taanyabars: (Default)
taanyabars ([personal profile] taanyabars) wrote2023-01-17 08:04 pm
Entry tags:

Куба: стиль жизни и немного про туризм

20230106_122047.jpg

Неблагодарная задача - попытаться разобраться в запутанной кубинской современности, да еще по сути из "резервации", каковой является скопление отелей в Варадеро, спасибо, что хоть без колючей проволоки. Но мне это было действительно интересно, тем более, что рассматривала повседневность Кубы не только как жизнь далекой экзотической страны, но и как наше возможное близкое будущее (за вычетом жары, моря и кубинского темперамента).
Если в два слова, то сегодняшняя Куба - это гремучая смесь социалистической системы, зарождающегося частного бизнеса, повального дефицита, бедности с бардаком, южной легкостью и пофигизмом. Постараюсь рассказать об этом на конкретных примерах, во многом со слов наших гидов, которые скорее всего не всю правду говорили. Заодно расскажу про туризм и организацию экскурсий как пример сферы, о которой мы получили более подробное представление.

Про деньги. По словам одного из гидов, "у нас каждые три месяца - новая реформа", во всяком случае, куков (аналогов советских инвалютных рублей, с которыми было примерно ясно) больше нет. В стране ходят четыре вида денег. Хождение наличных долларов формально запрещено (но с карты деньги снимут именно в долларах), по факту их принимают почти везде, но могут и не принять. Наличные евро имеют официальное хождение, но их стремятся заменить картами, где-то могут не принять кэш и потребовать карту: местную карту можно без проблем оформить в любом отеле, но все гиды в один голос советуют этого не делать. К примеру, у нас в отеле отказались принять оплату за сейф наличными, причем у наших коллег по туру сейф работал бесплатно. При этом везде доллар равен евро, поэтому выгодней расплачиваться "незаконными" долларами.
Местная валюта - песо, при этом примут ли ее у туриста или потребуют евро, а если примут, то по какому курсу, не вполне понятно (все цены в туристских местах - в у.е., то ли в долларах, то ли в евро). Обменять ее на евро или доллары невозможно даже иностранцам. В последние пару лет песо упало в цене примерно в 10 раз.

2.Курс в обменнике при отеле. С рук вроде бы можно поменять более выгодно для владельцев валюты, но мы не пробовали.


Наконец, есть какая-то новая кубинская валюта, про которую я почти ничего не знаю, кроме того, что она равна примерно 1,05 евро и обозначается MLC (только не спрашивайте, что это значит).
Вот и разберись...

Про дефицит. К сожалению, мы успели посмотреть только туристские магазины, где все цены в у.е. Продуктовый магазин даже в туристском городе производит грустное впечатление: какие-то консервы, крупы, да несколько видов бутылок. Из промтоваров - в основном пляжная одежда. Цены - вполне европейские, к примеру, темные очки стоят 10 евро. Больше всего меня доставали цены на банки с кока-колой, фантой и пр: 3-3,5 доллара (санкции!). Ничего другого из напитков как правило в кафе не было, обычная вода - те же 3 доллара.
Полагаю, формально обычные кубинцы могут все это покупать, если у них есть валюта и желание заплатить, ибо все для них дорого. К примеру, военная пенсия нашего гида - отставного офицера - под 6000 песо, что составляет менее 50 долларов.
Основные продукты - до сих пор по карточкам: говорят, к 2019 году ситуация улучшилась и встал вопрос об отмене карточек, но ковид все обнулил. По всеобщему мнению, норм недостаточно для полноценного питания ("хватает на 10 дней"). Соотношение цен примерно такое: растительное масло по карточкам 30 песо, без карточек, если повезет купить - 60 песо, в свободной продаже (на черном рынке) - 500 песо (около 4 долларов). Очереди имеются в ассортименте, даже в валютных магазинах.

Цены на современные автомобили нам называли, могу ошибиться, но мне показалось, что они существенно дороже, чем в России. Так что автомобильный парк делится на три сопоставимые части: шикарные ретро-лимузины и кабриолеты, советские Москвичи и Жигули и относительно современные машины. Зато никаких пробок, улицы напоминают Москву на фотографиях 70-х годов. Набитость автобусов также заставляет вспомнить СССР. Билеты на поезда и самолеты - также дефицит. Наш гид, проживающий на востоке Кубы в крупном городе (Ольгин), где есть свой аэропорт и железная дорога, добирался на работу в район Варадеро на автобусе 14 часов.

3.Многие автобусы переделаны из грузовиков и выглядят так
20230108_083331f.jpg

Справедливости ради, обычные цивилизованные автобусы для местного населения мы тоже видели.
По утверждению другого гида, даже обычные ручки - дефицит. Действительно, среди сувениров ручки, а также другая китайская мелочевка отсутствовали или продавались лишь в аэропорту. Даже магнит, купленный за доллар на улице Гаваны, был выполнен на дереве.

Про хорошее. При всем том, на Кубе бесплатная и по всеобщему уверению, хорошая медицина. Правда в последнее время плохо с лекарствами. Аптека в аэропорту - душераздирающее зрелище: мне показалось, что там всего 2 или 3 наименования товаров. Зато продолжительность жизни - 78 лет (!!), это на 5 лет больше, чем в России. Образование - бесплатное и тоже вроде бы неплохое. По утверждению гида, в "обычной" кубинской семье есть телевизор, холодильник, стиральная машина, электрическая или газовая плита. Правда интернет плохой и дорогой (отелей это не касается), на отсутствие на улицах людей, уткнувшихся в смартфоны, обращаешь внимание.

4.Относительно типичная улица, снято на окраине города Санта-Клара, населением 250 тысяч. По моей субъективной оценке, жилье в целом более приличное, чем в Перу (с которым постоянно сравнивала Кубу, т.к. только в этих двух латиноамериканских странах была).
20230108_110631f.jpg

Про туризм. Когда к концу 80-х с развалом СССР помощь Кубе стала сходить на нет, именно туризм поддержал разваливающуюся кубинскую экономику и поддерживает ее до сих пор. Для туристов создают условия, близкие к мировым стандартам, и соответствующими ценами. Примерно половину туристов составляют канадцы, второе место до последнего времени занимала Россия.

5.Аэропорт Варадеро принимает полтора миллиона человек в год, второй большой курорт - Кайо-Коко - полмиллиона, часть туристов прибывает через Гавану.
20230111_134104f.jpg

6.Отели в Варадеро.
20230109_145649f.jpg

Считается, что отдых на Кубе - для непритязательных туристов: плохо кормят и размещение - не очень. Я с этим не вполне согласна. Скорее, на фоне цивилизованного  стандарта сервиса обнаруживаются неожиданные "дырки", к которым мы относились с юмором. К примеру, придя в номер отеля (про наш отель я еще расскажу, в два слова - он понравился очень), мы обнаружили, что холодильник снаружи весь покрыт рыжими пятнами. Когда мы пожаловались на ресепшен, нам предложили смену номера, но нам стало лень перебираться и мы отказались. Муж немного отмыл пятна влажными салфетками, так мы с ними и жили. Марка холодильника указана не была, но он упорно напоминал мне Морозко, с которым мы ездили на дачу в конце XX века.

Про экскурсии. Это любопытная иллюстрация к теме "государственное и частное". Мы ездили на две экскурсии, одну с государственной фирмой, на другую - с частной.
Государственная - фактически монополист, вроде советского Интуриста. Ее главное преимущество - автобусы: абсолютно цивилизованные, с мягкими креслами, индивидуально регулируемыми кондиционерами и даже USB-зарядкой.
7.Мне бы не хотелось ругать нашего гида на экскурсии от государственной фирмы: он отлично справлялся с организацией (лучше его коллеги от частной фирмы), местами был вполне информативен. Но к примеру, экскурсия по Тринидаду - самому интересному городу на этой экскурсии выглядела примерно так. Сначала мы пообедали (обед входит в цену), потом он сводил нас в магазин, где продают ром и сигары, потом вывел на главную площадь и сказал: "Встречаемся здесь через час". Он учился в Новосибирске, по какой профессии, не сказал.
20230108_150826f.jpg

8.У частной фирмы несколько ниже цены, несколько более интересная программа, но... у них нет допуска к автобусам. Поэтому они возят клиентов на такси-универсалах, группы по 10 человек. Маленькая группа - это большой плюс (правда на государственной экскурсии не набралось много желающих, и нас было всего 12 человек), но при полной загрузке в машине тесновато, вылезать весьма заковыристо и кондиционер работает хуже.
Оба гида прилично говорят по-русски, но понимать их непросто из-за акцента.
У меня остались самые теплые впечатления о нашем гиде Абелардо, в отзывах много хороших слов и про других гидов, поэтому частный КокоТурс рекомендую искренне: сайт, вконтакт. А про гида расскажу подробней.
20230106_114519f.jpg

Во-первых, я горячо благодарна Абелардо за то, что он показал нам Гавану так, что это оказалась любовь с первого взгляда. Не особенно докучая рассказами, он водил нас по закоулкам и местам, которые мы бы никогда сами не увидели, вовлекая в хитросплетения жизни города. Отделить тут роль гида от роли самого города уже невозможно, да и не нужно - важен результат.
И во-вторых, он подкупал любовью к России и русскому, открытостью  и искренним желанием сделать так, чтобы нам всё понравилось. Он бомбардировал нас фамилиями русских писателей и рассказывал про учебу в Минске, про русскую жену Людмилу, русские имена детей и внуков (кого-то из них звали Руслан), показывал их фото - и все это казалось не всегда уместным, но по-человечески понятным и душевным. Кстати, его жена за 35 лет на Кубе была на родине раза три, и в последний раз очень давно - дорого! А сам Абелардо после окончания учебы в России никогда не был.
Во время ужина, когда мы с ним оказались вдвоем у перил терраски с видом на город, он стал рассказывать, как ему трудно дается организация, как у них все плохо и трудно, того нет, этого нет. Возможно, это было ответом на мое недовольство, которое я не сдержала. Дело в том, что две девицы из группы не захотели ужинать в баре с умопомрачительным видом и привлекательным меню: они были в легких платьях и замерзли. В результате мы  оказались в довольно убогом ресторанчике, где среди напитков были только банки с трехдолларовой  газировкой. Надеюсь, я была убедительна, отвечая, что все это фигня на фоне  замечательного города, и все прекрасно и удивительно. И это была чистая правда.
Ну и наконец, Абелардо охотно отвечал на вопросы о Кубе, и существенную часть того, о чем я сегодня рассказала, мы узнали благодаря ему.

Следующий рассказ будет о кубинцах.

[identity profile] gala-vrublevska.livejournal.com 2023-01-17 05:19 pm (UTC)(link)

Если сравнивать с СССР, то с какими годами?

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-17 05:50 pm (UTC)(link)

Думаю, все-таки с последними годами: всеобщий дефицит, появление негосударственных предприятий, хождение валюты, бедлам.

[identity profile] pryanik.livejournal.com 2023-01-17 06:28 pm (UTC)(link)

Какая, однако, лаконичная экскурсия у государственной конторы, вот ничего лишнего! )

[identity profile] pryanik.livejournal.com 2023-01-17 06:28 pm (UTC)(link)

А по стоимости "государственная" и частная экскурсии сильно отличаются?

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-17 07:25 pm (UTC)(link)

Несильно, при этом довольно трудно сравнивать напрямую. К примеру, у частной экскурсия на 1,5-2 часа дольше и соответственно больше объектов, цена 79 долларов, максимум 10 человек. У государственной 100 евро, но с включенным обедом, но большой группой, которая правда не набралась.

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-17 07:19 pm (UTC)(link)

Ну, у нас было несколько мест в программе, в других он был менее лаконичен :))

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2023-01-17 06:32 pm (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ru_central). Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] lenorlux.livejournal.com 2023-01-17 06:39 pm (UTC)(link)

я не совсем поняла про деньги. Вы туда приехали с наличными долларами и меняли их на местную валюту? Или там можно нашими картами платить? или вы наличные рубли меняли на песо?

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-17 07:31 pm (UTC)(link)

Мы ехали с наличными евро и с небольшим количеством наличных долларов и повсюду ими расплачивались. На местную валюту меняли 20 евро — на мелкие расходы, вроде чаевых и туалета, плюс вода-кофе в провинции, куда у нас была одна экскурсия (в Варадеро и Гаване все ценники в евродолларах). Почти треть от этих песо осталась, спускали в аэропорту на сувениры.


Проблема в том, что на Кубе очень плохо дают сдачи. Поэтому если у тебя нет песо, то за туалет придется заплатить доллар, а если нет доллара, то 5 долларов или евро :)) А если есть песо, то сумму порядка 10 рублей.


Наши карты там не работают, но можно положить наличность на какие-то местные карты, которые действуют только на Кубе. Однако все гиды в один голос советовали этого не делать.

[identity profile] lenorlux.livejournal.com 2023-01-17 07:36 pm (UTC)(link)

спасибо! Пока Кубы в планах нет, но все равно интересно.

[identity profile] ein-arzt.livejournal.com 2023-01-17 06:46 pm (UTC)(link)

Весьма познавательно. Чтение этих записок ещё больше утвердило меня в решении — полёт более 10 часов ради экзотики, пляжного отдыха и "аттракциона" Back in the USSR — не для меня.

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-17 07:32 pm (UTC)(link)

Все люди разные. Нам понравилось очень!

[identity profile] kagury.livejournal.com 2023-01-17 07:53 pm (UTC)(link)

Абсолютно те же мысли :)

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-17 07:56 pm (UTC)(link)

Абсолютно то же могу ответить: все люди разные, нам понравилось очень.

[identity profile] kagury.livejournal.com 2023-01-17 07:59 pm (UTC)(link)

Я вообще завидую вашей способности видеть вокруг интересное и прекрасное. Мне вот даже непонятно, что в принципе стоит смотреть на Кубе. Навскидку кажется, что сплошные развалюхи и бетонные пятиэтажки. Если не куришь, и мало пьёшь, то совсем тоска. Но это я по фильмам сужу. Просто, толком ничего не знаю про эту страну.

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-17 08:06 pm (UTC)(link)

1.Там роскошный пляжный отдых, практически первый в нашей жизни


2.Там великолепная старая архитектура Гаваны, 18 — начало 20 века.


3.Там совершенно уникальный драйв, связанный с местным населением, не уверена, что смогу это объяснить и показать.


Ну и до кучи фрукты, зелень, природные красоты, на которые у нас толком не хватило времени.


Пятиэтажек там очень мало. Вместо рома и сигар — ананасы на завтрак, обед и ужин :))

[identity profile] robot951.livejournal.com 2023-01-19 10:12 pm (UTC)(link)

Зато кубинские девушки, для истинных ценителей, и совершенно точно стоят, что бы лететь даже 20 часов. Иной гормональный баланс, иной менталитет, тропический, очень здоровый морской климат.


Вроде как и парни, ни разу не отстают :-).

[identity profile] ein-arzt.livejournal.com 2023-01-20 07:13 pm (UTC)(link)

С девушками понятно. А парни-то тут с какого бока?

[identity profile] robot951.livejournal.com 2023-01-20 11:13 pm (UTC)(link)

"А парни-то тут с какого бока?"


:-) Где то читал, что цивилизованные обеспеченные женщины, охотно туда ездят.

[identity profile] ein-arzt.livejournal.com 2023-01-21 08:54 am (UTC)(link)

Распутство какое-то. Свят, свят, свят... :)

[identity profile] za-dorogoy-svet.livejournal.com 2023-01-17 09:39 pm (UTC)(link)

Очень интересно!

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-18 08:01 am (UTC)(link)

Спасибо!

[identity profile] gaechka63.livejournal.com 2023-01-18 01:58 am (UTC)(link)

Очень хотелось бы побывать там

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-18 08:01 am (UTC)(link)

Да, оно того стоит!

[identity profile] kuba.livejournal.com 2023-01-19 07:59 pm (UTC)(link)
Странно, что при их климате они не могут сами себя прокормить. Наверное, как-то связано с социализмом. Это как СССР, имевший в своей составе РФ, Украину и Казахстан (в последние годы стабильно входили в первую десятку мировых экспортеров пшеницы) , который при этом умудрялся покупать зерно в Канаде!

[identity profile] robot951.livejournal.com 2023-01-19 10:31 pm (UTC)(link)

Тем более странно, что при отсутствии еды, имеют куда более высокую продолжительность жизни, нежели граждане, где улицах пробки из топовых Тесл и Порше.


На самом деле, проблема не с едой, а с ассортиментом еды, в особенности импортируемой.


Например та же Украина, будучи одним из лидеров экспортера пшеницы, стремиться выйти на уровень 7-10 миллионов человек ( то есть избавиться от 80%-85% лишних ртов ) , в то время, как на Кубе население медленно, но уверенно растет, без массовых геноцидов.

Edited 2023-01-19 22:35 (UTC)

[identity profile] kuba.livejournal.com 2023-01-19 10:46 pm (UTC)(link)

Если вы про США, то там до ковида продолжительность жизни была почти 79 лет, что равно кубинскому показателю. Или вы о России? Да, мы со своими 72 годами сильно отстаем.


Проблема в том, что Кубе приходится импортировать еду, чтобы прокормить собственное население. Выращивали бы больше сами, не пришлось бы вводить талоны. Само наличие талонов на продукты — это треш для современного мира.


Ну вот не обстреливают США Кубу ракетами, потому и население растет. Хотя кубинская община в США растет еще более быстрыми темпами.


(deleted comment)

[identity profile] kuba.livejournal.com 2023-01-20 05:43 am (UTC)(link)
А что там разбираться. Не хватает еды вдоволь на всех — отсюда и талоны. Попытка распределить дефицитный ресурс. В позднем СССР тоже талоны были — явно не от избытка благополучия.

Кубинцы вон радуются и без денег почему-то. Хотя и бегут с Кубы тоже массово — хоть на надувных лодках, хоть тушкой, хоть чучелком. В те самые мегаполисы, где Теслы, плохой воздух и дорогая медицина.

[identity profile] robot951.livejournal.com 2023-01-20 09:45 pm (UTC)(link)

"А что там разбираться. "


Всегда надо разбираться. Иначе все россияне орки, а все украинцы бендеровцы. И естественно, все фашисты, в самом худшем понимании этого выражения.


Конечно, можно надуть щеки, и через губу плюнуть- я царь, пусть там смерды чето там в своих писульках черкают.


Мне вот, из Украины, где зима 7 месяцев в году, абсолютно не вериться, что возможны проблемы с продовольствием. где зима 0 месяцев в году, и еда растет круглодично на деревьях, и сама падает в рот. К тому же, вокруг страны, весьма плодородное, теплое море.


Табличные данные, также подтверждают, что с демографией там все очень хорошо.


Собственно, тема большая, она или про людей, или про деньги и эгоизм, отдельно взятых комментаторов.


Вам, лично, повезло родиться и вырасти в благополучном регионе РФ, радуйтесь. Можете на досуге, подумать о своих согражданах из Луганска, где в самые богатейшие годы, 2006-2008, все равно было много хуже, чем на Кубе, а уж про сегодняшний день ( и предыдущие 8 лет), даже и думать без содрогания не возможно.


[identity profile] kuba.livejournal.com 2023-01-20 10:01 pm (UTC)(link)
Демография вообще ни о чем не говорит. Население быстрее всего растет далеко не в самых благополучных регионах планеты.

Я живу не там, где родилась и выросла. И считаю, что каждый человек имеет полное право сам выбирать, где ему жить и менять место жительство по обстоятельствам. Потому и бегущих кубинцев не осуждаю.

[identity profile] robot951.livejournal.com 2023-01-20 10:34 pm (UTC)(link)

"И считаю, что каждый человек имеет полное право сам выбирать, где ему жить и менять место жительство по обстоятельствам."


Извините, Вы ошиблись адресом :-). По Вашей логике, я Вам должен отвечать из Фиджи, а не из зоны боевых действий, под залпы тяжелых орудий, потеряв убитыми и бежавшими всех своих близких людей, всю семью- жены, детей, сестр, племянниц. ВСЕХ ДО ЕДИНОГО! Вы себе не можете даже этого представить, что это значит, остаться одному в четырех стенах, в вечном бегстве- от полиции, военных, всяких разных органов госслужб. Подпольные заработки, конспиративные закупки продуктов и т.д. и т.п.


Но при этом, сохранить человечность. Милосердие, сострадание, эмпатию. Здравомыслие. Радоваться жизни, и радовать окружающих. Среди бездонного океана ненависти.

[identity profile] robot951.livejournal.com 2023-01-20 10:59 pm (UTC)(link)

И крайне важный момент, почему деньги, это ничто.


Я без ума от своей жены. Мне казалось ( и я, для этого все делал), не существует такой вероятности, где я и моя любимая жена, в разлуке более 2-3 дней. И даже 1 сутки, это трагедия. Не существует на планете столько денег, самой вкусной еды, и всего, что Вы можете себе измыслить, на что я обменял бы месяц разлуки с женой.


Реальность. оказалось много сильнее, любых денег и возможностей.


Вы, гарантировано, славянка, или обрусенная гражданка пост СССР. Вам многих принципов, никогда не понять. Деньги, талоны, Теслы и айфоны, это все пепел, зола, труха. В вашей, существующей, современной культуре (российской, украинской, и т.д.): верность, любовь, страсть, секс, это исковерканные, изуродованные понятия.


И потому Вам никогда не понять кубинцев. Просто, высокомерно бахвальтесь своей никчемной эгоистичной безрадостной жизни, который Вы не заслужили, ибо богатство Вашей жизни, обеспечено сотнями тысяч трудяг, голодных и обмороженных , годами пробивавшим путь сквозь вечную мерзлоту к газу и нефти.


[identity profile] robot951.livejournal.com 2023-01-20 09:52 pm (UTC)(link)

А мне что нравиться в Кубе, что абсолютно все туристы, из всех стран мира, подчеркивают исключительно высокую доброжелательность, и позитивность местного населения.


Да есть трудности, есть проблемы. Они везде есть, на всей планете, самые разнообразные.

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-20 09:15 am (UTC)(link)

Полагаю, у них свободно можно купить фрукты и овощи, а также фасоль. Но уже рис и кофе, оказывается, по карточкам. Нашла интересую статью, от 2016 года, скопирую сюда выдержки.


Каждый кубинец с рождения приписан к продуктовой лавке по месту жительства — бодеге. Через нее товары распределяются по символическим ценам.


В бодегу жители карибской страны приходят с книжечкой размером с ладонь, которую называют "либрета". Она обеспечивает каждому кубинцу право ежемесячно получать по субсидированным ценам 3 кг риса, 0,5 кг бобов, пакет макаронных изделий, 2 кг сахара, 0,5 л соевого масла, пакетик кофе, пять яиц, соль и небольшое количество куриного мяса и рыбы. Кроме того, каждый день по "либрете" выдается 80 грамм хлеба на человека.


Для детей существуют дополнительные пайки. Им предоставляются, например, сухое молоко, соевый йогурт, компоты из фруктов. Эту льготу кубинские власти предоставляют также гражданам, страдающим от хронических заболеваний. В зависимости от того, какая у человека дома плита, ему полагается газовый баллон, керосин или даже древесный уголь.
Из-за экономических трудностей, с которыми столкнулась страна после распада Советского Союза, из "либреты" с начала 1990-х годов исчезли многие позиции: по карточкам перестали продавать одежду, игрушки, зубную пасту, стиральный порошок, картофель, сигареты. Кроме того, сократились порции отпускаемых продуктов.


По словам кубинцев, прожить исключительно на карточку сложно: нормированных продуктов хватает недели на две. Дальше приходится идти на рынки и в супермаркеты, где ассортимент сравнительно шире, но цены во много раз выше.

[identity profile] kuba.livejournal.com 2023-01-20 09:37 am (UTC)(link)
Спасибо, интересно. Насколько может быть интересным треш, конечно.

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-20 09:49 am (UTC)(link)

Ну, у нас 30 лет назад был примерно такой же треш

[identity profile] kuba.livejournal.com 2023-01-20 11:08 am (UTC)(link)
Да, талоны точно на продукты были.

[identity profile] kneiphof.livejournal.com 2023-01-30 06:57 pm (UTC)(link)
А как с безопасностью (криминалом)?

[identity profile] taanyabars.livejournal.com 2023-01-30 07:12 pm (UTC)(link)

Тут сведения противоречивы, но, полагаю, как минимум, лучше среднего по ЛА.


Очень много жалоб в отзывах на воровство в отелях. С другой стороны, по словам местного гида, преступности нет, по словам российского — "ну, вы за вещами следите, надолго на пляже не оставляйте".


Субъективно — страна спокойная.