taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars


Что возникает у вас при мысли о самом маленьком (в такой-то области) городе в России в конце зимы? У меня возникло что-то тихое, чисто-снежное, без неизменных наших пятиэтажек и без толп туристов, но зато с избушками. И мы поехали в Верею.
Как ни удивительно, Верея оказалась почти такой же, как представлялась. Более того, она показалась вполне ухоженной и оживленной, без уныния и запустения, которое часто увы свойственно нашим провинциальным городкам. Туристские объекты имеются, но они - скорее дополнительный бонус к радостям этого действительно очень славного городка.
Совсем краткий историко-географический экскурс. Город насчитывает 4700 жителей, 90 километров от МКАД на запад, ближайшие станции - Можайск и Дорохово, но относится он к Наро-Фоминскому району. История его начинается с XIV века, а само слово "верея" означает "косяк, столб у двери и у ворот". Возможно, название связано с положением города как западных ворот московского княжества. Эти самые ворота фигурируют на гербе Вереи.





Городок знал лучшие времена, в основном в XVIII веке. В 1787 г. Верея занимала первое место в Московской губернии по численности населения (5,9 тыс. чел.). Славилась своими купцами, ремесленниками, а также "садами, отменным луком и чесноком". Играла важную роль во время войны 1812 года и Отечественной, но об этом чуть подробнее потом.
Приезжающего в город встречает его главная площадь с неизменными торговыми рядами (конец XVIII века), но они у меня получились такими унылыми (а на самом деле - очень даже симпатичные), что я их показывать не буду. Более удачно получилось здание уездного училища (1788)



Сейчас здесь находится местный Дом детского творчества, а в соединенном с ним домике - краеведческий музей. Мы там не были, потому что по воскресеньям он выходной, но изучив сайт музея, я об этом пожалела (хотя небольшая любительница музеев). Сделан сайт так, что понимаешь: музей - создание  энтузиастов, горячо любящих свой город. БОльшую часть информации я беру именно с сайта музея
Буквально в двух шагах от площади (она же автовокзал) - развилка: вниз по тропинке - к реке, вверх - к городским валам, остаткам старого кремля. Прямо над тропинкой нависает наверное самая известная достопримечательность Вереи: памятник Дорохову, герою войны 1812 года.



Генерал Иван Дорохов освобождал Верею от Наполеоновских войск, и эта операция имела важное значение в войне 1812 года (за подробностями отсылаю на сайт по ссылке выше). В операции участвовали не только войска, но и жители города - участники партизанского отряда, которые «вели наши колонны с неописуемым мужеством. Трудность предприятия не охладила в сердцах их любви к Отечеству».
Незадолго до кончины в 1815г. Дорохов выразил пожелание быть захороненным в Верее. В письме на имя верейцев он писал: «Если Вы слышали, почтенные соотичи, о генерале Дорохове, который освободил Ваш город от врага Отечества нашего, то я ожидаю от Вас в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, истребив его наголову, за что дети мои будут Вам благодарны».
Это пожелание было выполнено, причем, горожане встретили его останки за 30 верст, на руках несли в Верею и захоронили в храме на территории кремля.
Памятник был поставлен в 1913 году, его авторы - скульптор Б.В.Пациорковский и командир Сумского гусарского полка А.О.Рахманинов.
В 1918 году памятник был разрушен, а могила Дорохова разорена. Читать о том, как это было, реально больно... На постаменте соорудили голову Карла Маркса, которую разнесло при бомбежке в 1941 году. После освобождения Вереи на нем поставили звезду и небольшую табличку в память Дорохова. Памятник восстановили (не весь, только центральную фигуру) в 1957 году. Прах Дорохова был перезахоронен в соборе в 1999 году.



На тех же кремлевских валах - несколько памятников и захоронений войны 1941-45гг. Вот этот - копия известной скульптуры, но меч отломан.



А если пройти чуть дальше за памятник, то открывается замечательный вид: он на фото вверху поста, а вот еще один вариант.



Насмотревшись на этот вид, мы наконец идем к церкви, которая находится внутри валов.



Собор Рождества Христова на городище выстроен в 1552 году, перестроен в конце XVII и первой половине XVIII в. Трапезная и колокольня - 1802 год. Прах Дорохова хранится в подклете трапезной.



Елочки выполняют функцию ограды. На них табличка с надписью "Осторожно, перил нет".







Походив по кремлю, мы спускаемся к реке, переходим ее  и оказываемся около другой церкви (Богоявленская церковь 1777 год).



От церкви идет улица - угадайте, какая - нет, не Ленина и не Советская, а Дорохова! Дальше я покажу фотографии. сделанные примерно до половины улицы, дальше я просто перестала снимать.









А вот и сама улица




Вид на город из Заречья



Возвращаемся в центр. Часовня Святой Параскевы, по-видимому постсоветская, но не ручаюсь. На заднем плане - те самые торговые ряды (конец XVIII века)



Просто домик



Старообрядческая церковь Покрова пресвятой богородицы, 1814 год. В Верее, как и в близлежащем Боровске, был один из центров старообрядчества.



Вот и все основные достопримечательности самого маленького города Подмосковья. Но есть еще ближайшие окрестности, о них (а также практическая информация) - в следующий раз.
А в комментарии добавила соображения об уровне жизни и прочих проблемах Вереи.





Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.
Парки Природа Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Поесть. Полезное Вопросы и ответы
Из любимых постов Москва, топ-10

Date: 2014-02-19 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] seakonst.livejournal.com
Спасибо. В детстве довелось побывать. Примерно такой её и запомнил :)

Date: 2014-02-19 03:33 pm (UTC)

Date: 2014-02-19 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] luckywalrus.livejournal.com
Очень милый и уютный городок. Там хорошо снимать кино. Про ненаше время ;-)

Date: 2014-02-19 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] e-strannik.livejournal.com
Летом на велосипеде съезжу :).

Date: 2014-02-19 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Близко дача?

Date: 2014-02-19 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] e-strannik.livejournal.com
Нет. Так удобнее по городу передвигаться. На электричке с велосипедом до вокзала и вперед!

Date: 2014-02-19 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Вообще-то там больше 30 км до ближайшей железнодорожной станции :(
Я в следующий пост включу информацию по проезду.

Date: 2014-02-19 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] k-markarian.livejournal.com
красиво

Date: 2014-02-19 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Не, зимой что-то там грустновато, а летом прекрасный милый городок. На реке уютные места есть, где можно просто сесть на берег и слушать течение.
Собор что-то всё стоит в таком виде уже несколько лет, зато монастырь на въезде в город почти полоностью в порядок привели (у вас его нет на картинках). Когда я 10 лет назад впервые приехал в Верею, он ещё в руинах стоял.
Что еще заметил из разницы с последующими разами - не стало той тишины, что была раньше. Стоишь на валах, и тихо-тихо. Никаких постронних шумов. В следующие разы я такого не замечал, да и машин прибавилось.
Представляю, что там 50 и более лет назад.

Date: 2014-02-19 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Мне сложно сравнивать и с летом и с темп, что было раньше. Но мне понравилось и показалось достаточно тихо.
Монастырь и река будут в следующий раз.

Date: 2014-02-19 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mbl-chertyata.livejournal.com
Замечательный городок, с хорошей памятью о своих героях. И музей там очень хороший!

Date: 2014-02-19 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Чувствую, что были.

Date: 2014-02-19 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mbl-chertyata.livejournal.com
Были, и тоже отчетик есть ;-)
И большое спасибо за подарок (только сейчас увидела, уведомления не на все события стоят).

Date: 2014-02-19 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ой, надо было комментарием написать, не догадалась :(

Date: 2014-02-19 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
Татьяна, а еще в Верее была швейная фабрика, где шили советские джинсы "Верея". Если мне не изменяет память, даже из "трущегося" материала.

Date: 2014-02-19 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да! Я бы сама не вспомнила, но статья попалась. Не знала, давать ли этот материал: он интересный, но совсем некраеведческий. Но раз уж вспомнили, дам здесь, в комментарии.

По странному совпадению, через несколько дней после поездки в Верею мне попалась старая (2007 года) статья известного географа Татьяны Нефедовой, где был большой фрагмент про Верею. Приведу его полностью.
"...Есть, например, такой городок Верея в Наро-Фоминском районе. Не самый удаленный от Москвы город, гораздо более развитый Серпухов дальше от столицы. Но у Вереи такое географическое положение, что она не расположена ни на одной транспортной артерии. Там почти нет промышленности, была только швейная фабрика, которая выпускала в поздние советские времена отечественные джинсы. Вот на них город чуть-чуть поднялся, а потом пришли импортные джинсы, и верейские конкуренции не выдержали. Швейное производство рухнуло. Несколько лет назад, когда мы там были, весь город жил с огородов. Издали он красивый: старинные здания, церкви, замечательный силуэт, — а подъезжаешь ближе, и видна разруха. В городе мы нашли всего два новых объекта — заправка на въезде и непомерно большой по верейским меркам многоквартирный недострой жилого здания для северян. Один из промышленных гигантов по наивности решил, что они будут строить на подмосковной земле большие дома для выезжающих с Севера на большую землю. Но оказалось, что положение Вереи настолько безнадежно, что приехавшим будет нечем там заняться, а качество жизни (услуги, ЖКХ, транспорт и прочее) ненамного выше, чем в экстремальных условиях Севера."

При всем уважении к мнению эксперта, мне приходится верить либо ей, либо собственным глазам.
Не хочу сказать, что в Верее совсем уж нет ни разрухи, ни грязи. Но следы интенсивной реставрации выражены гораздо больше. Все храмы, которые мы видели, чистенькие и ухоженные, со следами недавней реставрации. Интересно, что недореставрированный основной собор города — собор Рождества Христова — ремонтируется "сверху вниз", по-видимому для того, чтобы колокольню, видную издалека, привести в порядок в первую очередь.

Гражданские сооружения тоже достаточно чистые и ухоженные. К примеру, на одном из зданий в центре висит табличка следующего содержания: "Дом наследников купцов Жукова и Стрепихеева. Памятник архитектуры 19 века. Охраняется государством. Отреставрирован ООО "Преображение-15" в 2006-2007 годах."

Второе, что противоречит данным Татьяны Нефедовой: недостроя мы не видели, но пару многоэтажек современного вида приметили. Правда мы к ним не приближались, но издалека вид у них вполне достроенный. Кроме того, имеются коттеджи, весь вид которых свидетельствует об их немаленькой стоимости.

Приметы относительно благополучного быта также налицо. Минимальный набор атрибутов городской жизни (магазин "Пятерочка", банк, торговые ряды, рынок, кафе, парикмахерская и даже собес) имеют место. То есть, хоть и маленький, но вполне настоящий город. Гораздо приятнее Наро-Фоминска с его раздолбанными дорогами, лужами и вагончиком вместо автостанции, где мы делали пересадку. Любопытно, что в воскресном автобусе, судя по внешнему виду, основную массу пассажиров составляют студенты. То есть, обучение в Москве им вполне доступно. При этом цены — почти московские (что непривычно для маленьких городков). В обувном магазине, куда я зашла на всякий случай (сапоги промокли насквозь, и я думала, не купить ли новые по дешевке), цены были в основном четырехзначные.

(Продолжение в следующем комментарии)

Date: 2014-02-19 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ни в коем случае не хочу сказать, что Верея — беспроблемный город. Судя по надписям на заборах, в городе остро стоит национальный вопрос. Единственная местная жительница, с которой мы поговорили, долго ругалась на то, как все ухудшилось: стало меньше животных, лес вырубают под стройки, речка загрязнена, выкидывают мусор, а лисы едят целлофан и умирают. "Сатана там правит балом", — резюмировала она.

Когда я прочла мнение Нефедовой, мне стало интересно, за счет чего же поднялась Верея. По данным Википедии, в городе работает швейное предприятие, компания по производству государственной символики, механический завод, механосборочное производство и несколько других организаций. Следы деятельности в интернете я нашла только от швейного производства, которое предлагает свою продукцию и принимает заказы.
Но по-видимому, самая известная организация в Верее — элитный пансионат Акварели, расположенный на ее окраине (мы до него не добрались). Отзывы на него в интернете противоречивы, но на высокие цены жалуются все.
Достаточно ли всего этого для возрождения города? Или есть еще какие-нибудь источники благополучия Вереи? Или я ошиблась в своих оценках, и все гораздо хуже, чем кажется с первого взгладя? Не знаю. Но очень надеюсь, что за последние годы вердикт "положение Вереи безнадежно" устарел.

Date: 2014-02-20 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dracena-08.livejournal.com
Прочитала, спасибо. Полезно. Возьму на заметку.

Date: 2014-02-21 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Рада буду, если пригодится.

Date: 2016-08-20 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] annutta-12.livejournal.com
Умиротворенный городок какой!

Date: 2016-08-22 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, есть такое!

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 09:07 am
Powered by Dreamwidth Studios