taanyabars: (Default)
[personal profile] taanyabars
P1310826.JPG

7 июля, как раз в день, когда мы уезжали из Пскова, храмы Псковской архитектурной школы включены в список Культурного наследия ЮНЕСКО. Это важное признание, и на мой дилетантский взгляд, абсолютно заслуженное. Такой россыпи старых храмов, как в Пскове, я не видела нигде, да и нет ее больше нигде. В списке 10 церквей с XII до XVI века, а в самом городе их гораздо больше, не мне судить об их ценности, но они трогают и остаются в душе. Влияние Псковской школы выходит за пределы Пскова, оно особенно сказывается на храмах эпохи модерна (Абрамцево, Марфо-Мариинская обитель в Москве) - может быть, поэтому они казались такими близкими.

Наследие ЮНЕСКО - это не только признание значения, это еще и сложнейшая бюрократическая процедура. У Пскова, чтобы попасть в список, ушло почти 20 лет, и из 18-ти поданных объектов осталось 10: из итогового списка исчезли башни и палаты, остались только храмы, да и то не все. Всего в России 30 памятников ЮНЕСКО, из них 18 культурных (остальные природные), и этои немало: по числу памятников наша страна на 9-м месте в мире.

Я уже писала: в Пскове столько потрясающих церквей, что я не все снимала; сейчас об этом жалею. Из десяти храмов ЮНЕСКО снятыми оказались шесть, седьмой мы не видели точно, он на окраине, а вот три то ли видела и не сняла, то ли прошла по соседней улице.
Представляю вам фотоподборку древних храмов Пскова, надеюсь (но не гарантирую), что название и дату постройки установила правильно.

Фото 1-3: Мирожский монастырь (ЮНЕСКО). Спасо-Преображенский собор построен не позднее 1156 года. В соборе уникальной сохранности фрески XII века, которые мы, к сожалению, не увидели из-за дождя: ради их сохранности собор закрывают в плохую погоду. А сам монастырь понравился: там хорошо и легко.

2.
P1310827.JPG

3.
P1310832.JPG

Фото 4-8. Ионанно-Предтеческий собор, XII век (ЮНЕСКО)
P1310894.JPG

5.
P1310893.JPG

6.
P1310895.JPG

7.
P1310896.JPG

8.
P1310899.JPG

9-11.Успенская церковь XVI века и Ольгинская часовня (2000 год, ранее примерно на этом же месте была Ольгинская часовня, построенная в начале XIX века). Успенская церковь была исключена из списка ЮНЕСКО, возможно, из-за того, что проецируется на городскую застройку, и это портит ее вид. Ольгинская часовня расположена напротив Псковского Кремля (Крома). По легенде, уже будучи Киевской княгиней, Ольга была в Пскове и остановилась на левом берегу Великой. Три солнечных луча пробились сквозь облака и указали на высокий, безлюдный, заросший лесом мыс противоположного берега. Ольга предсказала, что «на месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет». Дело было в X веке.
P1310786f.jpg

10.
P1310889.JPG

11.Напротив часовни на другом берегу реки Великой как раз виден Троицкий собор - преемник того собора, который повелела заложить Ольга


12-13.Троицкий кафелральный  собор (1699), на последнем этапе исключен из списка ЮНЕСКО. Возможно, потому, что это уже другая эпоха и не псковская школа
P1310806f.jpg

13.
P1310813f.jpg

14.Собор Петра и Павла с Буя (XV век)
P1310794f.jpg

15.Церковь Косьмы и дамиана с Примостья (XV век, ЮНЕСКО)
P1310799f.jpg

16-17. Церковь Варлаама Хутынского (XV век)
P1310804f.jpg

17.
P1310807.JPG

18-19.Церковь Николы с Усохи (XV век, ЮНЕСКО)
P1310817f.jpg

19.
P1310818f.jpg

20.Церковь Василия на горке (XV век, ЮНЕСКО)
P1310918.JPG

21 и 21а..Климентовская церковь (XV век), мы как раз напротив нее жили
P1310829f.jpg

21а.


22.Церковь Покрова и Рождества от Пролома (XV век, ЮНЕСКО)
P1310834f.jpg

23.Храм Рождества Пресвятой Богородицы (XVI век). Слева планетарий, расположенный в бывшем храме
P1310843.JPG

24.Церковь Косьмы и дамиана с Гремячей горы (XVI век)
P1310871.JPG

25.Церковь Образская с жабьей лавицы (XVI век)
P1310873f.jpg

26.Церковь Преполовения Пятидесятницы (XV век) стояла во дворе нашей гостиницы.


26.Церковь Успения с Полонища. Облик церкви - начала XIX века, но построена она в 1417 году
P1310824f.jpg

Date: 2019-07-15 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] aywen.livejournal.com
Есть в этих храмах что-то родное, от чего сердце замирает.

Date: 2019-07-16 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да! Спасибо!

Date: 2019-07-15 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com
Псковские храмы очень узнаваемы, по-моему их ни с чем не спутаешь

Date: 2019-07-16 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Вот не уверена, что не спутаю :(

Date: 2019-07-16 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] lenorlux.livejournal.com
а мне кажется, что они прямо очень отличаются от остальных

Date: 2019-07-18 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Новгородские и Псковские отличаются. По-настоящему круты, оригинальны в исполнении, красивы и древние. В Москве подобного нет ничего

Date: 2019-07-18 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Тут в комментариях упоминали Спасский собор Спасо-Андрониковского монастыря и храм Трифона в Напрудном, примерно то же время, я не спец на тему "подобного", но впечатляют. Успенский собор в Кремле примерно та же эпоха, но он в другом стиле - монументальный, копирует в каком-то смысле одноименный собор во Владимире.

Date: 2019-07-18 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
да, кремлевские не берем - совсем другая стилистика и функции. Андроников и Трифон, да, но вот на них в Москве всё и заканчивается. Плюс они потерялись в мегаполисе. А в Пскове и Новгороде таких храмов как грибов в лесу и смотрятся они там здорово
Edited Date: 2019-07-18 02:38 pm (UTC)

Date: 2019-07-18 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Это да, согласна

Date: 2019-07-15 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] vladimirdar.livejournal.com
Иоанно-Предтеченский собор и Храм Косьмы и Дамиана восхищают!

Date: 2019-07-16 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
И не только они!

Date: 2019-07-16 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] spjasshka.livejournal.com
Да, псковские храмы очень крутые.
Первые два собора (Мирожский и Иоанно-предтеченский) - это еще не псковская, а новгородская школа. Они, конечно, сильно повлияли на истинно псковские постройки, но сами еще к ним не принадлежат, хотя отличия от "каноничных" новгородских храмов уже просматриваются.

И Ваша правда, псковская школа сильно повлияла на московское храмостроение, по сути, подняв раннемосковскую школу, достаточно вторичную, скажем прямо, на очень высокий уровень.

Date: 2019-07-16 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Это о чем речь идет, если говорить о московском высоком уровне? В Псковской прессе пишут про Василия Блаженного, но я на свой илетантский взгляд, общности не нахожу

Date: 2019-07-17 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] spjasshka.livejournal.com
Ну, например, храмы "рублевского цикла" - в Спасо-Андронниковском монастыре, Троице-Сергиевой Лавре, в Городке и в монастыре в Звенигороде, это ярчайшая классика. До них был еще храм Трифона в Напрудном или небольшая, но очень приятная Никольская церковь в Каменском.

А раннемосковская школа до псковского влияния - ну, например, собор в Переяславле-Залесском. Очень мило, но предельно скромненько, даже примитивно в каком-то смысле.

Date: 2019-07-17 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Эти храмы знаю (кроме Сергиева Посада), да. хороши. А Переславль разве не Владимирская школа?

Date: 2019-07-17 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] spjasshka.livejournal.com
Она самая, надо ж было так облажаться. Забывать стал уже:(

Date: 2019-07-16 09:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dracena-08.livejournal.com
Ну теперь в Гдов и Порхов или бывали уже?

Date: 2019-07-17 01:17 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Увы :( Это первая поездка на Псковщину, мы даже в Изборск не успели :(

Date: 2019-07-17 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Восторг конечно.

Date: 2019-07-17 09:01 pm (UTC)
From: [identity profile] mrs-mcwinkie.livejournal.com
Не один раз и писала даже :)

Date: 2019-07-17 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Там вроде ещё в список ЮНЕСКО храм Снетогорского монастыря включили, если ничего не путаю. Это отрадно, а то страшновато за него было после передачи от музея монастырю. Да и доступ туристам теперь, наверное, обязаны будут обеспечить
Edited Date: 2019-07-17 08:26 pm (UTC)

Date: 2019-07-17 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, я не стала перечислять те четыре храма, которых у меня нет на фото, если не ошибаюсь, этот храм там был, единственный из десятки, который мы точно не видели.

Date: 2019-07-17 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kuba.livejournal.com
Да, это самая окраина Пскова. Надо до конечной троллейбуса ехать. Раньше открывали музейные работники за мзду малую (там фрески 14 века). А после передачи монастырю, слышала, были проблемы с попаданием внутрь.

Date: 2019-07-18 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Ооо, как я вам за подборочку благодарен! С радость всё посмотрел и изучил. Делал недавно подобную из Новгорода, а вот Псков помню плохо, был лишь в 13-м году. Только недавно понял, на сколько и Великий Новгород, и Псков круты!
ЮНЕСКО конечно все они достойны, ну разве что Троицкий собор правда из этой команды выделяется

Date: 2019-07-18 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Рада, что понравилось. Подборка конечно очень дилетантская. Круты да, очень, вчера на ночь глядя читала на эту тему интересную и очень жесткую, нелицеприятную статью о роли Пскова в истории

Date: 2019-07-18 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
ну, с научной точки зрения тут и не надо)
А что там пишет?

Date: 2019-07-18 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Ну, пересказывать - дело неблагодарное. если интересно, гляньте, хотя очень длинно и не факт, что понравится
http://gubernia.media/number_455/03.php
http://gubernia.media/number_456/04.php

Date: 2019-07-18 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] cr2.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2019-07-20 04:12 am (UTC)
From: [identity profile] nina-varo-nina.livejournal.com
Псков - окно и ворота России, западная граница.
Так выразительно представлена русская архитектура,
четко ощущаешь российское бытие и мировоззрение.
Мне еще потрясающе понравился там Изборс,
невероятная крепость,
километров 30 от Пскова.
Сейчас к сожалению это все осталось на краю света.

Date: 2019-07-22 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] moscow-i-ya.livejournal.com
Да, Псков и Новогород это страницы истории, которые сейчас не осбо в почете и про них не очень хорошо знают.

Profile

taanyabars: (Default)
taanyabars

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 567 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 01:45 am
Powered by Dreamwidth Studios