taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
(без названия)

От выставки «Коридоры. Семь миров Высоцкого» (Еврейский музей и центр толерантности, последний день работает в ближайшее воскресенье)) ожидания были большими. Они и оправдались. Но... осталась смутная неудовлетворенность и ощущение неполноты. Как будто нам что-то важное не показали.

Эстетика позднего социализма нынче в моде. Многичисленные музеи СССР один другого хуже растут как грибы. Этакая смесь ностальгии и чернухи.
Кажется, в этом жанре уже невозможно сделать нечто оригинальное и удивить. Но создателям выставки это удалось.

Во-первых, технологии позволяют создать синтез пространства со звуком. Когда Высоцкий сам ведет тебя по мирам своих песен, это очень сильно.
Во-вторых, экспозиция сделана настолько сильно и целостно, что ты не умиляешься узнаваемым деталям и не ловишь неточности (как в ретро-музеях), ты кажется, погружаешься в нее целиком и даже не удивляешься чувству знакомости. Конечно, ты здесь (или в соседней квартире, в соседней подворотне) была, ты здесь жила, и песня - если не о тебе, то о твоих близких.

Все это в полной мере соответствует началу экспозиции, первая песня (Баллада о детстве) и первый мир (коммуналка) - попадание в точку, скорее даже в нерв. Дальше - сложнее.

(без названия)

(без названия)

Ты идешь по коридорам и прикидываешь, какие миры ждут тебя впереди. И к концу коридора понимаешь, что каких-то миров не хватает. Точнее, все семь миров - безнадежно депрессивны и даже местами "чернушны". Но неужели это весь Высоцкий??

Вот мир психушки, мрачнее некуда
(без названия)

Но пародийно-шутливому настроению песни ("Дорогая передача") этот кошмар не соответствует.
Вот неприглядный мир пивного ларька.
(без названия)

А я вдруг вспоминаю забытый шальной эпизод молодости с распитием пива на досках вокруг пивного ларька на задворках Киевского вокзала. И понимаю, что это одно из самых ярких воспоминаний моей упорядоченной и скучноватой молодости "ботаника". Да, мы жили в предложенных обстоятельствах, которые сейчас подаются в жанре чернухи, но мы-то видели их совсем другими (и Высоцкий тоже). А молодость остается молодостью даже в условиях всеобщего дефицита и идеологического давления.

Я думаю, вы поняли: нам показали только те миры Высоцкого, которые можно решить в жанре "чернухи". Но ведь его, пусть и трагическая, жизнь, гораздо шире и многогранней. И если в мирах выставки поэт навсегда остается в страшном доме на семи ветрах, который "во-тьме, как барак чумной, свет лампад погас, воздух вылился", то текст песни оставляет надежду:

И из дома где косо висят образа
Я коней очертя гнал, забросивши кнут
Куда кони несли и глядели глаза,
И где люди живут, и как люди живут...

Поэтому я закончу своей любимой песней, которой не нашлось места в тех мирах, что нам показали.






Небольшой анонс Завтра планирую пост - сравнение "продуктовой корзины" пять лет назад и сейчас. Речь пойдет о московских ценах на продукты в дешевом диапазоне. Как вы думаете, насколько подорожала "корзина"? Конкурс не объявляю, но сравнить оценки и реальные цифры, думаю, будет интересно.

Date: 2018-09-20 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimirdar.livejournal.com
Атмосферный стол со скалкой)

Date: 2018-09-20 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Там почти все атмосферное. Просто я мало снимала: и темно и не хотелось

Date: 2018-09-20 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] orion4.livejournal.com
Отличнейший рассказ!

Date: 2018-09-20 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Мерси :)

Date: 2018-09-20 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] archistorik.livejournal.com
Мне так кажется, что Еврейский центр взялся не за свое дело. Это не ИХ тема...
В.Высоцкий не был антисоветчиком, и евреем тоже не был.
И диссидентом Владимир Семенович тоже не был, он был выше этого!
Вы правы, Татьяна - это совсем не о Высоцком, это ОНИ показали свой извращенный взгляд, и только ... (((((

Date: 2018-09-20 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Высоцкий - еврей по отцу.
Взгляд, мне кажется, не извращенный, а односторонний.

Date: 2018-09-20 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] unlimmobile.livejournal.com
Мне так кажется, что Еврейский центр взялся не за свое дело. Это не ИХ тема... В.Высоцкий не был антисоветчиком
с точностью до наоборот!
Это их тема!
Высоцкий был крипто-антисоветчиком, когда есть протест против строя, но нет предложения альтернативы, т.е. вектор на разрушение, без плана созидания - именно это и надо было тем, кто планомерно вёл СССР к перестройке. А ещё В.Высоцкий очень удобный персонаж, чтобы закидать им Пушкина, Тютчева, Есенина - именно этим занимается евро-радио "Швобода" каждый раз на юбилеях этих поэтов.

Date: 2018-09-20 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] ein-arzt.livejournal.com
"Безголовые" персонажи производят отталкивающее впечатление. На мой взгляд, творчество Высоцкого значительно переоценено, и небезуспешные попытки торговать его именем вызывают у меня удивление. Спасибо за репортаж.

Date: 2018-09-20 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Думаю, к этому эффекту (отталкивающему) и стремились. Я люблю Высоцкого (не то, чтобы фанатею, но люблю) и не задумываюсь об оценке его творчества

Date: 2018-09-20 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] myworld.livejournal.com
Думаю, больше, чем вдвое
В 2.2 раза

Date: 2018-09-21 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
https://moscow-i-ya.livejournal.com/479264.html

Date: 2018-09-20 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] motorka-lara.livejournal.com
Ну...что-то мне эти головы в виде банок не нравятся. Совсем уж бесчеловечно, как издевательство над людьми.

Date: 2018-09-21 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Элементы трэша да, имеются
(deleted comment)

Date: 2018-09-21 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Получился другой результат, возможно дело в различиях корзин https://moscow-i-ya.livejournal.com/479264.html

Date: 2018-09-21 01:14 am (UTC)
From: [identity profile] antigona88.livejournal.com
Я люблю Высоцкого. Рассказ о выставке интересный, спасибо.

Продуктовая корзина подорожала, по-моему, раза в три. Не меньше, чем в три.

Date: 2018-09-21 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Не знаю, как у вас, а в Москве меньше https://moscow-i-ya.livejournal.com/479264.html

Date: 2018-09-23 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] antigona88.livejournal.com
Наверное, у нас тоже. Вот почему точные расчёты важнее ощущений. На ощущения многое влияет.

Date: 2018-09-21 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Истина больше отдельных правд и кочек зрения.

Продуктовая корзина раза в 2 подорожала точно. Может и больше уже.

Date: 2018-09-21 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Про истину даже не знаю, что сказать. А про корзину результат другой получился

Date: 2018-09-22 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Да. Я сначала думало про полтора, но поддалась общему мнению :-)

Date: 2018-09-21 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] bertran01.livejournal.com
Я тоже писала немного про выставку https://bertran01.livejournal.com/645014.html
И тоже имела главным к ней нареканием - "серость и грязь".
Впрочем, подобный подход к творчеству Высоцкого возможен и интересен.
Ну, а те, кто Поэта вовсю ругают, пусть проделают эксперимент: не заглядывая в инет, напишут на листе бумаги по одной строчке его стихотворений. Уверена на 98%, что не наберется и десятка строк. А ведь он написал намного больше! Вот и получается, что "нелюбитель" Высоцкого не читал... возможно, слышал небольшое количество его песен... но - осуждает.

Date: 2018-09-21 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] belka-unit.livejournal.com
Ну, так не честно! У Высоцкого так много прекрасной лирики, и безнадёги у него почти и нет, а пока есть надежда - какая может быть чернуха? Получилась такая неправильная правда: вот про это он пел. Но песни-то не про это...

Date: 2018-09-21 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
У него надрыв. Безнадега, мне кажется, тоже бывает, но не доминирует

Date: 2018-09-21 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] belka-unit.livejournal.com
Именно. Но люди часто путают одно с другим.

Date: 2018-09-21 06:32 pm (UTC)
ext_457535: (Yasik  курит)
From: [identity profile] zolotayakoshka.livejournal.com
Мне всегда казалось, что Высоцкий очень оптимистичен, при чем тут такая чернуха?

Date: 2018-09-21 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Я бы сказала, что он по сути трагичен. А чернуха если есть, то поверхностная.

Date: 2018-09-24 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Странная выставка какая. Я люблю Высоцкого - он очень большой поэт и еще более того, потому что владел синтетическим искусством и его представление стихов это не меньшее искусство. Да, я согласна, что антисоветчина (он не был антисоветчиком), диссидентство, или вообще еврейство совершенно не про него. Его невозможно уместить в эти рамки... и чернушности уныния у него мне кажется не было... от него не хочетсся повеситься в углу, он наоборот живительный, прорывается .. горлом рвет канат... да... Т.е. он о жизни.. со всеми ее проявлелниями и трагедиями и страстями и радостью и тихим счастьем.. а не о смерти, сумасшествии и уходом в тупик. Ну так я его вижу (полюбила его, когда он был жив еще)

Date: 2018-09-24 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Соглашусь в целом. Но странно, что с моей подачи народ выставку обругал, а до этого читала отличные отзывы. Может, я чего-то не поняла

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 25th, 2026 12:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios