taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars


«Дети — жертвы пороков взрослых» — скульптурная композиция художника и скульптора Михаила Шемякина, поставленная в сквере рядом с Болотной площадью, поставленный в 2001 году.  Список пороков (слева направо): Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лженаучность (Безответственная наука), Равнодушие (в центре), Пропаганда насилия, Садизм, Позорный Столб для тех, кто без памяти, Эксплуатация детского труда, Нищета и Война.
Почему-то про этот памятник мне не хочется говорить своими словами, я лучше приведу несколько цитат самого художника и не только, про его жизнь и про то, как появилась эта композиция.

"Лужков вызвал меня и сказал, что поручает создать такой памятник. И дал мне листок бумаги, на котором были перечислены пороки. Заказ был неожиданный и странный. Лужков меня ошеломил. Во-первых, я знал, что сознание постсоветского человека привыкло к городским скульптурам явно реалистическим. И когда говорят: «Изобразите порок «детская проституция» или «садизм» (всего было названо 13 пороков!), ты испытываешь большие сомнения. Поначалу я хотел отказаться, потому что смутно представлял, каким образом можно воплотить эту композицию в жизнь. И только шесть месяцев спустя я пришел к решению..."















О памятнике:
Автор: Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься

На мой взгляд, это не памятник порокам, и не памятник «детям – жертвам пороков», а памятник нам взрослым, какими мы становимся, совершая порочные действия сознательно или случайно – с ослиными головами, тучными животами, закрытыми глазами и денежными мешками. Это очень мощный памятник, серьёзный, отнюдь не развлекательный и конечно не детский, а полностью взрослый. Наталья Леонова, краевед.

Памятник поставлен не детям, а порокам...Эта устрашающая символика вполне в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект... Отождествляя себя с ними (детьми из скульпутрной композиции), наши живые дети будут усваивать психологию жертвы и не смогут противостоять насилию, злу...
Смысл (установки памятника) в легализации того сатанинского содержания, которое всегда было запрятано, не вытаскивалось на поверхность. К нему, к этому сатанинскому элементу, вероятно, хотят приучить, приручить людей, хотят показать, что это не так страшно, а очень даже хорошо...
Главное - не примиряться со злом. Мало ли что памятник поставлен? Сколько памятников стояло, а потом их сносили, и это происходило даже на протяжении нашей жизни. Надо требовать, чтобы "памятник порокам" был убран с Русской земли.
Вера Авраменкова, доктор психологических наук, один из авторов экспертизы по делу "Пусси Райот". Фрагменты из интервью 2001 года.


Михаил Шемякин работал почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. В 60-е годы был подвергнут принудительному лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником. В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.

Никаким "диссидентством" я не занимался, меня просто записывали в диссиденты. А я всего-навсего писал картины и пытался увидеть мир собственными глазами.

Шемякин живет в Париже, потом переезжает в Нью-Йорк. В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию.

«Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. ...Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить - это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко».

Смотреть Шемякина лучше не в Москве, а в Петербурге, где его творчество представлено довольно разносторонне: и памятники (включая Петропавловскую крепость), и оформление витрин Елисеевского магазина, и балетов в Мариинском театре. Но и в Москве есть возможность ознакомиться с еще одной гранью его творчества - в фирменных магазинах Ленинградского фарфорового завода Вот парочка образцов продукции по его эскизам.










Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа. Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Граффити-вариации на тему Дюрера

Date: 2013-11-27 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik-lera.livejournal.com
Я помню как открывали этот памятник , была , на Болотной сразу после открытия . У меня сложное отношение к Шемякину .Но я его не отрицаю . Петр в Петропавловке вызывает смешанные чувства .

Date: 2013-11-27 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
У меня тоже. Но он мне интересен.
Даже специально в Стрельну ездила, чтобы памятник посмотреть.

Date: 2013-11-27 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] krolik-lera.livejournal.com
вот и мне интересен .Памятник в Стрельне - необычный .Хотя у Шемякина , все необычное. Он сам напоминает свои произведения - это мое ощущение.Мы ходили на Щелкунчик с его костюмами и декорациями , сложно , но не отторгает меня.

Date: 2020-05-26 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] aaamibor.livejournal.com
Дебил уселся на стульчак,
И там узрел его Шемякин...

Date: 2020-05-26 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Похоже :)

Date: 2013-11-27 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] stodvach.livejournal.com
Чудные какие то скульптуры...

Date: 2013-11-27 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kot--matroskin.livejournal.com
А мне искренне нравится. Да одна бомба с головой Мики Мауса чего стоит.

Date: 2013-11-27 04:24 pm (UTC)

Date: 2013-11-27 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] banallex.livejournal.com
Да согласен с Автором,давным давно есть уже о чем задуматься....

Date: 2013-11-27 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
С каким именно автором?
Автор поста кажется свое мнение так и не высказала.

Date: 2013-11-27 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] banallex.livejournal.com
С автором Михаилом Шемякиным...

Date: 2013-11-27 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
А, спасибо.

Date: 2013-11-27 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] givatri.livejournal.com
Но явно это с намеком однако.

Date: 2013-11-27 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] kabzon.livejournal.com
Мне нравятся необычные скульптуры. а чемодан-нет.

Date: 2013-11-27 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] winnivay.livejournal.com
Это скверик моего детства...Я там с мамой гуляла всегда, так как мы рядом жили. Но сейчас я бы своего ребенка туда не повела, ибо с детства необходимо прививать хороший вкус! А уж науродов пусть смотрит, когда вырастет, если захочет конечно.
Омерзительные скульптуры в таком хорошем месте=(

Date: 2013-11-27 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Говорят, памятник специально задвигали вглубь двора из-за протестов родителей.

Date: 2013-11-27 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kabzon.livejournal.com
Кому то действительно это может не поравиться. Сколько людей...

Date: 2013-11-27 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ludmilapsyholog.livejournal.com
Мне кажется там всего перебор как-то. Очень многофигурно и не особо понятно местами. Лаконичнее было бы лучше, ИМХО.
Вот его памятник в Питере напротив Крестов, жертвам репрессий, это сильно. Я случайно увидела, подошла... Никогда не думала, что от скульптуры может так накрыть, слезы градом просто, так больно.
Это был один из двух раз в жизни, когда я плакала из-за скульптуры. С тех пор уважаю его.

Второй, кстати, был из-за скульптуры с младенцами на Римской. Хотя там другое совсем чувство было, светлое.

Date: 2013-11-27 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Надо же... А мне этих младенцев было жалко - они какие-то грязные, желтоватые.
Может быть, не всегда такими были.
Но кстати, чувства не менее противоречивые, чем от жертв порпоков..

Date: 2013-11-27 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] ludmilapsyholog.livejournal.com
То, что я увидела -- это история про время, про жизнь, вот лежат руины самой могучей когда-то империи, грозы всего мира, а эти голенькие и беззащитные младенцы ползают по ним и просто играют, и они важнее и сильнее всей этой дури про войны, империи, власть, кесарей. Такие маленькие, такие живые.
И это рифмуется с Мадонной, которая Мадонна в римских катакомбах, это тоже про то, как тихая, теплая, уязвимая история про какого-то там странно родившегося младенца, про каких-то прячущихся по подвалам и верящих в него людей разорвала изнутри могучую каменную глыбу империи.
По-моему это гениально абсолютно.

Date: 2013-11-27 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Я тоже под глубоким впечатлением от этой станции, но, как и в случае с Шемякиным, затрудняюсь определить свое отношение. Если интересно, мой пост, надеюсь, вы не в претензии, что я добавила ваше мнение в пост (он старый, но все равно пусть будет) http://moscow-i-ya.livejournal.com/17648.html
Там очень много копья ломали, причем еще почти столько же - в сообществе про метро.

Date: 2013-11-27 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ludmilapsyholog.livejournal.com
Спасибо, интересно, я даже имени скульптора не знала, а вот как мы с ним совпали:)

Date: 2013-11-27 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com
Хотела узнать твоё мнение, но так и не поняла. Может, это и гениально, но памятник у меня вызывает недоумение — зачем он тут? Как спектакли Коляды... Видимо, действительно не понимаю современного искусства и зачем-то нужно вводить зрителей в ступор и депрессию...

Date: 2013-11-27 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Знаешь, Оль, я так и не понимаю, как к нему относиться.
Мне очень интересен Шемякин, но почти везде кажется неуместным: и в Петропавловской крепости, и на витрине Елисеевского, а не только на Болотной.
Я не знаю, где должны стоять такие скульптуры, чтобы и никого не смущать, и в то же время быть доступны тем, кто интересуется.

Date: 2013-11-27 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
В выделенных музеях. Чтобы их видели именно те, кому интересно.
Шок не всегда уместен, и слишком часто и некстати употребляемый - притупляет чувства.

Date: 2013-11-27 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ну... не знаю.
Петр стоит в Петропавловке, другой - перед дворцом в Стрельне.
И это мне не кажется более уместным, чем в глубине скверика.
А вот напротив Крестов - абсолютно уместно. Тема предполагает именно шок.

Date: 2013-11-27 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Петропавловка - это не специальный музей Шемякина. Туда идут не к нему.

Date: 2013-11-27 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] felis-neko.livejournal.com
А по-моему, скульптуры просто убогие. Больная фантазия какая-то. Я когда это первый раз увидела - первая мысль была, что автору кошмар приснился, так он его и слепил, а потом уже какую-то идею из пальца высосал и туда приклеил, чтоб продать.
Но, в принципе, не удивляет. Вон у нас в ЮВАО все газоны заставлены скульптурными изображениями унитазов - и то кому-то нравится...

Date: 2013-11-27 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Так ему все время кошмары снятся.
Такая психика...

Date: 2013-11-27 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] foto-programmer.livejournal.com
Вот, точно, больная фантазия. Что касается места памятнику - его нужно поставить где-нито на территории колонии-поселения. В назидание, такскать.

Не, а зачем нормальным людям на ЭТО смотреть? Гуляешь так себе по парку, ля-ля, ля-ля-ля, цветочки, птички там разные, а тут раз! Фигня такая, шиза с экзистенциальным укором.

Нехорошо.

Date: 2013-11-27 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] tuteyshaya.livejournal.com
Очень хороший рассказ. Можно ли перепост в сообщество ilovemoscow?

Date: 2013-11-27 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо!
Перепост сделала.

Date: 2013-11-27 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] tuteyshaya.livejournal.com
Спасибо Вам! Вы очень интересные темы выбираете и, главное, рассказываете!

Date: 2013-11-27 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Рада, что интересует!

Date: 2013-11-27 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] gal-an.livejournal.com
Если бы этот памятник стоял в каком-нибудь парке, в некотором отдалении...
А там, где много людей он может людям и настроение испортить.
Хотя, я бы поразглядывала разочек.

Date: 2013-11-27 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Он и стоит именно так: в глубине сквера

Date: 2013-11-27 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
И только на фотографии я разглядела, что там, оказывается, ещё и дети есть.
Нет, меня такие вещи не заставляют задуматься, скорее - оглушают и ослепляют :-(

Date: 2013-11-28 03:09 am (UTC)
From: [identity profile] k-markarian.livejournal.com
Петр ! его в Петропавловке - уродец отменный...

Date: 2013-11-28 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да. А еще есть в Стрельне.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] tusya2013 сослался на вашу запись в записи «Михаил Шемякин: про уродов и людей (http://tusya2013.livejournal.com/15839.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Михаил Шемякин: про уродов и людей [...]

Date: 2013-11-28 10:14 pm (UTC)
From: [identity profile] pionero-do.livejournal.com
Гениальное произведение. Заставляет почувствовать, задуматься. Но согласна со скульпторам, памятник не для детей, а для взрослых. Спасибо, что предоставили возможность посмотреть на произведение искусства.

Date: 2013-11-29 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
И вам срасибо!

Date: 2013-12-06 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] escargon.livejournal.com
Странный, конечно, памятник - но что-то в этом есть!!!

Date: 2014-06-19 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] anni-sanni.livejournal.com
Насколько разные мнения в комментариях... Все-таки не оставляет равнодушным Шемякин

Date: 2014-06-19 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да... перечитала, впечатлилась.
Может быть, автор к этому и стремился?

Date: 2014-06-19 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] anni-sanni.livejournal.com
Может быть и не стремился. но получилось )

Date: 2021-11-20 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
Шемякин очень талантливый, талантливее 99% российских скульпторов-монументалистов (личное мнение, разумеется). И памятник сам по себе с художественной точки зрения сильный. Но вот стоило ли его ставить во дворе, где каждый день гуляют с детьми... Не знаю. В музее ему было бы тесно, он для открытого воздуха, идеальный вариант — какой-нибудь парк скульптуры, где посетители в принципе готовы увидеть что-то неожиданное.

Date: 2021-11-20 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ну, это все-таки не дворик, это сквер на берегу реки, там рядом и домов-то нет. Если кто-то из дома напротив (а это знаменитый "Дом на набережной") хочет там гулять с детьми, это уже его проблемы. Или путь гуляет в другой части сквера.

Date: 2021-11-20 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] kneiphof.livejournal.com
А, ну я не знаком с местной топографией. Если к этому памятнику "случайно не загуляешь", то вообще не вижу проблемы.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 12:38 am
Powered by Dreamwidth Studios