый спокойно это перенесёт.

Date: 2025-12-24 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Ну да, я когда-то огорчалась, когда мне место уступали. Теперь благодарю и радуюсь ))

Date: 2025-12-24 07:40 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com

Всё актуально, но бабушки-дедушки — соль на рану! Помнится, у нас в городе правила Валентина Матвиенко, ей было в ту пору 63-65 лет. И вот она выступает с отчетом и говорит, что " наши бабушки и дедушки (что-там получили, какие-то пряники) ...". И я, почти ее ровесница по годам рождения, чувствую даже, не только то, что меня причислили к старшему поколению, но к поколению "нищебродов", поскольку только простые люди становятся бабушками-дедушками, но не руководители города или министры. Ведь и сама Матвиенко уже не была "комсомолкой".


Я предпочитаю общественные обращения: "люди старшего возраста". Сама же, говоря в 3-м лице, разделяю их на "молодых пенсионеров" и людей старшего возраста. "Молодыми пенсионерами" воспринимаю людей до 65 лет ". И когда мне самой было 65 лет, и сейчас, когда мне много больше.

Date: 2025-12-24 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Собянин делал то же самое: писал обращение "дорогие бабушки и дедушки" в ковид. С тех пор я его заву "дедушка Собянин"

Date: 2025-12-25 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com

Да, не мальчик тоже, голова седая. Видимо, все мы, и старые, и даже молодые пенсионеры (молодые — особенно) чувствуем этот социальный уничижительный подтекст в обращении бабушки-дедушки.

Date: 2025-12-25 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Именно, что чувствуем для себя, ног не для своих ровесников!

Date: 2025-12-25 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com

О, это удивительный феномен! Достоин раздумий университетского психолога!


Когда я вижу своих ровесников на улице, то мелькает мысль "бабка" (или "дед") идет )).


Но себя чувствую натуральной бабушкой только для своего далекого внука.

Date: 2025-12-25 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Мне кажется, это универсально ))

Date: 2025-12-26 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] personal-point.livejournal.com

>Однако "бабушки и дедушки" повсеместны


Я воспринимаю это одно как из проявлений целенаправленного внедрения «народного» стиля общения («Папаша, огоньку не найдется?») в речь чиновников.


>Наша среда уже совершенно не приспособлена для лиц без смартфонов.


На мой взгляд, жизнь сейчас менее удобна без доступа в Интернет, но выбор, где и каким образом будет осуществляться этот доступ, пока есть. У меня при себе обычно есть устройства, через которые возможен такой доступ (как правило, смартфона среди них нет), но если я иду из дома в один из ближайших магазинов, то ограничиваюсь обычным мобильным телефоном и пока никаких неудобств не испытываю, в том числе при получении заказов без QR-кодов.


>не знаю, как назвать людей, о которых мы будем говорить


Думаю, что при общении с конкретным человеком надо ориентироваться на лично его предпочтения, а при обсуждении групп людей использовать ясные термины, поскольку потребности и возможности, например, у слабовидящих и совершенно слепых людей разные.


Date: 2025-12-26 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Уж не знаю, что внедряется, но эти бабушки и дедушки из уст первых лиц бабушко-дедушковского возраста звучат мягко говоря, странно.


Не знаю, как удается обходиться без qr-кодов, меня без приложения в Озоне отказывались обслуживать. Если какое-то мероприятие, то вся актуальная информация — в группах в соцсетях. И очень много опций в Сбербанке недоступны без приложения, которое я принципиально не ставлю (такие тараканы).

Date: 2025-12-26 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] personal-point.livejournal.com

>эти бабушки и дедушки из уст первых лиц бабушко-дедушковского возраста звучат мягко говоря, странно.


Да, для людей, скажем так, более интеллигентных, а людям «от сохи», возможно, нормально. Например, в комментарии к записи, на которую Вы дали ссылку, glukovarenik вроде бы искренне не понимает, почему ее на тот момент 70-летней маме не нравилось обращение «старушка».


>Не знаю, как удается обходиться без qr-кодов, меня без приложения в Озоне отказывались обслуживать.


В моих заказах на Озоне написано, что «Забрать заказ может любой человек по вашему штрихкоду или коду получения», вот я и получаю по коду получения.


>Если какое-то мероприятие, то вся актуальная информация — в группах в соцсетях.


Да, к сожалению, но иногда добрые люди сообщают нужную информацию какими-то другими способами.


>И очень много опций в Сбербанке недоступны без приложения, которое я принципиально не ставлю (такие тараканы).


Приложение Сбербанка на одном из устройств у меня есть, но я им не пользуюсь, поскольку всё, что мне нужно, могу делать через Сбербанк Онлайн.


Date: 2025-12-26 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

У меня тоже все это написано, поскольку у меня смартфон есть, я ходила со смартфоном, а потом у них порядок поменялся и мне категорически сказали: только через приложение, без вариантов. Так что если мне лень идти, посылаю мужа со своим телефоном.


И какой-то ВИП-вклад оформить не могу: либо в банк, либо через приложение, в банк никак не выберусь. А еще мне периодически звонит менеджер, сулит какие-то златые горы, я говорю: пришлите, только так, чтобы можно было без приложения прочесть, он говорит: да, конечно и присылает то, что без приложения не читается.

Date: 2025-12-26 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Кстати, я написала в личку с этого аккаунта

Date: 2025-12-26 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] antigona88.livejournal.com
А ещё смартфоном тяжело пользоваться в дождь (даже небольшой) и, как оказалось, в снегопад. Я люблю снегопады, вчера наслаждалась. Но выяснилось, что идти по навигатору не получится.

А ещё смартфоны ломаются в неподходящий момент. Или более лёгкий вариант — разряжаются.

Ну и отдельно раздражает, когда каждая организация хочет, чтобы устанавливали её приложение: место на смартфоне не бесконечное

Date: 2025-12-26 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com

Все так, да, увы

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 08:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios