taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
История этого музея (официальное название - Музейно-выставочный комплекс "Рабочий и колхозница") достаточно запутанна. В году, чей номер стал уже нарицательным, а именно в 1937-м, с большой помпой готовилась Всемирная выставка в Париже. Автором проекта павильона СССР был Борис Иофан, и ему же принадлежала идея монумента, взгромоздившегося на павильон - рабочий и колхозница с серпом и молотом. Под эту идею был объявлен конкурс скульпторов, который выиграла Вера Мухина.
После окончания выставки скульптура была поставлена на обычный постамент, существенно ниже, чем в Париже, что очень огорчало скульптора: она мечтала, чтобы Рабочий и Колхозница нашли достойное место на достойной высоте. Например, такое



А что - на мой вкус не хуже Церетелиевского Петра, который попал сюда, потому что его, как и Мухинскую скульптуру, некуда было ставить (на фото - кадр из мини-фильма, который демонстрируется в музее; там еще был вариант на фоне высотки МГУ, но этот мне больше понравился).
Наконец в 2003 году, когда скульптура обветшала, ее отправили на реставрацию, а после реставрации, в 2009 году поставили так, как задумывалось с самого начала - на усеченную копию Парижского павильона (оригинал павильона был существенно длиннее).



А немного позже открылся и музей
Музей конечно на любителя, но мне показался очень интересным. Фотографировать можно без ограничений, чем я и воспользовалась "на полную катушку".
Вход в музей воспроизводит вход в павильон 1937 года (точнее, это закрытый "парадный" вход, а реальный вход в музей этажом ниже и сбоку)


По бокам - барельефы с изображением счастливого советского народа, в частности, по паре персонажей, символизирующих все союзные республики. Вот это кажется Туркмения


Внутри сходство с павильоном 1937 года кончается. Скорее  мне показалось, что нам пытаются продемонстрировать роскошь в стиле то ли позднесталинских времен, то ли постсоветского новодела .



А вот сам музейный зал оформлен в совершенно другой стилистике



Экспозиции посвящены Парижской выставке, Вере Мухиной, Борису Иофану и немного - Москве тех времен. В основном фото, но есть и картины, и макеты, и два кинофильма, и какие-то предметы интерьера. Некоторые запомнившиеся фотографии я просто пересняла.

Парижская выставка. Фото Прокудина-Горского (там еще несколько его цветных фото)


Момент монтажа скульптуры



Еще один момент монтажа. Снимок показался символическим: напротив павильона СССР - павильон фашистской Германии.




Это фото почему-то произвело на меня впечатление. Стахановцы в одинаковых кепках в московском метро



Тема, которая меня заинтересовала в музее - проект Дворца Советов, автором которого был тот же Иофан. Аналогия с Вавилонской башней имеет глубокий смысл: концепция Нового Вавилона в то время приходила на смену идее Третьего Рима.
Макет проекта. Обратите внимание на соотношение высоты Дворца с Кремлем (впереди слева) и Домом Пашкова (справа), а также на то, что вся застройка за Домом Пашкова должны была исчезнуть (современные Пречистенская набережная, Волхонка; музей имени Пушкина не факт, что уцелел бы).



Первомайская демонстрация. Без комментариев


И два эскиза проекта дворца.
Это вход. Слева Энгельс, Маркс не влез в кадр. На стенах начертана масса изречений.



Почему-то мне это напоминает первый проект ХХС - не тот, что в итоге был построен, а более ранний и помпезный, который должен был стоять на Воробьевых горах . В общем, неудивительно: Дворец Советов похоже мыслился как храм коммунистической веры.

А вот это эскиз парадного зала. Продолжая аналогию - коммунистический алтарь


А это - альтернативные проекты, изображенные на марках того времени



Последнее фото сделано в буфете, очень стильно оформленном




К сожалению, после своего открытия многое в музее портится. Буфет вместо блинчиков за 30 (!) рублей стал торговать комплексными обедами, а в последний наш визит был и вовсе закрыт. А стоимость входного билета с очень скромной суммы (рублей 70 кажется) вырос до нехилых 250 рублей. В последний раз, посмотрев на запертый буфет и ценник, мы ушли несолоно хлебавши.
И на этой невеселой прозаической ноте я заканчиваю свой рассказ.


Добавляю ссылку на старый пост про Дворец Советов и Сталинскую архитектуру, поскольку эта тема постоянно всплывает в комментариях Москва, которой не было



Официальный адрес: Проспект Мира, 123Б, у дальнего входа на ВВЦ


Date: 2013-05-22 03:18 am (UTC)
From: [identity profile] misareg.livejournal.com
видно тоталитаризм как-то не очень стал интересным.. Вот и чахнет буфет.. А за информацию -спасибо:)

Date: 2013-05-22 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Я думаю, обычная эволюция после открытия. Уж очень сначала была планка высоко задрана. Не удержали.

Date: 2013-05-22 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] frrb.livejournal.com
рабочий и колхозница в советские времена около ВДНХ были, не у речки...

Date: 2013-05-22 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
А я думала, понятно, что это прикол...

Date: 2013-05-22 05:05 am (UTC)
From: [identity profile] frrb.livejournal.com
не, не москвичам не очень)

Date: 2013-05-22 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Сорри, не сообразила

Date: 2013-05-22 05:09 am (UTC)
From: [identity profile] jeka-jj.livejournal.com
тотаритаризму ещё и музеи строят - пипец
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] jeka-jj.livejournal.com
не спорю, красиво, но хотя, если только музей поможет осознать всю безрассудность этого режима - то хорошо, что его открыли
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] jeka-jj.livejournal.com
верно, хоть Путана сейчас вновь хочет железный занавес сделать, дуралей
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] jeka-jj.livejournal.com
да я краем глаза слышал, что он на просторы инета покушается, в контакте у дурова отобрал, а скоро из соц сетей остануться тока в контакте и одноклассники
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] jeka-jj.livejournal.com
верно говоришь, единственно приличное и взрослое сообщество - это ЖЖ

Date: 2013-05-22 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
А можно поинтересоваться: что именно из уровня жизни было выше в СССР?
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Понятно. Но вообще-то под уровнем жизни подразумевается не что платно, а что бесплатно, а доступность или недоступность материальных и нематериальных благ.
С этим все не так однозначно. Пожалуй, соглашусь с меньшей доступностью сейчас образования и "детских" услуг. В целом с медициной тоже, но не так однозначно, потому что то, что раньше было вообще недоступно, сейчас доступно за деньги.
Но зато увеличилась доступность еды, одежды, автомобилей и прочих материальных благ повседневной жизни.
Хотя многое зависит от региона, конечно. Хотя и раньше зависело.
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Вот уж тут прогресс ни при чем.
Ибо в те же годы, что у нас стояли часами за трущимися джинсами непонятной фирмы, даже в соцстранах фирменные джинсы можно было за умеренную сумму спокойно купить в магазине. С едой и тачками - то же самое.
Это чисто разница строя.
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Так мы же не про компьютеры :)
А технологии тачек, джинсов и Кока-колы были уже отработаны.
Но ни то, ни другое, ни третье просто купить было невозможно.
Да и стоили они (для тех, кто мог их купить по блату или иным хитрым способом) гораздо дороже, чем сейчас.
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ну да, когда все есть, джинсами уже не попротестуешь :)
Джинсы были 160р. у спекулянтов и 80 валютных рублей в спецмагазинах. А я тогда ездила в Венгрию и там купила совершенно роскошные венгерские джинсы на наши деньги за 40 рублей. Другие ребята покупали немного дороже более известные брэнды. И кока-колу там впервые попробовала (пепси - да, было).

Date: 2013-05-22 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Я думаю, их сильно больше одного.
Хотя навскидку не назову.
Но этот - удачный.
(deleted comment)

Date: 2013-05-22 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
На эту тему: http://moscow-i-ya.livejournal.com/21142.html (Москва, которой не было)

Date: 2013-05-22 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] borman-b.livejournal.com
буфет хорош на фото!

Date: 2013-05-22 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да! И ведь хорошо кормили впридачу. Когда-то.

Date: 2013-05-22 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] gogol.livejournal.com
Спасибо за информацию.

Date: 2013-05-22 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] mishkanew2012.livejournal.com
Отличный музей! А Дворец Советов, это вообще что-то неподражаемое! Не знаю, кому как, а мне очень нравится сталинский ампир. И этот дворец мог быть его величайшим представителем! Жаль, что не построили!

Date: 2013-05-22 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Если жаль - вам тоже сюда: http://moscow-i-ya.livejournal.com/21142.html (Москва, которой не было)

Date: 2013-05-22 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] werwolf773.livejournal.com
М-да.... Жаль что не построили... Красиво

Date: 2017-01-19 06:32 pm (UTC)
From: (Anonymous)
скульптура неудобного танцевального па
разбрелись из Франции монументы.. Статуя Свободы да наши Рабочий с колхозницей.
Вот усерались-то строили.

Date: 2017-01-19 06:59 pm (UTC)
From: (Anonymous)
вообще у тотал режима есть такое свойство озабоченного кобеля пометить территорию /все перекроить под себя/
но тут и за Пазолини не ходи, массовая культура в борьбе за единообразие обошла все диктатуры мира.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 07:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios