taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars



Какая красивая картина! Светлая, легкая, почти воздушная. Красавицу с короткой стрижкой (лица не видно, но наверняка красавица!) легко представить изображенной кистью импрессиониста на улицах Парижа. А она едет по Москве, и Москва прекрасна и наверняка будет еще краше. Кажется, что женщина ведет машину прямо в светлое будущее, которое совсем близко.
Вот об этом светлом будущем (которое для нас уже стало прошлым) я и хочу поговорить. Но для начала - о Москве на картине.

На переднем плане - вестибюль станций метро "Охотный ряд" (который с тех пор успел побывать "Проспектом Маркса"). За ней, после Дома Союзов, голубеет бывшее здание Дома Совета Труда и Обороны, ныне Госдума. Здание слева - старое здание гостиницы "Континенталь", а за ним смутно видны контуры гостиницы "Москва" (которую с тех пор успели разрушить и заново соорудить). Почти все это совсем новое - только-только построено.

В 1935 году, был принят Генеральный план реконструкции Москвы.
На смену малоэтажной Москве старых особнячков и изящных доходных домов, лавок и лавочек, Москве шумной, хаотичной, с узкими улочками, извилистыми переулками и тенистыми бульварами, должна была придти Москва - столица победившего социализма, Москва огромных полупустых пространств, высоких зданий, широких прямых проспектов, больших парков и гранитных набережных (Везде должны доминировать «здания-монументы», которые «полным голосом будут говорить об архитектурном богатстве, о бьющей через край полнокровной жизни социалистической столицы»)..
Чтобы воплотить в жизнь план, были снесены постройки старого Охотного ряда. На освободившемся месте и появились те здания, которые мы видим на картине. Также были снесены постройки, заслонявшие выход с улицы Горького на Манежную площадь. Убрана застройка конца XIX — начала XX в. у собора Василия Блаженного со стороны Москвы-реки (Зарядье), начат снос стен Китай-города, построены широкие мосты через Москву-реку, расширена и застроена улица Горького (Тверская). Таким образом, "Москва получила центр, отвечающий реальным жизненным потребностям и одновременно представительный, соответствующий государственному значению столицы".

Будущее, каким оно виделось из машины с картины Пименова, сбылось только частично. Я приглашаю вас посмотреть, каким оно могло бы быть. Для этого мы используем кадры из снятого несколько лет назад фильма "Шпион" (2012), где показана "Москва, которой не было", Москва грандиозных планов 30-х годов.

Это вид в сторону Красной площади  со стороны Москва-реки и Большого Москворецкого моста. Василий Блаженный кажется крошечным  на фоне здания Наркомтяжпрома. Позднее на этом же месте начали строить восьмую Сталинскую высотку, нижняя часть которой  стала гостиницей "Россия" (которая уже порушена).


В кадре снят  вот этот проект


А вот Дворец Советов.


Кабинет Сталина во дворце


И наконец самый  эффектный  кадр - вид от Дворца Советов.


Центральная аллея примерно соответствует нынешней Остоженке, правый "луч" - Пречистенке и Большой Пироговской улица, левый частично повторяет сейчас Комсомольский проспект. Здание Университета по-видимому, реальное.
Под рукой вождя то, что появилось на месте моих любимых уголков Москвы.
Всего того, что я сейчас покажу, в реальности Генерального плана Москвы уже нет.
Нет особнячков и сквериков, нет доходных домов модерна, нет улочек и переулочков.








 Все-таки хорошо, что не сбылось светлое будущее, к которому ехала красавица с картины Пименова.

Date: 2017-01-19 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] orion4.livejournal.com
Какое счастье что дворец не был построен!

Date: 2017-01-19 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Как подумаешь, сколько было снесено на Охотном ряду, уже не знаешь, радоваться или нет

(no subject)

From: [identity profile] orion4.livejournal.com - Date: 2017-01-19 01:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-19 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] ellenwisdom.livejournal.com
замечательная картина

Date: 2017-01-19 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да. Но...

Date: 2017-01-19 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-bpguide.livejournal.com
Что-то не то с пропорциями в фильме.
Наркомтяж, как я понимаю, должен был быть существенно выше Василия Блаженного.
Статуя Ленина на Дворце Советов показана имеющей нормальные человеческие пропорции. Но в этом случае при взгляде с земли голова Ленина выглядела бы маааааааааленькой, если вообще была бы видно.

Date: 2017-01-19 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ничего не могу сказать. Но в фильме смотрится впечатляюще

Date: 2017-01-19 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimirdar.livejournal.com
Да, это был бы форменный кошмар... Остоженку бы уничтожили полностью...
Хотя, особняк Кекушева, наверное, передвинули бы...)

Date: 2017-01-19 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Вот макет, который стоит в музее Рабочий и Колхозница. Даже Пушкинский музей похоже не уцелел бы :( Не говоря уже о Пречистенке

Image
Edited Date: 2017-01-19 01:11 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] vladimirdar.livejournal.com - Date: 2017-01-19 03:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-02-04 08:31 pm (UTC)
alon_68: (Default Pooh)
From: [personal profile] alon_68
Тогда был пафос победы человеческого замысла над окружающим хаосом, включая природу и прежние строения, воспринимавшиеся как случайные и малоценные. Этот пафос в итоге привёл к тоталитаризму и Мировой войне, после чего его, к счастью, притормозили.

Date: 2017-01-19 12:52 pm (UTC)
From: (Anonymous)
и еще бы все птицы обосрали

Date: 2017-01-19 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Пришлось бы птиц перебить

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-01-19 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-01-19 03:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-01-19 04:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-19 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Your entry Две Москвы. Размышляя над картиной Пименова (http://moscow-i-ya.livejournal.com/363756.html) was reposted at LiveJournal Media - Две Москвы. Размышляя над картиной Пименова (http://moscow-i-ya.livejournal.com/363756.html)

Date: 2017-01-19 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mashutka-alfi.livejournal.com
слава Богу, не построили его

Date: 2017-01-19 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да уж...

Date: 2017-01-19 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tanechka-s.livejournal.com
Прекрасный пост! Пересмотрела его несколько раз, очень интересно, спасибо!

Date: 2017-01-19 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Рада, что интересно!
На самом деле это - лишь по верхам.

Date: 2017-01-19 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Картина радостная.
Но хорошо, что Остоженка, Дом Певцова и прочее сохранились.
И жаль многого разрушенного.

Date: 2017-01-20 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ох... а что было бы с траффиком в центре, если бы не порушили Охотный ряд и старую Тверскую??
Не знаю я, как было надо

Date: 2017-01-19 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ansiana.livejournal.com
Хорошо что Остоженку и Пречистенку оставили. А картина Пименова замечательная, я ее очень люблю.

(no subject)

From: [identity profile] ansiana.livejournal.com - Date: 2017-01-21 08:41 am (UTC) - Expand

Date: 2017-01-19 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] gal-an.livejournal.com
А ведь думали, что это красиво...

Date: 2017-01-20 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
И сейчас многие думают :(

Date: 2017-01-19 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] winnie-olga.livejournal.com
Здание слева — здание дореволюционной постройки, в котором в 1930-е годы был к/т "Восток-кино", а в 1940-е - кинотеатр "Стерео-кино". Здание стояло прямо напротив дома Союзов. Отсюда: https://pastvu.com/p/29371.

Image

Date: 2017-01-20 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо! Поправила

Date: 2017-01-19 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] winnie-olga.livejournal.com
Я воспринимаю эту картину как «НЭП едет в тоталитаризм»: передний план — мещанство, малый бизнес, мода-тачки…, на заднем плане — здание нынешней Думы отлично символизирует собой строй, который в итоге получился (это здание по впечатлению напоминает НКВД). И ведь написана в 1937. Написал правду, может быть, и сам того не ведая.

Date: 2017-01-20 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да!
Я долго думала, упоминать ли 37-й, все-таки не стала.

Date: 2017-01-19 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] shabanov-f.livejournal.com
МосквЫ-реки!

Date: 2017-01-19 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] feona2003.livejournal.com
Да уж.
А уж нашего времени порушили-построили кошмар. Вакханалия(

Date: 2017-01-20 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Я не знаю, где грань. В городе всегда надо что-то строить. И как тут быть?

(no subject)

From: [identity profile] feona2003.livejournal.com - Date: 2017-01-20 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2017-01-20 03:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] feona2003.livejournal.com - Date: 2017-01-20 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-01-20 04:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-19 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
В рамках темы рекомендуется к просмотру кинофильм Александра Медведкина "Новая Москва"
https://youtu.be/R7rQlXExRf0

Date: 2017-01-20 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Спасибо, никогда не слыхала, очень любопытно.
Но когда найду полтора часа на просмотр, не знаю :(

Date: 2017-01-19 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] troll-lol-o.livejournal.com
Насколько я понимаю, советские архитекторы того времени вдохновлялись идеями Пиранези. Не могу сказать, лучше было бы или хуже, если бы планы реконструкции Москвы были реализованы, но выглядела бы она точно очень непривычно.

Date: 2017-01-20 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Не знаю, я не сторонник этого стиля, но у каждого свои вкусы

(no subject)

From: [identity profile] troll-lol-o.livejournal.com - Date: 2017-01-20 03:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2017-01-20 03:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] troll-lol-o.livejournal.com - Date: 2017-01-20 03:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com - Date: 2017-01-20 03:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] troll-lol-o.livejournal.com - Date: 2017-01-20 04:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-19 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] annataliya.livejournal.com
Про Дворец советов знаю, а вот проект того, что на месте "России" строили - не видела. На картинке выглядит здорово, даже лучше многих московских высоток. Думаю, если бы этот Генплан реализовали, Москва была бы очень впечатляющим городом! Хотя странно, что в то время проектировщикам не пришла в голову построить новую столицу в чистом поле, как это сделано в Бразилии, Австралии и Ингушетии.

Date: 2017-01-20 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Не представляю столицу СССР в чистом поле.
Хотя возможно у меня фантазия слабовата

(no subject)

From: [personal profile] alon_68 - Date: 2020-02-04 08:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-01-19 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] andrej-ab.livejournal.com
Мне эта картина тоже раньше очень нравилась! В детстве и подростковом возрасте мало знал и не задумывался о том, сколько было всего снесено в те годы.

Date: 2017-01-20 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Я тоже не задумывалась, пока не почитала
From: [identity profile] shchipok.livejournal.com
Уважаемая г-жа moscow-i-ya, примите от меня, давнего поклонника Ваших блогов, моё искреннейшее спасибо за этот Ваш очерк в жанре «Что мы видим на этой картинке» (который, разумеется, весьма далёк от примитивных школьных сочинений на подобную тему).
Прочитал его с наслаждением, но не могу удержаться, чтобы не помочь/посоветовать Вам убрать несколько «ложечек дёгтя» с точки зрения москвоведения, которые вкрались в Ваш сопроводительный текст. И отнюдь не по причине «ехидного уличительства»! Просто прошу поверить мне на слово, как старому-престарому фанату самодеятельного/любительского изучения истории Москвы (сей «высокой болезнью» я был поражён примерно в 1950 году после первого посещения Музея истории и реконструкции Москвы, который тогда располагался с 1936 г. в здании бывшего храма Иоанна Богослова под вязом, закрытом в 1925 г. - https://www.google.ru/maps/@55.7578892,37.6279285,3a,75y,194.65h,92.59t/data=!3m6!1e1!3m4!1s5hx3OMu9RQ3t-NB1Q-Wc0A!2e0!7i13312!8i6656).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ: увы, мой комментарий содержит "многа букафф", а посему е\не может быть "однопорционным" :)
From: [identity profile] shchipok.livejournal.com
Итак, продолжаю:
ВО-ПЕРВЫХ, у Вас вкралась типичная, увы, ошибка, когда бывшее Благородное собрание в Охотном ряду, переименованное при советской власти в Дом профессиональных союзов, сплошь и рядом называют (всё здание целиком!) лишь именем собственным одного из его интерьеров, а именно «Колонным залом», который, разумеется, не может быть виден тут – кроме, пожалуй, людей с «рентгеновским зрением» :)));
ВО-ВТОРЫХ, Ваше утверждение ///На переднем плане - станция метро "Охотный ряд"/// не совсем точно: дело в том, что в перестроенном при прокладке метро дореволюционном здании (см. https://pastvu.com/p/342108 или https://pastvu.com/p/17029) были (и есть по сей день!) вестибюли сразу ДВУХ станций метро – северный вестибюль станции «Охотный ряд» (чей южный вестибюль встроен в «Манежный» угол гостиницы «Москва» - см. https://pastvu.com/p/87045) и западный вестибюль станции «Театральная площадь» (чей восточный вестибюль объединён близ бывшего Музея Ленина - см. https://pastvu.com/p/58831 в одном павильоне с западным вестибюлем станции «Площадь революции», восточный вестибюль которой (см. https://pastvu.com/p/279267) расположен в бывшем при совке Куйбышевском проезде (ныне снова Богоявленский переулок) между Никольской и Ильинкой.
Иными словами, на переднем плане не одна станция метро «Охотный ряд», а объединённый вестибюль ДВУХ станций метро – «Охотный ряд» и «Площадь революции»;
ВО-ТРЕТЬИХ, Ваше предположение ///слева - скорее всего, пристройка к гостинце "Москва"/// не соответствует, увы, действительности, ибо там СЛЕВА здание престижной дореволюционной гостиницы «Континенталь» (см. например, https://pastvu.com/p/49059 или https://pastvu.com/p/531246 , в которой при советской власти располагался с 1930-х гг. на втором этаже кинотеатр «Восток-кино» и какие-то гос-конторы на верхних этажах, а на моей памяти в 1940-е и последующие годы был кинотеатр «Стерео-кино» (см. например, https://pastvu.com/p/252812 или https://pastvu.com/p/98627), при котором на первом этаже был малюсенький кинозальчик, в коем демонстрировались только детские мультфильмы (я не единожды возил туда своего младшего братишку в 1950-е гг., поскольку тогда это была единственная на всю Москву «киноточка», специализировавшаяся ТОЛЬКО на мультиках, а не на всех прочих детских кинофильмах).
Иными словами, там не «пристройка» к воздвигнутой в 1935 г. гостинцы «Москва», а скромные остатки квартала между Охотным рядом и Воскресенской площадью, ставшей при совке пл. Революции.. Точнее, не было это здание придатком к «основному зданию» гостиницы «Москва», ибо было оно «само по себе».
Иными словами, там далеко не всё ///совсем новое - только-только построено///.
В-ЧЕТВЁРТЫХ, топоним «Васильевский спуск» появился много десятилетий спустя после того, как фактически исчезла узенькая-преузенькая Васильевская площадь, начинавшаяся от Спасских ворот Кремля и спускавшаяся к Кремлёвской набережной (см. http://www.retromap.ru/m.php#l=0719161&z=15&y=55.750954&x=37.622722, https://pastvu.com/p/3844, https://pastvu.com/p/27183, а также https://pastvu.com/p/191419) после сноса во второй половине 1930-х гг. квартала между нею и Москворецкой улицей (https://pastvu.com/p/391), хотя старинный топоним «Васильевская площадь» был упразднён уже в 1924 г., после какового упразднения она стала официально считаться «Красной площадью» (то бишь, её продолжением к Москве-реке).
Иными словами, Вы погрешили против истины, написав пояснение ///Это Васильевский спуск со стороны Москва-реки и Москворецкого моста./// ко второму изображению в Вашем блоге (кадр из понравившегося мне давно фильма по озорной фантастике уважаемого мною писателя Г. Чхартишвили). Дело в том, что в том «комбинированно снятом кадре» не Васильевский спуск (он ЛЕВЕЕ Большого Москворецкого моста) а только и (лишь только!) Москворецкая улица, которая ПРАВЕЕ в этом кадре Большого Москворецкого моста.
ПОДЧЁРКИВАЮ:
именно Большого, потому что просто Москворецкий мост (в единственном числе!) был в Москве до 1938 года (тогда он был продолжением улицы Балчуг на север как построенная в середине XIX века постоянная переправа над Москвой-рекой), но после этой даты появился ещё и Малый Москворецкий – как продолжение нового Большого Москворецкого моста через Водоотводный канал на Большую Ордынку.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 08:04 am
Powered by Dreamwidth Studios