taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
Борис Гребенщиков впервые спел "Город золотой" весной  1984 года на концерте в Харькове. В комментарии к этому исполнению говорится: "Город", по видимому, только-только начинал свое существование, как песня "Аквариума". По тому, как растрогано дрожит в конце последнего припева голос Бориса, чувствуется, что песня очень "свежа" (эту запись можно послушать и скачать здесь garson.lipetsk.ru/pik/#02.01.99 ; Город  - тогда еще не золотой -  там идет вторым)
Нет основания не верить Википедии в том, что песня была записана в 1986 году, вошла в альбом "Десять стрел"  и систематически исполнялась в то время. Но нет оснований у меня не верить собственному мужу, который досконально зная тогдашний репертуар Аквариума, категорически утверждает, что до Ассы он ничего не знал о Городе. Так или иначе, история Города золотого как культовой песни началась именно с Ассы, поэтому о ней наш следующий рассказ .
Подозреваю, что режиссер  Сергей Соловьев несколько кокетничал в своих аналогиях с индийским кино и аполитичностью задуманного  фильма. Но... и в этом есть своя правда.

Бурлила эпоха, Михаил Сергеевич Горбачёв пришёл к власти, но меня это нисколько не колыхало. Я искал формулу успеха для своего фильма и нашёл. И когда обнаружил, закричал «Эврика!» и поставил свечку портрету Раджа Капура. Нашим людям немыслимо нравилось индийское кино. Что это такое? Прежде всего юная прелестная девушка, ждущая от жизни чего-то прекрасного и романтического. Дальше ей должен попасться пожилой латентный развратник». Таким образом, фильм, ставший символом эпохи перемен, распахнувший окно в параллельную советской пропаганде культуру и благодаря которому представители андеграунда, бывшие «под запретом», появились на большом экране, снимался по законам Болливуда, знаменитой индийской «фабрики грёз»



(Сергей Соловьев и Станислав Говорухин, исполнитель роли "пожилого развратника")

В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьёв решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан (молодой герой) не мог увлекаться советским «официозом». «Мне принесли целый мешок подпольных записей, чтобы я приобщился к современности. Я стал слушать, помечать галочками кассеты, которые мне понравились. Я ведь был совершенный неофит в этом мире. Ничего не знал и никогда себя не выдавал за представителя этого мира.  Спрашиваю редактора: кто это? Симпатичные ребята, я бы познакомился с ними. Мне говорят: так вы же одного Гребенщикова помечаете. Ну так зовите Гребенщикова, говорю»...

Знаете, вся первая «Асса» была сделана без всяких кастингов, а по принципу приятельства. Например, откуда появился Африка (Сергей Бугаев, исполнитель главной роли, ударник группы "Кино" и художник), я не знаю. Он материализовался у меня в гостиничном номере. Появился, и все....


(В дни съемок “Ассы”, 1986 г. Режиссер Сергей Соловьев (слева) с сыном Митей, Сергеем Бугаевым “Африкой” (справа) и актером Ильей Ивановым).

«Асса» появлялась как снежный ком из знакомств и приятельств, которые иногда перерастали в дружбу, как с Борей Гребенщиковым...
К тому времени я был уже очень взрослый и очень трудновоспитуемый человек. Процесс моего художественного развития по подвалам происходил только в силу исключительной творческой мощи произведений, на которые я там наталкивался. Можно было сколько угодно бить меня по голове палкой и говорить, например, что Цой — это Цой, мне это было до лампочки. Но когда я  услышал Цоя, я совершенно обалдел....

Приехали мы в Ялту — с Пашей (оператор Павел Лебешев), с Марксэном (художник Марксэн Гауптман-Свердлов), с группой. Приехали - а тут снег. И Паша говорит: «Не надо, не будем ничего снимать, потому что я в Ялте всю жизнь провел, два дня — и он стает». И мы предались потрясающему ялтинскому сибаритству. Тогда в Ялте стояли серебряные цистерны на колесах, как для кваса, а в них продавался портвейн. Он назывался портвейн «Таврический», а мы его звали портвейн «Трагический». Стакан портвейна за 49 копеек и конфетка «Ласточка» за три копейки, всего 52 копейки. А цистерн таких стояло, если идти от «Ореанды» до телеграфа по набережной, шесть. Можете себе представить. И вот — пустая Ялта, снег и цистерны с «Трагическим» портвейном.
Уже все приехали. Цой в первый раз увидел море, не Финский залив, а настоящее море. Приехал Африка. Я поселил его вместе с собой в гостиницу «Украина», снял ему люкс, как главному герою. До него там жили секретари обкомов. Я сказал: «Африка, никакой х-ни, веди себя как командировочный мещанин из Конотопа и товарищам своим передай, без вас проблем полно!» — «Ну что ты, как можно!» В номере у него висели большие репродукции, по-моему, Шишкин.
Однажды я зашел к нему в номер и вижу - все чисто, хорошо, но какая-то х-ня есть. Я не сразу заметил, только с третьего или четвертого раза: все картины Шишкина висят вверх ногами. Все висит, как было, только вверх ногами. Никто этого не замечал, ни один человек.
Цой где-то раздобыл битый мотороллер и все пытался проехаться на нем по набережной, не снимая пальто. Как-то ко мне пришли из милиции и спросили: «А что это такое, кого вы привезли?» Я говорю «Они в костюмах, это для картины, они привыкают, вы их не трогайте». Милиция была уже готова всех забрать просто за сам факт присутствия.
Снег идет, Африкаша в поясе, мы с портвейном — не надо никаких киносъемок, все замечательно и прекрасно. Так можно всю зиму перезимовать. И приехал Говорухин из Одессы примерять костюмы. Мы пошли на Ялтинскую студию, ему было положено черное пальто, шляпа, я ему отдал свой шарф красный — просто класс. А за окошком снег...  Ну, примерились, Пашка говорит: «Пошли обедать, в Ялте такие шашлыки замечательные». А Слава: «Какие шашлыки, какое вино, вы что, охренели? Давайте снимем что-нибудь!» — «Ты что, какой снимем, посмотри — снег! Мы сейчас снимем, а через два дня все стает, нам опять все сначала снимать!» - «Во-первых, это вопрос, а во-вторых, даже если стает, снимите хоть один эпизод, посмотрите, это же какая красота!» Мы все спьяну уставились на Говорухина, а он говорит: «Ну хватит, кончайте, не пойду я с вами никакие шашлыки есть, давайте хоть что-нибудь снимем». Я думаю: хрен с ним...Мы начали где-то в час и до четырех сняли эпизод. Вот такой был первый съемочный день картины, которую из-под палки, силой заставил нас начать снимать Слава Говорухин.
В январе мы уехали и снимали павильоны, потом вернулись, а снег все лежал. Ялтинцы не помнят другой такой зимы.



Помню, мы никак не могли найти портрет Брежнева — они как-то все разом исчезли. Мы вышли на единственного художника, который рисовал генсека. И когда он нас услышал, то в ужасе произнес: «Опять?!» Но с невиданным усердием сделал портрет. А теперь представьте: пустая Ялта, снег, мы вывешиваем на набережной огромный портрет Брежнева. И вдруг видим: идут наши лилипутики от гастронома, а за ними огромный мешок, и в нем что-то звякает. Так и жили. Это действительно очень мало походило на профессиональные киносъемки.

Татьяна Друбич (исполнительница главной роли):
Нас с Африкой на канатной дороге снимал не Лебешев, а кто-то из его помощников.... Эта канатная дорога неожиданно остановилась, и на ней застрял Володя Фридкин, второй оператор, и кто-то еще из нашей группы. А внизу сидели мужики и выпивали. И вот эти наши ребята, они попытались спуститься, спрыгнуть на землю, высота там была небольшая. Кинули вниз какой-то ремень, стали спускаться, а канатная дорога вдруг поехала, так же неожиданно, как остановилась. Это был грандиозный момент. Я помню душераздирающий крик на всю Ялту.


И получается, что фамилия человека, подарившего нам кадры, которые для многих (для меня во всяком случае) почти неотделимы от слов и мелодии, неизвестна (или это и был тот самый Володя Фридкин?). Быть может кто-нибудь проведет свое расследование?


Ну а потом была громкая премьера, растянутая на  месячный хэппенинг, с концертами рок-групп. И каждый вечер плыла над Ялтой лодочка канатной дороги, и каждый вечер звучало "Под небом голубым Есть город золотой"



Не знаю, легенда это или быль. Впрочем, какая разница. Сергей Соловьев:
Когда зазвучала песня "Под небом голубым", весь зал встал, как при гимне Советского Союза, и хором подпевал Гребенщикову. От начала до конца. Потом они сели и стали смотреть дальше. Такое не забудется.

И последнее про Ассу - из блогов 2011 года:
Асса - это главный фильм русского рока, снятый на пике его развития. Фильм срывает покровы с образа жизни настоящих неформалов, давая прочувствовать что значит идти против течения до конца, до предела. Кто не смотрел Ассу - тот не знает истинной глубинной сути той музыки. Вылетев из объектива камеры Сергея Соловьева, фильм попал в самую сердцевину эпохи, навеки пригвоздив к памяти ту ни с чем не сравнимую растворенную в воздухе лирику.

На этом фактически заканчивается история песни Город золотой и начинается история одноименной легенды.
Но наш рассказ еще не закончен. Будет еще по меньшей мере один пост.
 (спасибо [livejournal.com profile] newsparky за сканы с книги Б.Барабанова АССА. Время перемен. Прошу простить, что не перечислила прочие источники - в основном это разные интервью С.Соловьева).

В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьёв решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан (молодой герой) не мог увлекаться советским

Date: 2011-03-29 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] messala.livejournal.com
ой, спасибо!..

Date: 2011-04-18 12:16 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
На всякий случай. Наконец закончила последнюю часть истории и сделала оглавление http://taanyabars.livejournal.com/79324.html

АССА

Date: 2011-03-29 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] messala referenced to your post from АССА (http://messala.livejournal.com/216993.html) saying: [...] Город золотой. Как это делалось [...]

Date: 2011-03-29 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] nini-ej.livejournal.com
Я смотрела.
Помню -- в г. Тетюши, райцентре ТАССР. Город на Волге. Выходишь из "Кометы" на набережную и слепнешь: сияющая лестница в небо! Высокий зеленый берег и железная лестница с отполированными руками перилами -- они и сияют.
Поднимаешься по этой лестнице -- и вместо рая попадаешь в ... не в ад, конечно, в грязь по колено.
Ходить по улицам там можно было только в сапогах или как ходили местные тетки -- в галошах поверх джурабов, галоши подвязывались веревочками. Еще местные тетки носили все как одна жилетки и тужурки с рукавами, сшитые из байковых одеял. Местная мода -- тетюшанский дом быта шил. Жрать нечего. Только чак-чак да замечательные сдобные пироги с курагой или с ягодами все в том же местном доме быта, в кулинарии.
Зато из хозтоваров встречался дефицит: моющие средства для раковин и унитазов. Местные даже не знали, зачем ЭТО -- у них у всех сортиры во дворе, система "очко". В гостинице-то унитаз имелся. Но не было бачка. Вообще. Поэтому он стоял посреди сортира как фаянсовая ваза -- непонятное украшение. А раковинка нам показалась из цветного -- желтого -- фаянса. Однако когда ее помыли купленным моющим средством, выяснилось, что она -- белая.
(В ТАССР вообще ватерклозеты -- где они имелись (на "комете" или в самой большой гостинице Казани "Татарстан" -- были в плохом состоянии. А жители не имели обычая смывать за собой -- грех их винить за это: система "очко" слива не предусматривает).

А еще на краю Тетюшей строили новую главную площадь. Мы пошли посмотреть: "площадь" -- разъезженная грузовиками грязь по колено -- пересекать ее даже в сапогах не решились. А на той стороне -- памятник Ленину из розового гранита (!!!) и новое здание райкома партии -- тоже что-то помпезное, отделанное гранитом...

Через Тетюши проходил маршрут нашей археографической экспедиции... И там нас застал премьерный показ Ассы. В провинциальный прокат ее пустили раньше, чем в столичный.
Перебрав по памяти свои экспедиции, прихожу к выводу, что это было лето 1989 г.

Перед премьерой в местном кинотеатре я с удивлением увидела, что тетюшанские девушки умудряются по местной грязи аки по суху ходить в туфельках-балетках (тогда высокий каблук был категорически не в моде). Как им это удавалось? И где они покупали эти балетки? -- Целых две загадки.

Фильм мне тогда понравился. Но потрясения не было и больше я его не пересматривала. Кажется, для меня сильнее всего прозвучало "перемен требуют наши сердца" (финальные кадры, Цой).

В общем. хоть я и видела "Ассу", но "истинной глубинной сути той музыки" так не познала.
Хотя помню, что когда мы покидали Тетюши и я со товарищи брела, нагруженная поклажей килограммов 12-15 (свое, в т.ч. книги, купленные в провинциальных магазинах, и экспедиционное), не поднимая головы и с усилием вытаскивая ноги в сапогах из разъезженной тетюшанской грязи, в голове звучало как насмешка: "Под небом голубым есть город золотой".
Эх, сияющая лестница вела на этот раз не в небо, а вниз...

Вот такой у меня дикий ассоциативный ряд вызывает слово "Асса" и песня "Под небом голубым" :)

ну да no one is perfect :)

PS: Тань, убейте Бга ради мой же, но анонимный коммент, а? Забыла залогиниться :)))

Date: 2011-03-29 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Если это 89-й год, то точно не предпремьерный показ.
Премьера была весной 1988-го.
Фильм культовый для тех, кто причастен к этой среде, кто знал эти песни и этих героев (ведь можно отдельно очень много написать к примеру про Африку).
А вот песня вышла из этой среды и стала общенародной. Или это только мне так кажется?
Кстати, я уже писала свои воспоминания, как я смотрела Ассу http://taanyabars.livejournal.com/20317.html

Date: 2011-03-29 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nini-ej.livejournal.com
Может, летом 88-го. Я могла перепутать порядок экпедиций, вероятно Алатырь был не за год до, а годом после Казани-Чистополя--Тетюшей--Спасска.
Но в Москве, как я помню, фильм еще не шел. Может, прошла только ялтинская премьера?

Date: 2011-03-29 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Да, наверное. Премьерные показы в ДК МЭЛЗ (помните, что это такое?) были весной, а обычный прокат - осенью.
И я была такой же замшелой :) двумя годами раньше, пока не познакомилась с мужем.

Date: 2011-03-29 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] nini-ej.livejournal.com
:)))
И почему они (мужья, фсмысле) на нас так влияют? По какому праву?

Дом культуры Московского электролампового завода :))), -- отрапортовала бывшая отличница. Но где он и чем был тогда знаменит -- увы, не помню. А может, и не знаю...

Мое детство прошло в ареале клуба (ДК) фабрики Свердлова и клуба завода "Каучук".

Date: 2011-03-29 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] nini-ej.livejournal.com
Впрочем (перечитала Вашу предыдущую запись) мб что-то в памяти стерлось: я была абс. далека от той "тусовки" и премьерный показ "по клубам" не воспринимала как премьеру :) (хотя мб и слыхала что-то -- про многочасовые очереди типа). Вот в "России" или "Октябре" -- это да, премьера :)))
Углубляясь в воспоминания, чувствую себя старой замшелой теткой :)))

Date: 2011-03-30 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] krovin.livejournal.com
а я у рыженко спрашивал почему он именно поет в фильме за бананана. Он рассказал, что тогда была лютая зима в питере и Бг всех своих знакомых звал ехать в ялту греться. Сергей тоже поехал. Просто за компанию. Соловьев ему предложил - а не хочешь на скрипке в кадре поиграть. Рыженко согласился. В результате Бг же ему предложил спеть вместо африки. Попробовать, точнее. И получилось идеальное попадание. Короче, в этом фильме много всего случайного, которое идеально вписалось.

А город золотой я слышал на записи еще доперестроечного аквариумного концерта. Бг там еще говорит, что, вот, мол, я пока не написал песни, которая бы так идеально передавала всё то, что я хочу сказать. И пел город.

а еще была история в монреале. Музыканты настроилились, ушли со сцены, оставив инструменты на подставках. И какой-то звукорежиссер задел бас титова. Тот упал, струна поехала. Концерт снимался в прямом эфире. И начинают музыканты играть "город". У тита на лице - ужас. Хорошо бас у него был безладовый и он быстро сориентировался) Профи!

Date: 2011-03-30 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] krovin.livejournal.com
да, первый раз эту песню бг услышал в спектакле своего приятеля, еще в 70-х годах. Они с дюшей дружили с режиссером, даже что-то сочиняли для его спектаклей. Забыл его фамилию. Спектакли были полусамодеятельными, иногда устраивались на ступенях инженерного замка. Но петь город золотой боб начал только в 80-х почему-то.

Date: 2011-03-30 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо!
Я-то полный дилетант, и удивительно, что для кого-то, кто это читает, это живые люди.
Фамилия приятеля, если верить интернету - Горошевский, это предыдущая, четвертая часть истории про песню. http://taanyabars.livejournal.com/76212.html

Date: 2012-08-21 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] staraya-koryaga.livejournal.com
"пустая Ялта, снег и цистерны с «Трагическим» портвейном" - уже хрестоматийная классика )). Как хорошо, что не прошло это твое исследование мимо меня, Танюша.

Date: 2022-08-21 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] comtediffusore.livejournal.com
Есть запись БГ, датируемая 1979, где он поет "Город" — https://www.youtube.com/watch?v=tmlq3sFW3Ew

Date: 2022-08-21 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] taanyabars.livejournal.com
Спасибо за ссылку! Про БГ и Город золотой тут taanyabars.livejournal.com/76212.html

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 09:06 am
Powered by Dreamwidth Studios